Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 00:42, лекция
Ценность изучения американского опыта организации и функционировании
механизма нетарифного регулирования внешней торговли напрямую связана с
ролью, которую США играют в мировой торговле и современных международных
отношениях, а также с тем местом, которое США занимают среди государств —
основных внешнеторговых партнеров Российской Федерации.
Практика
нетарифного регулирования
в США.
Ценность
изучения американского опыта
механизма
нетарифного регулирования
ролью, которую США играют в мировой торговле и современных международных
отношениях, а также с тем местом, которое США занимают среди государств —
основных внешнеторговых партнеров Российской Федерации.
Современная внешнеторговая политика США отчетливо демонстрирует соче-
тание двух тенденций в практике регулирования международной торговли: с одной
стороны, обозначился курс на либерализацию международной торговли, поступа-
тельное и устойчивое снижение уровня таможенно-тарифной защиты; с другой, на
фоне
либерализации международной
на нее со стороны государства.
Значение
нетарифного регулирования
торговых поставок, подпадающих под действие нетарифных инструментов торговой
политики. Будучи менее открытыми, чем таможенные пошлины, нетарифные барье-
ры предоставляют администрации больше возможностей действовать по собственно-
му усмотрению, что создает значительную неопределенность во внешнеторговой сфе-
ре, увеличивают степень ее коррупциогенности и ухудшают инвестиционный климат
в государстве.
Тот факт, что основной акцент в политике защиты национального производите-
ля от
иностранной конкуренции
меры, неизбежно приводит к изменению сущности самого нетарифного регулиро-
вания. Оно превращается из законного (т.е. предусмотренного положениями ГАТТ/
ВТО) средства защиты национальных производителей от недобросовестной конку-
ренции в труднопроходимые барьеры на пути развития международной торговли.
Этому во многом способствует широкая практика применения инструментов
скрытого протекционизма, с которыми очень трудно бороться на практике.
Применение инструментов нетарифного регулирования в США регулируется на
международном (наднациональном) и национальном уровнях.
Двусторонние и многосторонние торговые соглашения на протяжении ряда
десятилетий остаются эффективными инструментами торговой политики США.
Начиная с Закона 1934 г. «О взаимных торговых соглашениях» (Reciprocal Trade
Agreements Act), Конгресс США неоднократно принимал законы, которые наделя-
ли Президента США правом заключать двусторонние и многосторонние торговые
соглашения, снижающие американские торговые барьеры на взаимной основе. Вза-
имность означает, что шаги по либерализации торговли США предпринимают толь-
ко в случае принятия аналогичных мер в странах — контрагентах.
Для уяснения
реального механизма
литики
(в том числе в части
учесть важную особенность правовой и судебной системы США, состоящую в вы-
делении двух основных типов международных актов — международного договора
treaty и исполнительного соглашения executive agreement. Верховный Суд США
признал, что международный договор (treaty), подписываемый Президентом с со-
гласия и одобрения Конгресса, не должен противоречить Конституции США. При
этом норма международного договора действует наравне с нормой внутреннего за-
конодательства и в случае столкновения международной и национальной (внутри-
государственной)
норм преимуществом будет
В отличие от международного договора (treaty), исполнительное соглашение
(executive agreement) подписывается Президентом без рассмотрения в Конгрессе,
что отражается на статусе такого международного акта — он не может превалиро-
вать над внутренним законом; противоречие между нормами международного акта
и национального законодательства в этом случае решается в пользу внутреннего
закона США.
Эта, на первый взгляд юридико-техническая проблема, приводит к выводу,
важному для осмысления функционирования механизма нетарифного регулирова-
ния внешней торговли в США. Международные акты, регулирующие нетарифный
блок внешнеторгового регулирования, несмотря на их универсализм, особую роль
в эпоху глобализма, очевидный международный и дипломатический авторитеты,
уступают по своей юридической силе соответствующим нормам внутреннего законодательства.
