Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 22:12, реферат
Соблюдение нормы права в сфере деятельности таможенных органов - это следование субъектов права, должностных, таможенных органов и участников ВЭД ее предписаниям, воздержание от запрещенных нормой соответствующей отрасли права действий. Примером могут служить действия участников ВЭД по соблюдению норм Таможенного кодекса Республики Беларусь о декларировании товаров, а должностных лиц таможенных органов - о приеме деклараций.
1 Характеристика правоохранительной
деятельности таможенных органов 4
1.1 Понятие и содержание правоохранительной деятельности 4
1.2 Формы правоохранительной деятельности таможенных органов 7
2 Особенности административно-правовой и административно-процессуальной форм правоохранительной деятельности
таможенных органов 9
2.1 Административно-правовая форма правоохранительной
деятельности таможенных органов 9
2.2 Административно-процессуальная форма правоохранительной деятельности таможенных органов 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
СОДЕРЖАНИЕ
1
Характеристика
деятельности таможенных органов 4
1.1 Понятие и содержание правоохранительной деятельности 4
1.2 Формы правоохранительной
деятельности таможенных
2
Особенности административно-
таможенных органов 9
2.1 Административно-правовая форма правоохранительной
деятельности таможенных органов 9
2.2 Административно-
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
1
Характеристика
1.1
Понятие и содержание
правоохранительной
деятельности
Таможенные
органы, являясь органами государственного
управления специальной компетенции,
т.е. исполнительно-
Следующее направление такого регулирования - охрана урегулированных нормами таможенного, административного, уголовного, конституционного, международного, финансового, гражданского и других отраслей права отношений, возникающих в процессе контактов участников ВЭД и должностных лиц таможенных органов по поводу перемещения товаров.
В сфере таможенного дела действует около 2,5 тысяч нормативных актов, регулирующих отношения, возникающие между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами как части государственного механизма. Отношения, в которые вступают таможенные органы и физические или юридические лица - участники ВЭД, представляют собой сложный комплекс отношений, относящихся к сфере регулирования международного, таможенного, государственного, административного, хозяйственного, гражданского, трудового, финансового, земельного, воздушного, уголовного, уголовно-процессуального и других отраслей права.
Участвуя в регулировании ВЭД, таможенные органы прежде всего способствуют наиболее оптимальному осуществлению движения товаров и услуг между Республикой Беларусь и другими странами, обеспечивают решение экономических, финансовых, политических, социальных и других задач. Тем самым таможенные органы осуществляют свои функции, возложенные на них Таможенным кодексом Республики Беларусь [4, ст. 1], Законом Республики Беларусь «О Таможенном тарифе» [8, ст. 1] и другими законами и подзаконными актами. Они выполняют функции организации, государственного управления, контроля за соблюдением, использованием, исполнением и применением правовых норм, содержащихся в вышеназванных и других актах.
Однако поскольку помимо подавляющего большинства участников ВЭД, добросовестно выполняющих требования правовых норм, определенная часть этих участников сознательно или бессознательно нарушает нормы, на государственный механизм в целом и на отдельные его подсистемы - правоохранительные органы возложены функции охраны права от нарушений и восстановления его действия.
Охрана выражается в защите участников ВЭД и должностных лиц таможенных органов, устранении вредных и опасных для личности, общества, государства отношений, возникающих в таможенной сфере. Эта сторона деятельности таможенных органов находит отражение в запретах на совершение противоправных действий или бездействия, установленных в нормах права, в предусмотренных санкциях за нарушение запретов, а также в применении таможенными органами этих санкций. Таким образом, функция охраны правовых норм реализуется различными способами, в том числе и путем использования мер государственного принуждения к нарушителям правовых норм. Государственное принуждение выражается во взыскании с нарушителя нанесенного ущерба, в ограничении его некоторых личных прав, в принуждении юридического лица выполнить определенные обязанности в отношении пострадавшей стороны - государства, таможенных органов или должностных лиц [12, c. 301].
Правоохранительная деятельность таможенных органов является разновидностью государственной деятельности, проявлением внутренних и внешних функций государства в сфере таможенных правоотношений.
Цель этой деятельности заключается в обеспечении соблюдения, использования, исполнения, применения норм государственного, административного, таможенного, гражданского и других отраслей права в сфере деятельности таможенных органов.
Соблюдение нормы права в сфере деятельности таможенных органов - это следование субъектов права, должностных, таможенных органов и участников ВЭД ее предписаниям, воздержание от запрещенных нормой соответствующей отрасли права действий. Примером могут служить действия участников ВЭД по соблюдению норм Таможенного кодекса Республики Беларусь о декларировании товаров, а должностных лиц таможенных органов - о приеме деклараций.
Использование правовой нормы в сфере деятельности таможенных органов - это осуществление субъектами правоотношений, должностными лицами таможенных органов и участниками ВЭД своих прав, предусмотренных этой нормой.
