Принципы и факторы размещения таможенной службы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Таможенная служба Российской Федерации представляет собой многоуровневую систему. В эту систему в соответствии с таможенным кодексом Российской Федерации входят несколько составных частей, различающихся как выполняемыми функциями, так и принципами работы: Государственный таможенный комитет, как головное звено, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.

Содержание

Введение.............................................................................................................3

Глава 1.Размещение таможен и таможенных постов...............................5

Факторы размещения таможен и таможенных постов...........................6

Принципы размещения таможен и таможенных постов........................17

Глава 2. Новые комплексы……………………………………………...…….19

Глава 3. Территориальная организация таможенного дела…………………20

Заключение..........................................................................................................22

Список литературы.............................................................................................24

Работа содержит 1 файл

Буба курс.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

^ Региональные  исследования за рубежом. Под ред. Г. И. Бычкова.-М.: Наука, 1973, - стр. 105

     • единообразного таможенного   оформления товаров  и транспортных        средств юридических и физических  лиц;      • ведения таможенной  статистики внешней торговли  Российской Федера       ции;      • своевременного и полного сбора таможенных платежей;      • контроля за возвратом в Россию экспортной валютной выручки и обос       нованностью платежей за импортируемые товары;      • контроля за соблюдением нетарифных ограничений на ввоз и вывоз то       варов, экспортом стратегических материалов и товаров двойного назна       чения;      • борьбы с контрабандой оружия, наркотиков, предметов старины и искус       ства, стратегических материалов;      • контроля за доставкой товаров, перевозимых по территории Российской        Федерации.      Предусматривается, что единая автоматизированная информационная система должна в полном объёме обеспечить таможенные органы РФ такими видами информационных  услуг, как передача данных в целях выполнения всех основных функций  таможенной службы, функционирование ведомственной базы данных, информационное взаимодействие таможенных органов с федеральными органами государственной власти. Создание этой информационной таможенной компьютерной  сети решит все проблемы связанные с транспортировкой информации. Это позволит значительно ускорить таможенный контроль и повысить его качество. Кроме того действия ГТК в разработке таможенной политики не будут настолько сильно отставать от жизни, что повысит её эффективность.      Следующим  фактором, который необходимо учитывать при размещении таможен или таможенных  постов является земельный фактор. Каким образом данный фактор влияет на размещение таможен и таможенных постов? Можно выделить два аспекта, через которые выражается данный фактор. Первым из них является следующий. В использовании земли существует множество различныхальтернатив. Так земля может использоваться под какие-либо предприятия или жилищные  строения, объекты для занятий спортом и отдыха, под заповедники флоры и фауны и др. Можно придумать ещё очень много способов использования земли, но необходимо использовать землю как ресурс с наибольшей эффективностью. Таким образом, за один ^клочок" земли борются несколько предприятий, желающих использовать эту землю для своих целей. Таможенная служба в этом случае является как бы конкурентом за использование земли с другими отраслями. Так, например, по каким-либо причинам принято решение расположить новый таможенный  пост или таможню  на некоторой территории. Но на этой территории обитают вымирающие  животные или растения и организован заповедник. В этом случае придется искать другое место для планируемой таможни или таможенного поста. Вторым  аспектом земельного фактора является следующий. Если в первом случае размещение таможни или таможенного поста не удавалось из-за факторов наиболее рационального использования природных ресурсов, то в данном случае у нас может не получиться разместить таможню или таможенный  пост по чисто природным причинам. Так, например, выяснено, что желательно было бы разместить таможню или таможенный  пост в некотором месте. Выбранное место естественно имеет определённый рельеф, определённые типы почв и др. При определённом наборе этих факторов строительство таможни или таможенного поста в этом месте может оказаться невозможным. Так выбранное место может находиться в горах, где находятся легкосмываемые породы, да ещё в добавок ко всему в этом месте довольно часто идут дожди. Для того чтобы здесь построить таможню или таможенный пост необходимы огромные капиталовложения. Поэтому принимается решение о размещении таможни или таможенного поста в другом месте.     Следующим   фактором влияющим  на размещение таможен и таможенных постов можно выделить энергетический фактор. Энергия всегда в истории человечества играла огромную роль. В мире происходили энергетические кризисы, энергетические войны. Особенно большую роль энергетические ресурсы начали играть в 20-м веке. 
 
