Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 19:00, реферат
Актуальность темы исследования прослеживается в вышесказанном, и заключается в том, что процесс перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу является ключевым объектом деятельности таможенных органов, а от состояния институтов таможенного оформления и таможенного контроля напрямую зависит экономическое благосостояние государства и его безопасность.
Таким образом, мы можем сформулировать цель поставленного исследования в следующем виде: дать анализ особенностям перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
2) физическим лицам, признанным в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, а также переселяющимися из иностранных государств на постоянное место жительства в РФ, - в случае ввоза ими автомобилей, страной происхождения которых является РФ или другое государство - участник СНГ и которые были приобретены этими лицами до въезда в РФ;
3) иностранным физическим лицам временно ввезти транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные в иностранном государстве, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год. В течение одного года допускается оформление продления сроков временного ввоза без уплаты таможенных пошлин, налогов. Транспортные средства могут принадлежать иностранным физическим лицам, быть арендованы ими либо взяты во временное пользование иным способом. Временный ввоз транспортных средств может осуществляться одновременно с въездом иностранного лица либо до или после такого въезда и должен предназначаться для личного пользования этими лицами в период временного пребывания в РФ /4/.
Временно ввезенные транспортные средства могут быть обратно вывезены с таможенной территории РФ через любой таможенный орган без взимания таможенных пошлин, налогов, без применения запретов и ограничений экономического характера.
Если временно ввезенные транспортные средства серьезно повреждены вследствие аварии или действия непреодолимой силы, то их обратный вывоз может не осуществляться.
Российские физические лица не могут временно ввозить транспортные средства без уплаты таможенных пошлин, налогов.
Российские физические лица могут временно ввозить на таможенную территорию РФ транспортные средства, зарегистрированные на территории иностранного государства, на срок не более 6 месяцев в течение одного календарного года в отношении каждого временно ввезенного транспортного средства. Обязательным условием такого ввоза является обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с Таможенным кодексом /8/.
1.5
Перемещение товаров
отдельными категориями
иностранных лиц
К отдельным категориям иностранных лиц, перемещающим через таможенную границу РФ товары и, соответственно, пользующимся таможенными льготами применительно ко всем таможенно-правовым институтам (таможенное оформление, контроль, платежи), глава 25 ТК РФ относит следующих лиц:
1) дипломатические представительства иностранных государств (свободный ввоз (вывоз) товаров, предназначенных для официального пользования представительств);
2) главы дипломатических представительств иностранных государств и проживающие вместе с ними члены их семей (свободный ввоз (вывоз) товаров, предназначенных для личного, семейного пользования, а также для первоначального обзаведения);
3) члены дипломатических представительств иностранных государств и проживающие вместе с ними члены их семей (свободный ввоз (вывоз) товаров, предназначенных для личного, семейного пользования, а также для первоначального обзаведения);
4) члены административно-технического персонала дипломатических представительств иностранных государств и проживающие вместе с ними члены их семей при условии, что указанные лица не проживают постоянно в РФ и не являются гражданами РФ (свободный ввоз товаров, предназначенных для первоначального обзаведения) /7/.
Главой
25 TK РФ предусмотрены некоторые льготы
в отношении товаров, перемещаемых через
таможенную границу дипломатическими,
консульскими и иными официальными представительствами
иностранных государств, международными
организациями, персоналом этих представительств
и организаций, а также в отношении товаров,
предназначенных для личного и семейного
пользования отдельных категорий иностранных
лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями
и (или) иммунитетами на таможенной территории
РФ в соответствии с международными договорами
РФ. Таможенное оформление указанных товаров
также производится в упрощенном порядке
/5/.
2.1
Практика перемещения
товаров физическими
лицами
На практике институты таможенного оформления и таможенного контроля тесно связаны и не существуют друг без друга. Подача необходимых документов в таможенный орган обязательно влечет их проверку, а также досмотр товаров и транспортных средств. Без таможенного контроля процесс таможенного оформления был бы бессмысленным.
Систему оперативного управления процессами таможенного оформления и контроля как важнейшие направления повышения эффективности функционирования таможенных органов рассмотрим на примере деятельности отдела таможенных процедур и таможенного контроля (далее – ОТП и ТК) Самарской таможни.
Самарская таможня в настоящее время занимает одно из лидирующих мест среди таможен Приволжского региона, является самой крупной. Включает в себя 14 таможенных постов и 17 пунктов пропуска, из которых: три железнодорожных, три авиационных и одиннадцать автомобильных /9/.
В 2005 – 2007 гг. таможенное оформление и таможенный контроль в зоне деятельности Самарской таможни осуществлялись с учетом особенностей внешнеэкономической деятельности региона.
Анализ
показывает, что в 2005 – 2007 гг. внешнеторговая
активность участников ВЭД стабильно
росла, о чем свидетельствует увеличение
товарооборота Самарской области. Регион,
обладая мощным экономическим и ресурсным
потенциалом, развивал международные
и внешнеэкономические связи как с государствами
дальнего, так и ближнего зарубежья.
Рисунок
1 – Внешняя торговля Самарской области
в 2007 – 2009 гг.