В качестве примера использования правовой нормы может рассматриваться право участника ВЭД получать консультации и информацию по вопросам таможенного оформления товаров и т.п.
Исполнение правовой нормы - это действие физического, должностного или юридического лица по выполнению возложенных на него нормой обязанностей.
Применение нормы права - это властно-регулятивные действия государственных органов, должностных лиц по претворению их предписаний в жизнь.
Правоохранительная деятельность таможенных органов осуществляется в порядке реализации возложенных на них функций, поскольку все они связаны с установлением норм права или их реализацией. Законодательно закрепленные в Таможенном кодексе Республики Беларусь (ст. 10), эти функции сами являются нормами права, которые должны соблюдаться, использоваться, исполняться и применяться таможенными органами как средство охраны других правовых норм.
В частности, в ст. 10 ТК прямо установлено, что таможенные органы обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Республики Беларусь, принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела; обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность Республики Беларусь, являющуюся экономической основой суверенитета Республики Беларусь; защищают экономические интересы Республики Беларусь; применяют средства таможенного регулирования; участвуют в разработке таможенной политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, и реализуют эти меры; обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь; ведут борьбу с контрабандой, административными таможенными правонарушениями, пресекают незаконный оборот через таможенную границу Республики Беларусь наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния Республики Беларусь и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растении, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказывают содействие специальным органам в борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью и в пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Республики Беларусь в деятельность международной гражданской авиации; содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности, жизни и здоровья граждан, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов отечественных потребителей ввозимых товаров и т.п. [4, с 10].
Таким
образом, вся деятельность таможенных
органов осуществляется в рамках
законов и в интересах их реализации,
имеет аспекты правотворческой,
правоприменительной, правоисполнительной,
правоохранительной деятельности государства.
1.2 Формы правоохранительной деятельности
таможенных
органов
Правоохранительная деятельность таможенных органов осуществляется в различных формах:
Целями правоохранительной деятельности помимо обеспечения реализации правовых норм являются также выявление подготовки или осуществления нарушений белорусского законодательства и международных договоров, к которым присоединилась Республика Беларусь, предупреждение преступности во внешнеэкономической деятельности, пресечение административных таможенных правонарушений [22, с. 271].
Административно-правовая форма правоохранительной деятельности таможенных органов проявляется в обнаружении административных таможенных правонарушений путем осуществления таможенного и валютного контроля таможенного оформления товаров.
Эти действия осуществляются в формах составления протоколов об обнаруженных административных таможенных правонарушениях, заведения дел об административных таможенных правонарушениях и осуществлении производства по ним, их рассмотрения и применения взысканий.
Уголовно-правовая форма правоохранительной деятельности таможенных органов как органов дознания проявляется в возбуждении уголовных дел по фактам или признакам уголовных преступлений, борьба с которыми отнесена к компетенции таможенных органов, производстве дознания по этим делам, а также участии в следственных действиях по поручению органов предварительного следствия [19, c. 371].
Важная форма правоохранительной деятельности таможенных органов - обеспечение собственной безопасности, сочетающее в себе меры внутреннего административного контроля, оперативно-розыскные меры и меры физической, военной, технической охраны таможенных объектов, сотрудников и членов их семей.
Одной из форм деятельности таможенных органов, сочетающей в себе элементы правоохранительной и специальной (розыскной) деятельности, является оперативно-розыскная деятельность.
Назначение
этой формы деятельности заключается
в повышении эффективности
Таким образом, целесообразно рассмотреть отдельные формы правоохранительной деятельности более подробно. В частности, далее в работе будет рассмотрена административно-правовая и административно-процессуальная формы правоохранительной деятельности таможенных органов.
2
Особенности административно-
2.1
Административно-правовая
форма правоохранительной
деятельности таможенных
органов
Правоохранительная деятельность таможенных органов в области административного права основывается на нормах Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Таможенного кодекса Республики Беларусь. В них определены понятия административных таможенных правонарушений, сформулированы общие положения, подведомственность дел об административных правонарушениях, определен порядок производства по делам, их рассмотрения, а также исполнения принятого решения.
В действовавшем до 1 марта 2007 года КоАП были не выделены процессуальные нормы, регулирующие процесс производства по аналогии с уголовным процессом. Вместе с тем именно процессуальное закрепление следов правонарушения, действий сотрудников таможенных органов было наиболее уязвимым звеном при формировании материалов дела. Недооценка значимости данной составляющей приводило к утере юридической значимости многих фактов, которые могли бы стать доказательством при рассмотрении дела. Однако со вступлением в силу в 2007 году нового Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях ситуация кардинально изменилась.
Согласно ст. 2.1. КоАП 2003 года (с изм. и доп. 2009 г.) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются: своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в точном соответствии с законодательством, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения законов [2, ст. 2.1.].
Информация о работе Правовая основа деятельности таможенных органов