2)
обеспечение оптимальной научной
обоснованной организации таможенной
системы, объединяющей таможенные
и иные государственные (исполнительные)
структуры, обеспечивающие реализацию
таможенной политики; реализация
этой цели предполагает обеспечение
развития демократических начал
таможенной системы в целом
и статуса таможенных органов в особенности;
3)
создание надежных условий обеспечения
законных прав и свобод граждан,
их общественных объединений
при осуществлении таможенного
дела, обеспечение соблюдения прав
и исполнения обязанностей граждан
России, иностранцев и лиц без
гражданства, а также юридических
лиц в процессе их участия в таможенно-правовых
отношениях. Реализации этой цели служат
многие новеллы таможенного законодательства.
В ней проявляется демократический характер
российского таможенного права;
4)
обеспечение соблюдения социально-экономических
приоритетов и интересов России
в целом и субъектов Федерации.
В первую очередь речь идет
об экономическом суверенитете
и экономической безопасности, защите
российского рынка, стимулирования
развития национальной экономики,
а также об активизации связей
российской экономики с мировым
хозяйством.
Принципами
таможенного права являются:
1.
Законность – один из основополагающих
принципов таможенного права
и функционирования таможенной
системы России в целом. Этот
важнейший принцип всех правовых
отраслей закреплен в нормах
конституционного права, имеющих
основополагающее значение для
таможенного права. В соответствии
с ч.2 ст.15 Конституции, «органы
государственной власти (а таможенные
органы – это исполнительные
органы государственной власти),
органы местного самоуправления,
должностные лица, граждане, их объединения
обязаны соблюдать Конституцию
Российской Федерации и законы».
Более конкретно этот принцип
отражен в ряде статей Таможенного
Кодекса. Так в ст.2 ТК говорится
об определении целей таможенной
политики в соответствии с
Кодексом и другими законодательными
актами РФ. Одной из основных
задач таможенных органов согласно
п.2 ст.10 является обеспечение соблюдения
законодательства.
Одно
из конкретных проявлений принципа законности
в таможенном праве – это обеспечение
законности при применении мер воздействия
за нарушения таможенных правил. В
ст.248 ТК установлено: «Никто не может
быть подвергнут мере воздействия за
нарушение таможенных правил иначе
как на основании и в порядке, предусмотренных
законодательными актами Российской Федерации.
Производство по делам о нарушении таможенных
правил и их рассмотрение, а также исполнение
постановлений таможенных органов Российской
Федерации о наложении взысканий осуществляются
строго на основании законности. Соблюдение
требований законодательства Российской
Федерации при применении мер воздействия
за нарушения таможенных правил обеспечивается
систематическим контролем со стороны
вышестоящих таможенных органов Российской
Федерации и их должностных лиц, прокурорским
надзором, правом обжалования, другими
предусмотренными законодательством
Российской Федерации способами».
2.
Демократизм как принцип таможенного
права имеет многообразные проявления
и формы. В Преамбуле Таможенного
Кодекса содержатся положения
об обеспечении защиты прав
граждан, хозяйствующих субъектов
в области таможенного дела. Согласно
п.14 ст.10 ТК таможенные органы
содействуют осуществлению мер
по защите общественного порядка,
нравственности населения, жизни
и здоровья человека, защите животных
и растений, охране окружающей
и природной среды, защите интересов
российских потребителей ввозимых
товаров. Разделом XI ТК предусмотрены
информирование, консультирование
и принятие предварительных решений
по таможенно-правовым вопросам.
В ТК содержатся и другие
конкретные нормы, характеризующие
демократизм таможенного права.
В частности, ст.308 ТК «Права
лица, привлекаемого к ответственности
за нарушение таможенных правил»
установлено, что лицо, привлекаемое
к ответственности за нарушение
таможенных правил, вправе знать,
за какое нарушение таможенных
правил оно привлекается к
ответственности; знакомиться с
материалами дела, давать объяснения,
представлять доказательства, обжаловать
постановление по делу. О демократизме
таможенного дела свидетельствует
предусмотренный раздел XIII ТК институт
обжалования и рассмотрения решений,
действий или бездействия таможенных
органов и их должностных лиц. В этот раздел
входят четыре главы, в которых последовательно
регламентируются общие положения об
обжаловании, первоначальное обжалование,
вторичное обжалование, рассмотрение
решений, действий или бездействий таможенных
органов РФ и их должностных лиц в связи
с протестом прокурора, а также в порядке
контроля. Глава 48 ТК специально посвящена
обжалованию постановления таможенного
органа по делу о нарушении таможенных
правил.