Номенклатура товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и оформляемых в зоне деятельности Самарской таможни на протяжении последних нескольких лет остается практически неизменной, хотя удельный вес той или иной группы может меняться в зависимости от различного рода объективных факторов.
Внешнеторговый оборот зоны деятельности таможни большей частью носит экспортную направленность, поэтому доля экспортных ГТД в общем объеме составляет порядка 68%.
Боле
наглядно это можно увидеть на рисунке
2
Рисунок
2 – Соотношение количества оформленных
экспортных и импортных ГТД в 2007 – 2009 гг.
В товарной структуре экспорта Самарской таможни в рассматриваемый период преобладала продукция топливно-энергетического комплекса, а также хлебные злаки и семена подсолнечника, жиры и масла, древесина.
Товарная структура импорта была представлена отходами, получаемыми в результате переработки на таможенной территории газа и конденсата, сельскохозяйственной продукцией азиатских стран СНГ, кондитерскими изделиями, полимерными материалами и механическим оборудованием.
В соответствии с исследуемой в данной работе темой приведем несколько цифр, характеризующих деятельность таможенных органов в сфере таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
Одним из показателей деятельности таможенных органов является количество оформленных грузовых таможенных деклараций.
Таблица 2 – Показатели деятельности Самарской таможни в 2005 – 2007 гг.
Годы | Количество оформленных грузовых таможенных деклараций (штук) | ||
Экспортные ГТД | Импортные ГТД | Всего | |
1 | 2 | 3 | 4 |
2005 – 2007 гг. | 18553 | 8889 | 27442 |
2005 г. | 4777 | 2433 | 7210 |
2006 г. | 6205 | 3099 | 9304 |
2006 г. в % к 2005 г. | 129,89% | 127,37% | 129,04% |
2007 г. | 7571 | 3357 | 10928 |
2007 г. в % к 2006 г. | 122,01% | 108,33% | 117,45% |
Как видно из данных, приведенных в таблице 1, за весь период Самарской таможней было оформлено 27442 ГТД. Количество ГТД в 2005 г. составило 7210 штук, в 2006 г. – 9304 штук, в 2007 г. было оформлено 10928 ГТД. Большая часть ГТД оформлена на Оренбургском таможенном посту. Увеличение количества оформленных ГТД обусловлено увеличением общего объема товаров, проследовавших через пункты пропуска таможни /10/.
Более
наглядно это можно увидеть на рисунке
3.
Рисунок 3 – Динамика увеличения количества оформленных ГТД в 2007 – 2009 гг.
В доход федерального бюджета за период
2007 – 2009 гг. было перечислено 15604,15 млн.
рублей. Динамика поступления таможенных
платежей представлена на рисунке 4.
Рисунок
4 – Динамика перечисления таможенных
платежей в доход федерального бюджета
в 2007 – 2009 гг.
За
истекший период таможня обеспечила пропуск
и таможенное оформление свыше 8,6 миллионов
физических лиц.
2.2
Перемещение транспортных
средств через таможенную
границу Оренбургской
области
Наряду с высокими объемами товарооборота области и большим пассажиропотоком, количество транспортных средств, оформленных на соответствующих пунктах пропуска, так же велико. Высокие показатели обусловлены приграничным расположением Самарской области, и как следствие – пересечение важнейших автомобильных дорог и железнодорожных узлов.
Через
таможенную границу нашей области в период
2007-2009 гг. проследовало 1131,3 тыс. единиц
автотранспорта (рисунок 5).
Рисунок
5 – Количество единиц автотранспорта,
проследовавших через таможенную границу
в 2007 – 2009 гг.
Через
железнодорожные пункты пропуска проследовало
12190 пассажирских поездов, было оформлено
34598 грузовых составов (рисунок 6) /9/.
Рисунок 6 – Количество проследовавших поездов через железнодорожные пункты пропуска в 2007 – 2009 гг.
Оформлено 3960 воздушных судов, включая воздушные суда военно-транспортной авиации (рисунок 7).
Рисунок
7 – Количество оформленных единиц воздушных
судов в 2007 – 2009 гг.
Анализ практики Самарской таможни показал, что на этих направлениях деятельности отмечается заметный рост. Внешнеэкономические связи области развиваются интенсивно, поэтому постоянно увеличиваются международный грузооборот и пассажиропоток на железнодорожном транспорте, все более интенсивным становится автомобильное сообщение.
3
Пути решения проблем,
связанных с перемещением
товаров и транспортных
средств через таможенную
границу
В настоящее время таможенная система нашей страны активно развивается, и это касается, в том числе Самарскую таможню и подчиненные ей таможенные посты и пункты пропуска. Очевидно, что существует ряд трудностей и проблем, связанных с недобросовестным декларированием товаров, незаконным пересечением ими таможенной границы, нарушением установленных запретов и ограничений на ввоз и вывоз отдельных категорий товаров. Тем не менее, экономическая политика государства направлена на борьбу с правонарушениями в области таможенного дела. Поэтому в таможенных органах активно реализуются меры, предполагающие более эффективное проведение таможенного оформления и таможенного контроля.