 

^ См.: Федеральная  целевая программа развития таможенной  службы Российской Федерации на 1996-1997 годы и на период до 2000 года.

В настоящее  время роль, важность энергетических ресурсов растет громадными темпами. Это  связанно со всё более возрастающей потребностью общества как макросистемы в энергии. Таможенная служба не является исключением. Она так же остро нуждается в энергетических ресурсах в своей деятельности. Таможни и таможенные  посты в своей деятельности используют компьютерную  технику, технические средства таможенного контроля, оргтехнику, автомобили, вертолёты и др. Использование вышеперечисленной техники позволяет повысить продуктивность работы таможен и таможенных   постов, улучшить её скорость и качество. Для работы этой техники необходима энергия. Поэтому  при размещении таможен и таможенных  постов просто необходимо учитывать энергетический фактор. Как же влияет энергетический фактор на размещение таможен и таможенных постов? Во-первых, таможне или таможенному посту в его деятельности нужна электроэнергия. Значит при их размещении необходимо смотреть на наличие поблизости её источников. Во-вторых, таможням  и таможенным постам в их деятельности необходимы топливные ресурсы, то есть горючее для автомобилей и другой техники. Поэтому таможни и таможенные посты следует размещать так, чтобы доставка топлива была как можно дешевле, быстрее и удобнее.     При  размещении таможен и таможенных постов учитывается наличие зданий и сооружений, необходимых для работы таможен и таможенных постов. Наличие зданий и сооружений является довольно важным фактором при размещении таможен и таможенных постов. Как же влияет этот фактор на размещение таможен и таможенных постов?     Для  работы таможен и таможенных постов крайне необходимы здания и сооружения. Предположим, что решено разместить таможню или таможенный пост в некотором месте. Встаёт вопрос о помещениях. Их можно построить, а можно приобрести, арендовать. Аренда часто бывает выгоднее строительства. В каком плане аренда выгоднее строительства или закупки?     Таможенная политика Российской Федерации очень изменчива. Так сегодня Россия может торговать с некоторой страной на общих условиях. Значит необходимо таможенное регулирование этой торговли. Будут создаваться допол нительные таможни и таможенные посты на границе с этой страной. А завтра Россия заключит таможенный союз с этой страной и надобность в дополнительных таможнях и таможенных постах отпадёт, то есть то, что строилось, будет больше не нужно. В случае если мы здания для дополнительных таможен не строили, а брали в аренду, нам не составит большого труда и затрат упразднить ненужные  таможни и таможенные посты. В этом случае необходимо просто расторгнуть договор аренды. С другой стороны, если мы строили или закупали здания для таможен или таможенных постов, то при их ликвидации, сокращении мы  имеем возможность продать их или сдать в аренду. Хотя это и доставляет ряд трудностей (поиск покупателей или арендаторов), но конечном счете окупаются затра-ты произведённые при постройке или покупке зданий и сооружений ликвидируемых таможен или таможенных постов.     При размещении  таможен и таможенных постов учитывается наличие околотаможенной структуры и  её развитость. Развитие таможенной системы повлекло за собой возникновение так называемой околотаможенной структуры и сфер деятельности, работа которых явилась как бы посредническим звеном между таможенными органами и участниками ВЭД и строится на договорной основе. Сюда входят: склады временного хранения, таможенные склады, таможенные брокеры (декларанты), магазины беспошлинной торговли, информационные услуги по таможенному оформлению.  Как правило, околотаможенная структура появляется уже после возникновения таможни или таможенного поста. Она является как бы дополнением таможни или таможенного поста и помогает ему выполнять его функции. Так, например, в таможенной службе Российской Федерации большинство складов не принадлежит ей, а относится к околотаможенной структуре. Таможенные брокеры осуществляют первичную  подготовку документов к таможенному контролю, то есть они приводят основной ресурс таможенной службы (информацию) в упорядоченный вид. Это облегчает работу таможен и таможенных постов по сбору информации и оформления грузов. Работ-

^ Нозиков Д.  В. Опыт взаимодействия таможенной  системы с околотаможенной инфраструктурой.// В кн.: Регулирование внешнеэкономической деятельности и эволюция таможенной политики России Часть 1. -М.: РИО РТА 1996. -260 с.