Демократизм
российского таможенного права
обуславливает его гласный и
общедоступный характер. В ТК включен
самостоятельный раздел XI «Информирование
и консультирование. Предварительные
решения». Это характеризует нацеленность
таможенного законодательства на широкое
ознакомление населения, всех интересующихся
лиц с информацией по таможенным
вопросам. Демократизм российского
таможенного права проявляется
в ст.393-396 ТК, предусматривающих принятие
таможенным органом предварительного
решения. Положения, зафиксированные
в этих статьях, позволяют расширить
набор таможенных инструментов и
средств регулирования различных
аспектов таможенного дела на разных
стадиях таможенного процесса, дают
возможность юридическим и физическим
лицам более гибко решать таможенные
вопросы, сообразуясь со своими потребностями
и конкретными возможностями.
3.
Полномасштабное и четкое таможенное
регулирование как принцип таможенного
права предполагает: а) отнесение
таможенного регулирования к
ведению РФ, как это предусмотрено
пунктом «ж» ст.71 Конституции;
б) полноту и масштабность охвата
правовым регулированием общественных
отношений в сфере таможенного
дела. Речь идет о максимально
возможном обеспечении именно
правового регулирования этого
вида отношений. Постоянное обновление
правового регулирования, устранение
имеющихся пробелов – обязательное
условие эффективного функционирования
таможенного права, соответствие его новым
политическим и социально-экономическим
реалиям России.
4.
Обеспечение эффективности таможенно-правовых
средств и инструментов и их
рационализация. Таможенное право
не может эффективно и целенаправленно
реализоваться без умножения
и рационализации всего набора
таможенно-правовых средств и
инструментов. Многое в этом плане
уже намечено в ТК. Речь идет
о расширении средств таможенного
контроля; введении в таможенный
оборот многообразия таможенных
режимов; таких новых инструментах
как таможенный брокер, таможенный
переводчик, служащий по таможенному
оформлению. В то же время, в
этом направлении таможенной
деятельности еще сохраняются
резервы, в частности, на каких
участках, как перемещение товаров
и транспортных средств, таможенный
контроль, таможенные платежи.
5.
Учет опыта международно-правового
сотрудничества и регулирования
в области таможенного дела. Можно
без преувеличения утверждать: тенденции
развития российского таможенного
права отражают его нацеленность
на международно-правовое сотрудничество
и участие России в межгосударственном
регулировании в сфере таможенного
дела. Эти тенденции в развитии
таможенного права подтверждаются
содержанием соответствующих статей
ТК, а также ряда международно-правовых
соглашений и иных такого рода
актов с участием России.
Этот
принцип четко отражен в ст.2
ТК: «Российская Федерация стремится
к активному участию в международном
сотрудничестве в области таможенного
дела. Таможенное дело в Российской
Федерации развивается в направлении
гармонизации и унификации с общепризнанными
международными нормами и практикой».
Более конкретно данный принцип
воплощен в п.17 ст.10 ТК, в соответствии
с которым таможенные органы «обеспечивают
выполнение международных обязательств
Российской Федерации в части, касающейся
таможенного дела; осуществляют сотрудничество
с таможенными и иными компетентными органами
иностранных государств, международными
организациями, занимающимися вопросами
таможенного дела».
Система
таможенного права
Обычно
выделение правовых образований
и признание их в качестве отраслей
права связываются не только с
характерными и специфическими для
каждой из них предметом и методом
регулирования либо праовым (юридическим)
режимом, но и с определенной их целостностью,
независимо от того, каков характер
этой отрасли права, является ли она
базовой (профилирующей), специальной
или комплексной. Это положение
полностью относится и к таможенному
праву. Системообразующими факторами
в этом случае выступают комплексный
характер регулируемых им общественных
отношений, обусловленных спецификой
самого таможенного дела, и одновременно
комплексное правовое регулирование.
