Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:39, статья
В статье рассматривается таможенный контроль как необходимый правовой инструмент, применяемый таможенными органами. Особое внимание в статье будут уделено понятиям, используемым в действующем законодательстве, объектам таможенного контроля, субъектам таможенного контроля, организации и порядку проведения таможенного осмотра и таможенного досмотра.
Ф.И.О.: Нощенко Виталий Анатольевич
Должность: Государственный таможенный инспектор
отдела таможенного досмотра
Ахтубинского таможенного поста
Астраханской таможни
Место
работы: Астраханская таможня
Правовое
регулирование таможенного
контроля: таможенный
осмотр и таможенный
досмотр.
Аннотация:
В статье рассматривается таможенный контроль как необходимый правовой инструмент, применяемый таможенными органами. Особое внимание в статье будут уделено понятиям, используемым в действующем законодательстве, объектам таможенного контроля, субъектам таможенного контроля, организации и порядку проведения таможенного осмотра и таможенного досмотра.
In article customs control as the necessary legal tool applied by customs bodies is considered. Special attention in article will it is given the concepts used in the current legislation, objects of customs control, subjects of customs control, the organization and an order of carrying out of customs inspection and customs inspection.
Ключевые слова:
Таможенный контроль, таможенный осмотр, таможенный досмотр, риск, формы таможенного контроля.
Customs control, customs inspection, customs inspection, risk, forms of customs control.
Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов таможенного союза[1]. Это единственное определение таможенного контроля, содержащееся в действующем законодательстве по таможенному делу.
При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками. Под риском понимается степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств-членов таможенного союза.
Субъектами таможенного контроля, то есть лицами, правомочными на его производство, являются исключительно должностные лица таможенных органов Российской Федерации. В должностных регламентах и (или) инструкциях которых, закреплены данные обязанности и права, согласно действующему законодательству Российской Федерации.
Кроме того, в целях совершенствования таможенного контроля таможенные органы сотрудничают с таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами. А также в целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами, а также с участниками внешнеэкономической деятельности, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями (ассоциациями).
Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:
1) товаров, в том
числе транспортных средств,
2) таможенной декларации,
документов и сведений о
3) деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;
4) лиц, пересекающих таможенную границу.
Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.
Отмеченные нормы свидетельствуют об обязательном характере действий таможенных органов Российской Федерации по проверке перемещаемых через таможенную границу таможенного союза товаров и транспортных средств.
В
Таможенном кодексе таможенного
союза цели таможенного контроля
не раскрываются, а упомянутые в
определении таможенного
В соответствии с обозначенными целями таможенного контроля можно выделить его объект и предметы. Принимая во внимание, что под объектом в праве понимаются конкретные имущественные и неимущественные блага и интересы, отношения, по поводу которых регламентированы законом, в качестве объекта таможенного контроля следует выделить государственные интересы, заключающиеся в обеспечении соблюдения физическими лицами и участниками внешнеэкономической деятельности положений, регулирующих перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза, а также осуществление деятельности, контроль за которой возложен на таможенные органы. И далее, обращаясь к тому, на что непосредственно направлена проверочная деятельность таможенных органов, уточним предметы таможенного контроля, а именно:
-
товары и транспортные средства
(перемещаемые либо
- документы и сведения, необходимые для таможенных целей;
-
предпринимательская
Последний из вышеперечисленных предметов таможенного контроля отражает одну важную его особенность, имея в виду, что речь может идти о случаях, непосредственно не связанных с перемещением через таможенную границу таможенного союза товаров и транспортных средств. Поскольку нет перемещения, значит, нет и таможенного оформления (за исключением случаев изменения таможенной процедуры), а это уже придает самостоятельность таможенному контролю, отделяя его от процедуры таможенного оформления. Будучи систематической проверкой деятельности, данный вид контроля может быть обозначен надзором. В отличие от контроля конкретных предметов (товаров, документов, транспортных средств) таможенный надзор — проверка более абстрактная и включает в себя множество предметов (порядок ведения учета хранящихся на таможенных складах товаров, работоспособность охранной сигнализации, соблюдение пропускного режима на территории склада временного хранения, соблюдение порядка проведения операций с хранящимися товарами и др.).
Что касается документов, необходимых для таможенного контроля, то они могут рассматриваться в качестве предметов контроля как при оформлении перемещаемых товаров и транспортных средств либо оформлении изменения таможенного режима, так и при проведении таможенного надзора. Причем по назначению их возможно разделить на несколько видов:
-
документы, необходимые для
-
документы, необходимые для
Формами таможенного контроля являются[2]:
1)
проверка документов и
2) устный опрос;
3) получение объяснений;
4) таможенное наблюдение;
5) таможенный осмотр;
6) таможенный досмотр;
7) личный таможенный досмотр;
8)
проверка маркировки товаров
специальными марками, наличия
на них идентификационных
9) таможенный осмотр помещений и территорий;
10) учет товаров, находящихся под таможенным контролем;
11) проверка системы учета товаров и отчетности по ним;
12) таможенная проверка.
Таким образом, рассмотрев таможенный контроль как проверку, выделив его основные элементы (субъект и предметы), можно дать следующее его определение.
Таможенный контроль есть осуществляемая таможенными органами Российской Федерации проверка перемещаемых через таможенную границу таможенного союза товаров и транспортных средств, документов и сведений, необходимых для таможенных целей, а также надзор за предпринимательской деятельностью (рынок таможенных услуг) в сфере таможенного дела.
Рассмотрим
две формы таможенного
Надо отметить, что юридическая техника данного приказа достойна уважения. В нём чётко расписан порядок действия должностных лиц таможенного органа при организации и проведении данных форм таможенного контроля. Указывается цель проведения таможенного досмотра. Раскрыта терминологическая составляющая. Предметом регулирования данного приказа являются действия должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра.
Разграничим таможенный осмотр и таможенный досмотр:
Таможенный осмотр - внешний визуальный осмотр товаров, в том числе транспортных средств, багажа физических лиц, а также грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами[3].
Таможенным досмотром являются действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами[4].
Таким образом, таможенный осмотр и таможенный досмотр, это разные формы таможенного контроля. И хотя результаты их фиксируются в одном и том же программном средстве «АИСТ-М», что и приводит к непониманию многих должностных лиц о разграничении вышеназванных форм таможенного контроля, но существенно упрощает порядок оформления результатов.
Вскрытие
грузовых мест предусматривает нарушение
их целостности и средств их идентификации
с последующим извлечением
При проведении данных форм таможенного контроля, наиболее эффективный результат достигается, при комплексном применении профессиональных человеческих навыков (должностные лица) и автоматизированных технических средств таможенного контроля (инспекционно-досмотровые комплексы).
Особое внимание следует уделить техническим средствам таможенного контроля. В ходе применения таможенных форм таможенного контроля таможенный осмотр и таможенный досмотр, как я уже писал выше, должностные лица таможенных органов взаимодействуют. И использование средств, для обнаружения и подтверждения заявленных сведений, должностными лицами таможенных органов применяются три группы данных средств: