Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:28, доклад
Одной из характерных черт современного мира является международная интеграция в области таможенного дела. Развитие процесса таможенной интеграции является следствием укрепления торгово-экономических отношений между странами. Интеграционные процессы, происходящие на постсоветском пространстве, носят весьма противоречивый характер, несмотря на то, что страны СНГ недавно были единым государством.
Проблемы формирования экономического потенциала таможенной территории России в составе единого таможенного пространства
Одной из характерных черт современного мира является международная интеграция в области таможенного дела. Развитие процесса таможенной интеграции является следствием укрепления торгово-экономических отношений между странами. Интеграционные процессы, происходящие на постсоветском пространстве, носят весьма противоречивый характер, несмотря на то, что страны СНГ недавно были единым государством. В настоящее время наиболее тесное таможенное сотрудничество развивается между Россией, Беларусью и Казахстаном. Главами этих государств был подписан ряд соглашений о принятии мер по формированию таможенного союза, на основании которых с 1 января 2010г. начал свою работу Таможенный союз. Союз предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, и использование единых мер тарифного и нетарифного регулирования торговли.
Разумеется, такие преобразования внесут серьёзные изменения в процесс формирования экономического потенциала единого таможенного пространства. В этой связи анализ влияния Таможенного союза на формирование экономического потенциала таможенной территории России приобретает особую актуальность и практическую значимость.
Цель работы состоит в оценке влияния интеграционных процессов на формирование экономического потенциала таможенной территории России.
Несмотря на то, что правительства стран ожидают от Таможенного союза положительный экономический эффект, можно выделить ряд проблем, требующих решения:
1) проблемы связанные с таможенными платежами, к которым относятся
- разногласия при согласовании ставок Единого таможенного тарифа,
- потери таможенных платежей от косвенных налогов, взимаемых в бюджет России,
- вопросы об отмене экспортных пошлин России;
2) изменения в мерах нетарифного регулирования торговли с третьими странами;
3) риски проникновения на территорию РФ контрабандных, контрафактных и иных товаров, наносящих ущерб экономическому потенциалу таможенной территории;
4) неподготовленность технологии и отсутствие единого информационного обеспечения функционирования Таможенного союза.
Это не полный перечень проблем формирования Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, но, на наш взгляд, перечисленные трудности являются основными для единой таможенной территории и представляют интерес для рассмотрения.
С 1 января 2010г. вступил в силу Единый таможенный тариф, утверждённый Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.09г. № 130.[1] Он разрабатывался на основе консенсуса государств-участников Таможенного союза. Единый таможенный тариф, в основном, совпадает с ранее действовавшим тарифом России (92 % российских тарифов). При согласовании ставок тарифа, серьёзные разногласия вызвали пошлины на автомобили. B Казахстане плата за таможенную очистку импортного автомобиля составляет 10% его стоимости, в России в 3-3,5 раза больше. При этом Правительство РФ аргументировало установление своих ставок тем, что в Казахстане своих автомобильных производств нет, а в России несколько отечественных автозаводов, требующих защиту от зарубежной конкуренции.[2] Казахстан пошёл на уступки: в Едином таможенном тарифе на автомобили российский уровень пошлин. В связи с чем, белорусские автодилеры, не исключают возрождения серых схем ввоза автомобилей в Беларусь, а потом и в Россию. Несколько лет назад такие схемы перестали применяться из-за Указа президента Беларуси А.Г.Лукашенко, снизившего ввозные пошлины на автомобили.[3]
Повышение пошлин настораживает предпринимателей Казахстана еще и тем, что подорожает ввозимое сырье, а вслед за ним и готовый отечественный товар. Только из патриотизма казахстанцы не станут покупать дорогую продукцию и предпочтут более дешевые российские товары. [2] Конечно, для России такое положение дел является выгодным, об этом не однократно говорилось на самых разных уровнях, как в республиках Союза, так и в мировом сообществе. Тем не менее, этот вопрос остается проблемным.
Еще одной важной проблемой таможенных платежей, стали риски не поступления косвенных налогов в федеральный бюджет. Эти опасения основаны на различиях в ставках НДС: в России - 18%, в Казахстане - 13%, а участнику внешнеэкономической деятельности выгоднее оформлять товар там, где ставка ниже. По утверждению руководителя ФТС РФ Андрея Бельянинова, после отмены таможенного оформления во взаимной торговле России и Казахстана поступление в бюджет России от НДС в составе таможенных платежей по итогам 2009г. могло сократиться на 40 млрд. руб. [4]
К этой группе проблем, мы также отнесли различие в экспортных пошлинах между Россией и Казахстаном, Белоруссией. Если у последних их практически нет, то Россия экспортирует более 300 товарных позиций, по которым взимаются пошлины. Поэтому, с образованием Союза наиболее вероятной представляется схема, когда российские товары, облагаемые экспортными пошлинами, будут перемешаться в рамках взаимной торговли (без обложения) в Беларусь и Казахстан, а затем экспортироваться в третьи страны под видом товаров белорусского или казахстанского происхождения. Поскольку товары, в отношении которых в России установлены ставки вывозных таможенных пошлин, в Беларуси и Казахстане пошлинами не облагаются, то данная схема имеет высокую коммерческую привлекательность.
