Правовые аспекты применения форм таможенного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в определении ряда мероприятий по совершенствованию таможенного контроля, повышению его эффективности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть понятие таможенного контроля, зон таможенного контроля;
- рассмотреть принципы таможенного контроля и порядок его проведения;
- рассмотреть основные формы таможенного контроля;
- проанализировать проблемы;
- обозначить основные направления совершенствования таможенного контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ 6
Товары, находящиеся под таможенным контролем 9
Зоны таможенного контроля 10
Представление документов и сведений, необходимых для 11
проведения таможенного контроля 11
определенных форм таможенного контроля 13
2. ФОРМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ 14
Проверка документов и сведений 14
Получение объяснений 15
Таможенное наблюдение 16
Таможенный осмотр 17
Направления совершенствования 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа содержит 1 файл

Правовые аспекты применения форм таможенного контроля.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

Физическое  лицо, в отношении которого проводится личный таможенный досмотр, имеет право:

- до начала проведения личного таможенного досмотра ознакомиться с       решением и порядком проведения личного таможенного досмотра;  
-ознакомиться со своими правами и обязанностями; 
-давать объяснения и заявлять ходатайства;  
- добровольно выдать скрываемые при себе товары, перемещаемые через таможенную границу с нарушением таможенного законодательства ТС;  
- делать заявление с обязательным внесением его в акт о проведении личного таможенного досмотра должностным лицом таможенного органа, производящим личный таможенный досмотр; — пользоваться родным языком, а также пользоваться услугами переводчика;  
- знакомиться с актом о проведении личного таможенного досмотра по окончании его составления и делать заявления, подлежащие внесению в акт; 
- обжаловать действия должностных лиц таможенного органа, производящих личный таможенный досмотр.

В ходе личного  таможенного досмотра досматриваемое лицо или его законный представитель  обязаны выполнять законные требования должностного лица таможенного органа, проводящего личный таможенный досмотр. Личный таможенный досмотр проводится должностными лицами таможенного органа , при этом должностные лица должны быть одного пола с досматриваемым. Личный таможенный досмотр проводится в присутствии 2 (двух) понятых того же пола, что и досматриваемый, в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного таможенного досмотра с их стороны должны быть исключены. Обследование тела досматриваемого должно проводиться только медицинским работником с использованием при необходимости специальной медицинской техники. Медицинский работник не вправе уклоняться от исполнения решения о проведении личного таможенного досмотра. При личном таможенном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического лица обязаны присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) или лица, его сопровождающие. О проведении личного таможенного досмотра составляется акт в 2 (двух) экземплярах по форме, утверждаемой решением Комиссии ТС. Этот акт должен быть составлен в ходе проведения личного таможенного досмотра либо непосредственно после его окончания. Акт подписывается должностным лицом таможенного органа, проводившим личный таможенный досмотр, физическим лицом, в отношении которого был проведен досмотр, либо его законным представителем или лицом, его сопровождающим, понятыми, а при обследовании - медицинским работником. Физическому лицу, в отношении которого проводился личный таможенный досмотр, либо его законному представителю или лицу, его сопровождающему, вручается второй экземпляр акта о проведении личного таможенного досмотра незамедлительно после его составления. 

Таможенные  органы проводят проверку наличия на товарах или на их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию таможенного союза в случаях, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.

Отсутствие  на товарах специальных марок, идентификационных  знаков или обозначений товаров  иными способами рассматривается  как ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза, осуществленный без совершения таможенных операций и выпуска товаров, если лицо, у которого такие товары обнаружены, декларант либо иное заинтересованное лицо не докажут обратное.

В соответствии с ТК ТС ст. 119 Таможенный осмотр помещений и территорий, как одна из форм таможенного контроля проводится в целях подтверждения наличия товаров, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных. В местах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли и иных местах, где могут находиться товары под таможенным контролем, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур. Кроме того, таможенный осмотр помещений и территорий проводится таможенными органами:

- в местах перемещения товаров через таможенную границу, пограничной зоне; 
- у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю товарами, хранящих товары в местах, не являющихся зонами таможенного контроля, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров, ввезенных на таможенную территорию ТС и (или) находящихся па ней с нарушением порядка, предусмотренного настоящим

Кодексом, для проверки такой информации; 
- у лиц, в отношении) которых проводится выездная таможенная проверка.