Международный блок источников нетарифного регулирования включает в себя
универсальные торговые договоры, в которых участвуют США: Генеральное согла-
шение по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947 г., Марракешское соглашение о созда-
нии Всемирной Торговой Организации (ВТО) 1994 г., принятые в рамках ГАТТ/
ВТО соглашения: по защитным мерам, по субсидиям и компенсационным мерам,
по процедурам импортного лицензирования, по техническим барьерам в торговле, по применению санитарных и фитосанитарных мер и др.
Существенной особенностью современной внешнеторговой политики США,
в том числе в сфере нетарифного регулирования, является заметное усиление дву-
сторонних механизмов внешнеторгового регулирования в ущерб многосторонним
механизмам.
Как считает известный
ского университета Р. Вернон, в последние годы в своей внешнеторговой политике
американское правительство делает упор на двусторонние соглашения, сочетая их с
угрозами введения дискриминационных мер. Правительство США считает, что «вы-
борочные угрозы могут обеспечить лучшие условия для свободной торговли, чем
многосторонние торговые переговоры или торговые законы общего применения»19.
Переходя к характеристике национального (внутригосударственного) механиз-
ма регулирования нетарифных инструментов, отметим, что его функционирова-
ние предопределяется конституционным принципом — Конгрессу предоставля-
ются исключительные полномочия регулировать ограничения экспорта и импорта.
Конгресс, в свою очередь, может делегировать эти полномочия Президенту, чет-
ко определяя порядок и условия его действий по применению мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.
Законодательные предписания, регулирующие вопросы применения нетариф-
ных мер в США, рассредоточены по многочисленным актам. Единого закона, в
котором устанавливался бы порядок нетарифного регулирования внешнеторговой
деятельности, в США не существует. Предписания, прямо или опосредованно свя-
занные
с практикой нетарифного
нодательных актах, регулирующих общие вопросы торговой политики: в Законе
о расширении торговли 1962 г. (The Trade Expansion Act), законах о торговле 1974,
1979 и 2002 гг., Законе о торговле и конкурентоспособности 1988 г.
Применение отдельных нетарифных инструментов регулируется собственными
«профильными» законами. Например, положения об использовании стандартов в
качестве нетарифных барьеров содержатся в десятках различных законодательных
актов, касающихся вопросов безопасности использования потребительских това-
ров, контроля за продовольствием, фармацевтической и косметической продук-
цией, различными веществами, отнесенными к категории опасных, организации
радиационного контроля, импорта отдельных продуктов питания, маркировки от-
дельных товаров и т. д.21 Нормы, регулирующие отношения, возникающие в свя-
зи с применением нетарифных инструментов, содержатся даже в законодательных
актах, принятых специально для регулирования антипода нетарифных барьеров —
таможенного тарифа. Так, практически во всех американских законах о тарифах
(1894, 1930)
содержались нормы
На национальном (внутригосударственном) уровне, наряду с законодательны-
ми актами, регулирование отношений по применению нетарифных инструментов
осуществляется также посредством подзаконных актов, принимаемых президен-
том и иными органами исполнительной власти.
В связи с этим следует охарактеризовать организационную основу нетарифного
регулирования в США.
Ввиду повышения важности, сложности и остроты внешнеторговых проблем
в конце XX в. существенно усилилось внимание к вопросам регулирования в этой
сфере в высших эшелонах государственной власти США. Для рассмотрения вопро-
сов торговой политики в ведущих комиссиях Конгресса (по финансам, по банков-
ской деятельности, по международным отношениям, по торговле и др.) выделены
специализированные подкомиссии. Специализированные органы появляются даже
в системе судебных органов (Суд США по делам международной торговли, Налого-
вый суд США).
Что касается органов исполнительной власти, то здесь компетенция в сфере
торговой политики распределена между еще большим числом государственных
органов. Это дает основание исследователям государственного механизма внеш-
неторговой деятельности в США отмечать, что «множественность органов, дроб-
ность и перекрещивание их функций, нечеткость разделения сфер полномочий,
отсутствие налаженной системы координации — все это является организацион-
ными причинами слабой эффективности мероприятий правительства США по ре-
Информация о работе Практика нетарифного регулирования в США