Нормы, составляющие таможенное право,
будучи включенными прежде всего
в ТК, обретают необходимые последовательность,
стройность, внутреннюю согласованность
и образуют некую целостную систему.
В этом смысле только и можно понимать
таможенное право. Целостный и системный
характер таможенного права обуславливается
единством и комплексным характером
таможенного дела.
Понятие
«система таможенного права» включает
в себя подразделение юридических
норм этой отрасли на главные части,
основные разделы, институты и входящие
в них нормы.
С
некоторой долей условности можно
подразделить таможенное право на общую
и особенную часть, как это
принято и в других отраслях права.
В
общую часть входят понятие и
содержание таможенного дела, таможенный
политики и ее целей, таможенной территории
и таможенной границы Российской
Федерации и другие общие термины
и понятия, относящиеся к регламентации
таможенного дела и закрепленные
в таможенном законодательстве. Общая
часть таможенного права несколько
уже общей части учебного курса
«Таможенное право Российской Федерации»,
включающей разделы о научно-теоретических
основах таможенного дела и об
истории таможенного права, о
предмете, системе и источниках таможенного
права, не входящие, естественно, в общую
часть права.
К
общей части таможенного права
относятся разделы о субъектах
таможенного права; о формах и
методах деятельности таможенных органов;
об ответственности в таможенном праве.
Система
особенной части таможенного
права сформирована с учетом специфики
соответствующих блоков, элементов
таможенного дела. Она включает правовое
регулирование порядка перемещения
через таможенную границу товаров
и транспортных средств; таможенного
тарифа и взимания таможенных платежей;
таможенного оформления; таможенного
контроля; ведение товарной номенклатуры
внешнеэкономической деятельности.
К ней же относятся дознание, осуществляемое
таможенными органами, их оперативно-розыскная
деятельность, производство по делам
о нарушении таможенных правил и
их рассмотрения.
Таможенное
право как отрасль права
и как учебная дисциплина
О
таможенном праве как об учебной
дисциплине можно совершенно определенно
говорить независимо от того, понимается
ли таможенное право в качестве относительно
самостоятельной комплексной отрасли
права или отрасли (подотрасли) административного
права. Таможенное право – это сравнительно
новая «молодая» правовая учебная дисциплина.
Структура ее еще окончательно не сложилась,
она пока только формируется с учетом
опыта других, близких отраслей права
и соответствующих учебных дисциплин.
В соответствии с принятым подразделением
правовых отраслей, данная учебная дисциплина
делится на 2 основные части – общую и
особенную. В общую часть входят шесть
разделов:
I.
Научно-теоретические и правовые
основы таможенного дела в Российской
Федерации.
II.
Таможенное право – отрасль
российского права и учебная дисциплина.
III.
Таможенные правоотношения и
нормы.
IV.
Субъекты таможенного права.
V.
Формы деятельности таможенных органов.
VI.
Ответственность по таможенному
праву.
Особенная
часть учебника состоит из четырех
разделов:
VII.
Правовое регулирование перемещения
товаров и транспортных средств,
таможенного оформления и таможенного
контроля.
VIII.
Таможенно-тарифное регулирование
и взимание таможенных платежей,
таможенные льготы. Введение таможенной
статистики и ТН ВЭЛ.
IX.
Таможенные органы как органы дознания.
X.
Правовые основы производства
по делам о нарушениях таможенных
правил и их рассмотрение.
Особый
блок учебной дисциплины составляет
так называемая специальная часть,
посвященная вопросам участия Российской
Федерации в международно-правовом
сотрудничестве в области таможенного
дела со странами СНГ и дальнего
зарубежья. Необходимо также остановиться
на характеристике состояния научно-теоретической
разработки вопросов таможенного дела
и таможенного права и подготовки
соответствующей учебно-методической
литературы. В целом состояние
и уровень исследованности таможенно-правовой
проблематики едва ли можно признать
удовлетворительным. Во многом это
объясняется недостаточным вниманием
в течение многих лет к таможенному
делу и его организационно-управленческой
структуре со стороны властей.