Предмет таможенного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 00:10, реферат

Описание работы

Известно, что каждая отрасль права имеет свой предмет и метод регулирования. Поскольку таможенное право – явление сравнительно новое и малоисследованное в правовой науке, выявление особенностей его предмета и метода регулирования представляет собой достаточно сложную, но в то же время актуальную задачу.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Предмет таможенного права…………………………………..............................4

Соотношение таможенного права с другими отраслями права………………..7

Основные цели и принципы таможенного права……………………………….9

Система таможенного права…………………………………………………….14

Таможенное право как отрасль права и как учебная дисциплина……………15

Заключение……………………………………………………………………….17

Список использованной литературы…………………………………………...19

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 31.55 Кб (Скачать)

     2)   обеспечение оптимальной научной  обоснованной организации таможенной  системы, объединяющей таможенные  и иные государственные (исполнительные) структуры, обеспечивающие реализацию  таможенной политики; реализация  этой цели предполагает обеспечение  развития демократических начал  таможенной системы в целом  и статуса таможенных органов в особенности;

     3)   создание надежных условий обеспечения  законных прав и свобод граждан,  их общественных объединений  при осуществлении таможенного  дела, обеспечение соблюдения прав  и исполнения обязанностей граждан  России, иностранцев и лиц без  гражданства, а также юридических  лиц в процессе их участия в таможенно-правовых отношениях. Реализации этой цели служат многие новеллы таможенного законодательства. В ней проявляется демократический характер российского таможенного права;

     4)   обеспечение соблюдения социально-экономических  приоритетов и интересов России  в целом и субъектов Федерации.  В первую очередь речь идет  об экономическом суверенитете  и экономической безопасности, защите  российского рынка, стимулирования  развития национальной экономики,  а также об активизации связей  российской экономики с мировым  хозяйством. 

     Принципами таможенного права являются:

     1.   Законность – один из основополагающих  принципов таможенного права  и функционирования таможенной  системы России в целом. Этот  важнейший принцип всех правовых  отраслей закреплен в нормах  конституционного права, имеющих  основополагающее значение для  таможенного права. В соответствии  с ч.2 ст.15 Конституции, «органы  государственной власти (а таможенные  органы – это исполнительные  органы государственной власти), органы местного самоуправления, должностные лица, граждане, их объединения  обязаны соблюдать Конституцию  Российской Федерации и законы».  Более конкретно этот принцип  отражен в ряде статей Таможенного  Кодекса. Так в ст.2 ТК говорится  об определении целей таможенной  политики в соответствии с  Кодексом и другими законодательными  актами РФ. Одной из основных  задач таможенных органов согласно  п.2 ст.10 является обеспечение соблюдения законодательства.

     Одно  из конкретных проявлений принципа законности в таможенном праве – это обеспечение  законности при применении мер воздействия  за нарушения таможенных правил. В  ст.248 ТК установлено: «Никто не может  быть подвергнут мере воздействия за нарушение таможенных правил иначе  как на основании и в порядке, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Производство по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрение, а также исполнение постановлений таможенных органов Российской Федерации о наложении взысканий осуществляются строго на основании законности. Соблюдение требований законодательства Российской Федерации при применении мер воздействия за нарушения таможенных правил обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования, другими предусмотренными законодательством Российской Федерации способами».

     2.   Демократизм как принцип таможенного  права имеет многообразные проявления  и формы. В Преамбуле Таможенного  Кодекса содержатся положения  об обеспечении защиты прав  граждан, хозяйствующих субъектов  в области таможенного дела. Согласно  п.14 ст.10 ТК таможенные органы  содействуют осуществлению мер  по защите общественного порядка,  нравственности населения, жизни  и здоровья человека, защите животных  и растений, охране окружающей  и природной среды, защите интересов  российских потребителей ввозимых  товаров. Разделом XI ТК предусмотрены  информирование, консультирование  и принятие предварительных решений  по таможенно-правовым вопросам. В ТК содержатся и другие  конкретные нормы, характеризующие  демократизм таможенного права.  В частности, ст.308 ТК «Права  лица, привлекаемого к ответственности  за нарушение таможенных правил»  установлено, что лицо, привлекаемое  к ответственности за нарушение  таможенных правил, вправе знать,  за какое нарушение таможенных  правил оно привлекается к  ответственности; знакомиться с  материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, обжаловать  постановление по делу. О демократизме  таможенного дела свидетельствует  предусмотренный раздел XIII ТК институт  обжалования и рассмотрения решений,  действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц. В этот раздел входят четыре главы, в которых последовательно регламентируются общие положения об обжаловании, первоначальное обжалование, вторичное обжалование, рассмотрение решений, действий или бездействий таможенных органов РФ и их должностных лиц в связи с протестом прокурора, а также в порядке контроля. Глава 48 ТК специально посвящена обжалованию постановления таможенного органа по делу о нарушении таможенных правил.