ники  околотаможенной структуры также  оказывают услуги таможенным работникам, предоставляя участникам ВЭД, перевозчикам информационные услуги по таможенному оформлению. Тем самым они освобождают рабочее время работников таможен и таможенных постов, избавляя их от необходимости заниматься консультациями. За счёт экономии времени повышается производительность таможен и таможенных постов. Но в этом есть и свои недостатки. Хотя это в некоторой степени ускоряет таможенный контроль, но таможенная служба не получает тех платежей, которые она могла бы получать при осуществлении этих операций самостоятельно без передачи их за пределы таможенной службы. Степень развития околотаможенной структуры значительно влияет на качество и продуктивность таможенного дела. Поэтому при размещении таможен и таможенных  постов нужно это учитывать, а именно, размещать их в тех местах, где потенциально может существовать хорошо развитая околотаможенная структура.      Подводя итоги можно сказать, что при работе таможенного поста используются: информация, предоставляемая участниками ВЭД (сырьевой фактор), трудовые ресурсы (трудовой фактор), инфраструктурный фактор. Инфраструктурный фактор включает в себя:      1) транспорт (транспортный фактор);      2) земельные ресурсы (земельный фактор);      3) энергетические ресурсы (энергетический фактор);      4) здания и сооружения, необходимые ддя работы таможен и таможенных        постов;      5) околотаможенная структура.      

  1.2 Принципы  размещения  таможен   и таможенных    постов.      Теперь после анализа факторов попробуем выделить основные принципы размещения таможен и таможенных постов. Принципы размещения схематически могут быть подразделены на две основные группы: экономические и внеэкономические. 
 
 
 
 
 

    Первая группа объединяется общей задачей повышения экономической эффективности. К ней относятся принципы размещения, базирующиеся на законе экономии времени и законе стоимости, то есть таможенный пост или таможня должны  как можно быстрее работать при наименьших затратах, потерях. Важнейшим  из принципов является принцип использования наиболее благоприятных природных и экономических условий особенностей различных зон и районов. (Например, где нибудь в диком высокогорье нет нужды в таможенном посте. А если какой-нибудь "участник ВЭД" решит переправить свой товар нелегально, минуя таможню, пусть его ловят пограничники; это их "прерогатива"!)     Из общей задачи повышения эффективности исходят также принципы:     1) рациональной пространственной концентрации таможенной службы;     2) специализации отдельных таможенных постов и таможен в экономически целесообразных пределах (в соответствии с товарным потоком и        способом транспортировки товаров);     3) оптимальных размеров и внутренней структуры таможенных потов и таможен.   Все эти принципы, а также различные факторы размещения таможенной службы должны отражаться (отражаются) в конкретных показателях общей экономической эффективности. Эти показатели условно можно разделить на две группы: качественные и количественные. К качественным показателям эффективности относятся:    1) содействие таможенного дела росту экономического потенциала России и дружественных стран, а также решению важнейших задач социально-экономического развития, стоящих перед страной в каждый конкретный        период; 2) создание благоприятных условий для вовлечения в хозяйственный обо       рот новых природных ресурсов, без которых невозможно дальнейшее        наращивание производства определённых видов продукций;     3) оказание помощи экономическому и социальному развитию ранее отсталых районов и переходу многих стран к рыночной экономике. 
 