Подобные схемы протекания экспортных товаропотоков из России на территории иных государств Таможенного союза приводят к потере бюджетом части вывозных таможенных пошлин. Так, например, в 2009г. в бюджет РФ от экспортных пошлин поступило 210 млрд. руб., эта сумма могла быть потеряна при развитии описанного сценария. [4]
Однако Минск рассчитывает на отмену экспортных пошлин России. «Если создавать полноценный таможенный союз, то этой пошлины быть не должно», - утверждает руководитель Научно-исследовательского центра Беларуси Ярослав Романчук. [5] Белорусская сторона обвинила российскую в нарушении принципиальных договоренностей в рамках Таможенного союза. Между тем, в связи с неудавшимися переговорами в конце 2009г., Россия решила продавать нефть Беларуси с учетом 100% ставки экспортной пошлины, в то время как до этого применялся понижающий коэффициент 0,3. В феврале 2010г. Правительство РФ заявило о готовности без пошлины поставлять в Беларусь 6,3 млн. тонн нефти в год для внутренних нужд этой страны, а та часть нефти, которую Беларусь перерабатывает и экспортирует, будет облагаться пошлиной. Республика Беларусь приняла такие условия.
Далее, обратим внимание на проблемы, вызванные изменениями в системе мер нетарифного регулирования. В соответствии с Соглашением о применении в Таможенном союзе единых мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран, утверждённым Распоряжением Правительства от 22.12.07г. № 1890-р [6], расширился список алкогольных напитков, техники и лекарств, которые можно импортировать только по лицензии. Из-за чего у импортеров появились сложности с таможенной очисткой иностранного вина и виноматериалов. По расчетам ФТС, общие убытки от происходящего могут составить до 300 млн. долл. [5] При этом пострадают и российские производители, т.к. 70% отечественного вина изготовляется из импортного виноматериала.
Трудности возникли и у поставщиков телефонов, ноутбуков, Bluetooth-гарнитур. Теперь все устройства, которые имеют функцию шифрования информации, должны проходить процедуру нотификации, т.е. уведомление государства о его поступлении. При отсутствии нотификации таможенные органы вправе не пропускать товар. Проблемы с лицензиями распространяются по цепочке. Они уже коснулись сотовых операторов, которые вынуждены переносить сроки строительства сетей третьего поколения, из-за проблем с ввозом оборудования для 3G. Операторам предстоит получить лицензию на ввоз шифровальных средств и лицензию на ввоз радиоэлектронных средств Минпромторга РФ.
Серьезные опасения вызывают риски проникновения на территорию России контрабандных, контрафактных и иных товаров, наносящих ущерб её экономическому потенциалу. B условиях прогнозируемого роста товарных потоков через Казахстан в Россию, инфраструктура казахстанской таможни не готова обеспечить необходимый уровень таможенного контроля на своей границе. Также должностные лица таможенных органов Казахстана, привыкшие оформлять большую часть грузов в режиме транзита и не имеющие необходимой квалификации, не смогут эффективно проводить таможенное оформление.
С учетом предоставления Казахстану переходного периода по введению ставок Единого таможенного тарифа на согласованный перечень товаров, возможен ввоз в Казахстан товаров по более низким, чем в России, ставкам пошлин с целью их дальнейшей поставки на территорию России. При отсутствии таможенного оформления на российско-казахстанской границе таможенное администрирование перемещения этих товаров будет затруднительно. Высок риск ввоза контрафактных медицинских препаратов из Китая и Индии – основных поставщиков фальшивых лекарств, и товаров опасных с точки зрения эпидемиологии, например мяса, которое, часто не соответствует требованиям российских контрольных служб. [4]
Четвёртой, из выделенных нами, проблем является неподготовленность технической и информационной базы, которая должна способствовать качественному функционированию Таможенного союза. На сегодняшний день лишь 10% всех таможенных деклараций стран СНГ проводится в электронном виде. Кроме того, в соответствии с планами по переносу согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу Таможенного союза, утвержденными решениями Комиссии таможенного союза [7], требуется создание единой автоматизированной информационной системы для обмена данными всех таможенных органов ТС в режиме реального времени. Создание подобных информационных баз необходимо и для проведения скоординированной деятельности других государственных контрольных органов.
Природа рассмотренных проблем разнообразна. Они относятся как к экономической сфере функционирования Таможенного союза, так и к технологическому несоответствию таможенных органов смежных республик требованиям, заявленным Межгосударственным советом Таможенного союза. С целью устранения этих трудностей, считаем необходимым:
- установление запрета на ввоз в страны ТС товаров, импортируемых из третьих стран в Казахстан по льготным ставкам пошлин, без уплаты их разницы с Единым тарифом;
- введение обязательного (не статистическое) декларирование вывоза российских товаров, облагаемых экспортной пошлиной, в государства-члены Таможенного союза;
- создание при таможенных органах Казахстана российских представительств, которые наряду с казахстанскими таможенниками могли бы осуществлять контроль грузов, идущих в Россию (на примере американских представителей в Европейском союзе);
- сохранение в пунктах пропуска через российско-казахстанскую границу ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля;
- создание прозрачной информационной системы государств-членов Таможенного союза на основе интеграции национальных таможенных IT-систем.
1. Решение Комиссии Таможенного Союза от 27.11.09г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза»
2. Ульянкина Е. «С нового года повысятся цены на импортные товары» // Новый вестник, г. Караганда, №48 (496), 2009г.
3. Пучков А.М. «Таможенные пошлины на иномарки» - Консультации по таможенным вопросам
4. Письмо А.Ю.Бельянинова Правительству РФ «О прогнозируемых рисках в связи с созданием Таможенного союза» от 14.12.09г.
5. www.vch.ru – Официальный сайт Федеральной таможенной службы России
6. Распоряжение Правительства РФ от 22.12.07г. № 1890-р «Соглашение о применении в Таможенном союзе единых мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран»
7. Решение Комиссии Таможенного союза от 25.09.09г. № 94 «О проекте Плана по переносу согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу ТС»