     Демократизм российского таможенного права  обуславливает его гласный и  общедоступный характер. В ТК включен  самостоятельный раздел XI «Информирование  и консультирование. Предварительные  решения». Это характеризует нацеленность таможенного законодательства на широкое  ознакомление населения, всех интересующихся лиц с информацией по таможенным вопросам. Демократизм российского  таможенного права проявляется  в ст.393-396 ТК, предусматривающих принятие таможенным органом предварительного решения. Положения, зафиксированные  в этих статьях, позволяют расширить  набор таможенных инструментов и  средств регулирования различных  аспектов таможенного дела на разных стадиях таможенного процесса, дают возможность юридическим и физическим лицам более гибко решать таможенные вопросы, сообразуясь со своими потребностями  и конкретными возможностями.

     3.   Полномасштабное и четкое таможенное  регулирование как принцип таможенного  права предполагает: а) отнесение  таможенного регулирования к  ведению РФ, как это предусмотрено  пунктом «ж» ст.71 Конституции;  б) полноту и масштабность охвата  правовым регулированием общественных  отношений в сфере таможенного  дела. Речь идет о максимально  возможном обеспечении именно  правового регулирования этого  вида отношений. Постоянное обновление  правового регулирования, устранение  имеющихся пробелов – обязательное  условие эффективного функционирования  таможенного права, соответствие его новым политическим и социально-экономическим реалиям России.

     4.   Обеспечение эффективности таможенно-правовых  средств и инструментов и их  рационализация. Таможенное право  не может эффективно и целенаправленно  реализоваться без умножения  и рационализации всего набора  таможенно-правовых средств и  инструментов. Многое в этом плане  уже намечено в ТК. Речь идет  о расширении средств таможенного  контроля; введении в таможенный  оборот многообразия таможенных  режимов; таких новых инструментах  как таможенный брокер, таможенный  переводчик, служащий по таможенному  оформлению. В то же время, в  этом направлении таможенной  деятельности еще сохраняются  резервы, в частности, на каких  участках, как перемещение товаров  и транспортных средств, таможенный контроль, таможенные платежи.

     5.   Учет опыта международно-правового  сотрудничества и регулирования  в области таможенного дела. Можно  без преувеличения утверждать: тенденции  развития российского таможенного  права отражают его нацеленность  на международно-правовое сотрудничество  и участие России в межгосударственном  регулировании в сфере таможенного  дела. Эти тенденции в развитии  таможенного права подтверждаются  содержанием соответствующих статей  ТК, а также ряда международно-правовых  соглашений и иных такого рода актов с участием России.

     Этот  принцип четко отражен в ст.2 ТК: «Российская Федерация стремится  к активному участию в международном  сотрудничестве в области таможенного  дела. Таможенное дело в Российской Федерации развивается в направлении  гармонизации и унификации с общепризнанными  международными нормами и практикой». Более конкретно данный принцип  воплощен в п.17 ст.10 ТК, в соответствии с которым таможенные органы «обеспечивают  выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела; осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела». 