      Таможенный осмотр помещений и территорий может также осуществляться таможенными органами в целях проверки соответствия этих помещений и территорий требованиям и условиям, установленным условиями включения в реестр владельца склада временного хранения, склада таможенного склада, законодательством государств-членов. ТС в соответствии со статьями владельца магазина беспошлинной торговли, места временного хранения товара. Проведение таможенного осмотра жилых помещений не допускается. Таможенный осмотр помещений и территорий проводится при предъявлении предписания (указания) и служебного удостоверения должностного лица таможенного органа. Предъявление документов не требуется при проведении таможенного осмотра помещений и территорий у лиц, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка. Таможенный осмотр помещений и территорий при проведении выездной таможенной проверки проводится на основании решения о проведении выездной таможенной проверки (ст. 175 Закона). В случае отказа в доступе на территорию и в помещения должностные лица таможенных органов вправе входить на территорию и в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии 2 (двух) понятых. Обо всех случаях вхождения в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 (двадцати четырех) часов. Лица, препятствующие доступу должностных лиц таможенных органов на территории и в помещения, несут ответственность в соответствии с законодательством государств-членов ТС. Если законодательством государств-членов ТС предусмотрен специальный порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты, то такой доступ осуществляется в порядке, установленном этим законодательством.

  Таможенный осмотр помещений и территорий должен проводиться в минимальный период времени, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более 1 (одного) рабочего дня. Закон РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» ст. 175 указывает случаи, когда таможенный осмотр может продолжаться более одного дня, но не более трех рабочих дней.

К таким случаям  отнесены:

1) отказ в  доступе в помещение и на  территории, которые подлежат таможенному осмотру,

2) отказ в  добровольном предъявлении товаров  к таможенному осмотру;  
3) если для проведения идентификации товаров требуется осуществление действий в помещении или на территории, которые подлежат таможенному осмотру, и эти действия не могут быть завершены в течение одного рабочего дня;  
4) если размер площади помещения и территории, которые подлежат осмотру, превышает 1 000 квадратных метров.

По результатам  таможенного осмотра помещений  и территорий составляется акт по форме, утверждаемой решением Комиссии ТС. Второй экземпляр акта таможенного осмотра помещений и территорий подлежит вручению (направлению) лицу, чьи помещения или территории осматривались.

    Таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций, в том числе с использованием информационных систем и технологий.

     Порядок и формы учета товаров, находящихся под таможенным контролем, определяются законодательством государств - членов таможенного союза.

Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного  дела, пользующиеся специальными упрощениями, а также пользующиеся и (или) владеющие иностранными товарами, по требованию таможенных органов обязаны представлять в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях.

Форма и порядок  представления отчетности определяются законодательством государств - членов таможенного союза.

Проверка системы  учета товаров как форма таможенного  контроля проводится:

1) при применении  специальных упрощений в соответствии с настоящим Кодексом;

2) в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

3) в отношении товаров, помещенных под таможенные процедуры, предусматривающие в соответствии с настоящим Кодексом или законодательством государств - членов таможенного союза ведение учета таких товаров.

Порядок проведения проверки системы учета товаров  определяется законодательством государств - членов таможенного союза.

Согласно ст.122 ТК ТС Таможенная проверка роводится таможенными органами государств-членов ТС в отношении проверяемых лиц, созданных и зарегистрированных в соответствии с законодательством этих государств-членов ТС. Под проверяемыми лицами понимаются:

-декларант; 
- таможенный представитель; 
- перевозчик, в том числе таможенный перевозчик; 
- лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель; 
- лицо, осуществляющее временное хранение товаров; 
- владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов; 
- уполномоченный экономический оператор; 
- иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру; 
- лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного настоящим Кодексом, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу.