                               

              2.Новые комплексы

В соответствии с планом Федеральной таможенной службы по размещению инспекционно-досмотровых  комплексов в пунктах пропуска через  Государственную границу Российской Федерации в 2006 году Группа компаний «Техно» (ЗАО «Техно-С.Петербург») установит  легковозводимые перебазируемые комплексы Heimann Cargo Vision - Gantry для контроля грузовых автомобилей на международных автомобильных пунктах пропуска "Торфяновка", "Брусничное", "Убылинка" и "Бурачки".Рентгеновские системы обнаружения Heimann Cargo Vision - Gantry позволят за минимальное время (3-5 мин) без вскрытия и разгрузки грузового транспортного средства получить его изображение и изображение перевозимых в нем товаров с характеристиками, позволяющими идентифицировать перевозимые товары, конструкционные узлы транспортного средства, обнаруживать в них предметы, запрещенные к перевозке, а также проводить ориентировочную оценку количества перевозимых товаров. Мощность рентгеновского генератора ИДК составляет 6 МэВ. Пропускная способность комплекса - до 35 грузовиков в час. По оценкам специалистов, использование досмотрового оборудования позволяет свести к минимуму человеческий фактор при проверке грузов, и в десятки раз ускорить процесс инспекции. В настоящий момент в мире функционирует более 50 систем Smiths Heimann Cargo Vision. Напомним, что с 2005 года успешно функционирует первый в России инспекционно-досмотровый комплекс HCV-Gantry, установленный компанией «Техно-С.Петербург» на Международном Пропускном Пункте «Троебортное» (граница Россия-Украина). 
 
 
 
 

      3.Территориальная организация тамож дела. 

Главным фактором экономического районирования  там-ого дела является территориальное  общественное разделение труда, способствующее его специализации и комплексности, а также минимизации перевозок. Важными районообразующими факторами стали национально-политическое устройство и административно-территориальное деление. Проводя политику там-ого оформления товаров, ввозимых на территорию РФ и вывозимых с территории России, по месту расположения хозяйствующих субъектов - предприятий, осуществляющих внешнеэкономические связи, ГТК создавал таможни и таможенные посты внутри страны, максимально приближая их к крупным индустриальным центрам России. Это дало свои положительные результаты, повысив эффективность там-ого контроля и разгрузив пограничные пункты пропуска. Для решения многих проблем организационного обеспечения таможенной службы РФ стала необходимой разработка научных критериев и методик создания и размещения новых таможенных органов и определения их необходимой штатной численности. Эти проблемы были разработаны в "Федеральной программе развития тамож службы России на 96-97 г и на период 2000г"

                                             
 

  
 
 
 
 

   Заключение

Современная там. политика исходит из того, что  общественное производство, внешнеэкономическая деятельность, торговое и там. дело требует рационального размещения организаций, планомерного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Размещение там. организаций на территории страны должно осуществляться на основе принципов, отражающих как требования объективных экономических законов, так и политики государства- внешней, военной, экологической и других. Важнейшим принципом размещения таможенного дела является планомерное размещение таможенных организаций, обеспечивающее достижение наивысшей народно-хозяйственной эффективности общественного производства целом, то есть наиболее эффективное использование природных, трудовых, финансовых и других ресурсов всех экономических районов России. Таможенные организации при этом решают свои специф-е вспомогательные задачи по обеспечению ВЭД, торговли, и других видов деятельности соответствующими слугами таким образом, чтобы достигалась именно наивысшая народнохозяйственная экономическая эффективность. Второй важный принцип размещения таможенного дела - это рациональное территориальное разделение труда между экономическими районами России. Территориальное разделение труда выражается в том, что конкретные экономические районы специализируются на развитии на их территориях тех отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства и т.п.), которые обеспечивают наибольший вклад данного района в достижение наивысшей эффективности производства, наиболее рациональное использование его природных и экономических условий и факторов производства. Отрасли специализации данного района выступают как органический элемент всего производственного ядра района, а там-ное дело - как стимулятор развития ВЭД для наиболее эффективных отраслей. Третьим важным принципом размещения объектов выступает комплексное развитие экономических районов и формирование в них необходимых территориально-производственных комплексов, промышленных, аграрных и других объединений. Группа экономических факторов включает: общественную потребность в таможенных услугах и возможность ее удовлетворения на основе имеющихся таможенных организаций; трудовые ресурсы; возможности научно-технического прогресса. К природным факторам относятся свойства территории: географическое положение, климат, рельеф, ценность земель, возможности осуществления строительства и т.п. Важнейшим из социально-исторических факторов следует считать уровень развития в районе непроизводственной сферы.

Информация о работе Принципы и факторы размещения таможенной службы РФ