     Система таможенного права 

     Обычно  выделение правовых образований  и признание их в качестве отраслей права связываются не только с  характерными и специфическими для  каждой из них предметом и методом  регулирования либо праовым (юридическим) режимом, но и с определенной их целостностью, независимо от того, каков характер этой отрасли права, является ли она  базовой (профилирующей), специальной  или комплексной. Это положение  полностью относится и к таможенному  праву. Системообразующими факторами  в этом случае выступают комплексный  характер регулируемых им общественных отношений, обусловленных спецификой самого таможенного дела, и одновременно комплексное правовое регулирование. Нормы, составляющие таможенное право, будучи включенными прежде всего  в ТК, обретают необходимые последовательность, стройность, внутреннюю согласованность  и образуют некую целостную систему. В этом смысле только и можно понимать таможенное право. Целостный и системный  характер таможенного права обуславливается  единством и комплексным характером таможенного дела.

     Понятие «система таможенного права» включает в себя подразделение юридических  норм этой отрасли на главные части, основные разделы, институты и входящие в них нормы.

     С некоторой долей условности можно  подразделить таможенное право на общую  и особенную часть, как это  принято и в других отраслях права.

     В общую часть входят понятие и  содержание таможенного дела, таможенный политики и ее целей, таможенной территории и таможенной границы Российской Федерации и другие общие термины  и понятия, относящиеся к регламентации  таможенного дела и закрепленные в таможенном законодательстве. Общая  часть таможенного права несколько  уже общей части учебного курса  «Таможенное право Российской Федерации», включающей разделы о научно-теоретических  основах таможенного дела и об истории таможенного права, о  предмете, системе и источниках таможенного  права, не входящие, естественно, в общую часть права.

     К общей части таможенного права  относятся разделы о субъектах  таможенного права; о формах и  методах деятельности таможенных органов; об ответственности в таможенном праве.

     Система особенной части таможенного  права сформирована с учетом специфики  соответствующих блоков, элементов  таможенного дела. Она включает правовое регулирование порядка перемещения  через таможенную границу товаров  и транспортных средств; таможенного  тарифа и взимания таможенных платежей; таможенного оформления; таможенного  контроля; ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. К ней же относятся дознание, осуществляемое таможенными органами, их оперативно-розыскная  деятельность, производство по делам  о нарушении таможенных правил и  их рассмотрения. 

     Таможенное право как отрасль права и как учебная дисциплина 

     О таможенном праве как об учебной  дисциплине можно совершенно определенно  говорить независимо от того, понимается ли таможенное право в качестве относительно самостоятельной комплексной отрасли права или отрасли (подотрасли) административного права. Таможенное право – это сравнительно новая «молодая» правовая учебная дисциплина. Структура ее еще окончательно не сложилась, она пока только формируется с учетом опыта других, близких отраслей права и соответствующих учебных дисциплин. В соответствии с принятым подразделением правовых отраслей, данная учебная дисциплина делится на 2 основные части – общую и особенную. В общую часть входят шесть разделов:

     I.   Научно-теоретические и правовые  основы таможенного дела в Российской Федерации.

     II.  Таможенное право – отрасль  российского права и учебная дисциплина.

     III.  Таможенные правоотношения и  нормы.

     IV.   Субъекты таможенного права.

     V.    Формы деятельности таможенных органов.

     VI.   Ответственность по таможенному  праву.

     Особенная часть учебника состоит из четырех разделов:

     VII.  Правовое регулирование перемещения  товаров и транспортных средств,  таможенного оформления и таможенного контроля.

     VIII.  Таможенно-тарифное регулирование  и взимание таможенных платежей, таможенные льготы. Введение таможенной статистики и ТН ВЭЛ.

     IX.    Таможенные органы как органы дознания.

     X.     Правовые основы производства  по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение.

     Особый  блок учебной дисциплины составляет так называемая специальная часть, посвященная вопросам участия Российской Федерации в международно-правовом сотрудничестве в области таможенного  дела со странами СНГ и дальнего зарубежья. Необходимо также остановиться на характеристике состояния научно-теоретической  разработки вопросов таможенного дела и таможенного права и подготовки соответствующей учебно-методической литературы. В целом состояние  и уровень исследованности таможенно-правовой проблематики едва ли можно признать удовлетворительным. Во многом это  объясняется недостаточным вниманием  в течение многих лет к таможенному  делу и его организационно-управленческой структуре со стороны властей. 

Информация о работе Предмет таможенного права