При таможенной проверке таможенными органами проверяются:

1) факт помещения товаров под таможенную процедуру; 
2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров; 
3) соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами; 
4) соблюдение требований, установленных таможенным законодательством ТС и законодательством государств-членов ТС, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела; 
5) соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора; 
6) соблюдение установленных таможенным законодательством ТС и (или) законодательством государств-членов ТС условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров ТС; 
7) соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством ТС и (или) законодательством государств- членов ТС.

Таможенная  проверка проводится путем сопоставления  сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной  в ходе таможенной проверки. При проведении таможенной проверки могут использоваться различные формы таможенного контроля, установленные таможенным законодательством. Проведению таможенной проверки должна предшествовать подготовительная работа, в процессе которой определяется перечень вопросов, подлежащих проверке, при необходимости разрабатывается программа ее проведения. Таможенная проверка осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки. Для участия в таможенной проверке могут привлекаться должностные лица других контролирующих государственных органов. При установлении в ходе таможенной проверки признаков административного правонарушения или преступления таможенными органами принимаются меры в соответствии с таможенным законодательством. В главе 19 ТК ТС определен порядок проведения таможенной проверки.

Прежде чем приступить к реформированию нынешней системы  таможенного контроля, важно понять ее слабые стороны. Анализ, проведенный при разработке проекта Концепции таможенного оформления и таможенного контроля, выявляет целый ряд проблем.

 Первая — это сложность таможенного оформления из-за большого количества актов ФТС России, региональных управлений, таможен, а также постоянных изменений и дополнений. Для достижения прозрачности таможенных процедур необходимо строить работу таможенных органов на новом таможенном законодательстве, сводя к минимуму акты региональных таможенных служб, которые зачастую нивелируют, а порой и прямо противоречат федеральным актам, создавая, таким образом, представление о том, что таможенное законодательство различается от региона к региону. 
         Вторая проблема заключается в наличии дублирующих вертикалей в управлении таможенными органами по вопросам организации таможенного оформления и контроля. Третья проблема касается принятия решений о выпуске товаров для свободного обращения. Речь идет, прежде всего, о согласовании такого рода решений на уровне высших таможенных органов.          Существует и проблема «нагрузки» таможенных органов несвойственными им функциями. Наконец, нередки случаи, когда в результате несогласованных мер по усилению таможенного контроля, у участников ВЭД возникают неоправданно высокие материальные и временные издержки. 
         В целом, в проекте Концепции таможенного оформления и таможенного контроля сделан неутешительный вывод: существующий в России порядок таможенного контроля не в полной мере соответствует практике зарубежных стран.

                   Направления совершенствования

На данном этапе разработанный проект Концепции таможенного оформления и таможенного контроля выделяет новые подходы к совершенствованию системы таможенного оформления и контроля. И ожидается, что они дадут положительный эффект. Основу новой системы составляет нормотворческая деятельность, определяющая порядок и условия проведения таможенного оформления и контроля, которые должны быть максимально прозрачными и понятными для участников ВЭД. Данная система должна поддерживаться функцией системы управления таможенными органами и организацией контроля за таможенным оформлением по вертикалям деятельности функциональных подразделений и, соответственно, правоохранительных подразделений. Контрольно-нормотворческие функции должны быть пронизаны вертикальными связями. А результаты контроля должны использоваться для совершенствования нормативной базы. И, конечно, система должна опираться на мощную информационно-техническую поддержку. К сожалению, сегодня информационно-техническое оснащение не позволяет обеспечить всеми необходимыми условиями работу таможенных органов. 
            Выделяют два направления упрощения и совершенствования таможенных процедур, за счет реализации которых будут достигнуты поставленные цели. Во-первых, это совершенствование процедур в пунктах пропуска, а во-вторых, совершенствование таможенных процедур в местах таможенного оформления с одновременным созданием системы сквозного контроля за товарами, перемещаемыми авиационным, морским и железнодорожным транспортом.  Результаты реформ, как видится создателям проекта Концепции, должны вывести таможенные органы на мировой уровень.         

Информация о работе Правовые аспекты применения форм таможенного контроля