Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 22:23, творческая работа
Экономические потрясения, возникающие в последние годы то в одной, то в другой стране на постсоветском пространстве, отсутствие сколько-нибудь ощутимых результатов в преодолении кризисных явлений вынуждают политиков все чаще обращаться к опыту совместного ведения хозяйства в условиях управляемой интеграции.
Перспективы развития таможенного Союза
Экономические потрясения, возникающие в последние годы то в одной, то в другой стране на постсоветском пространстве, отсутствие сколько-нибудь ощутимых результатов в преодолении кризисных явлений вынуждают политиков все чаще обращаться к опыту совместного ведения хозяйства в условиях управляемой интеграции. Даже благополучные в экономическом отношении страны давно уже избрали для себя путь многоступенчатой интеграции, ведущей в конечном итоге, по замыслу ее инициаторов, к политическому сближению. Именно межгосударственным, экономическим, торговым, валютно-финансовым объединениям западные страны в немалой степени обязаны своим стабильным и поступательным развитием. Первейшим шагом к объединению национальных хозяйств для решения важнейших задач экономики явилась выработка единой таможенной политики.
Мировой опыт свидетельствует, что таможенные союзы создают благо-приятные условия для развития торговли, производства, способствуют укре-плению не только экономических, но и политических связей государств, ко-торые объединены общими экономическими интересами. Европейский союз, достигший высокого уровня экономической и политической интеграции, имеет в своей основе таможенный союз. Именно образование в соответствии с Парижским (1951) и Римским (1957) договорами таможенного союза ЕЭС стало стартовой площадкой процесса европейской интеграции и началом создания единой Европы. Этот процесс не был гладким и лишенным проти-воречий, но политическая воля, стремление к поиску компромиссов, общие экономические цели обеспечили в конце концов успех. Это позволило дос-тичь поставленных перед таможенным союзом целей досрочно, к 1 июля 1968 г.
В данной работе мы попытаемся показать место таможенных союзов в мировой интеграции государств. Второй задачей является выделение конкретных призна-ков таможенного союза как явления современной мировой экономики. И, наконец, на заключительном этапе работы мы покажем перспективы создания таможенных союзов на примере сотрудничества России и Белоруссии.
В начале 90-х сразу после распада большого государства СССР среди интеллигенции бытовало мнение, что из экономического кризиса ставшие бывшими союзные республики могут выйти, только реализуя совместные экономические проекты. В качестве мотивации таких рассуждений приводилось наличие интегрированной экономической системы, сформированной за десятилетия нахождения в одной стране. Естественно это система нуждалось в реформировании, но многие экономисты были уверены в том, что ее ни в коем случае нельзя было разрушать.
В
идеале такой вариант развития событий
мог бы стать более быстрым
и безболезненным путем. Одним из
первых за это выступил президент
Казахстана Н.Назарбаев. Но, к сожалению,
это идея не была поддержана всеми
руководителями республик. В то время
большинству более правильным казалось
отстранение от общего союза и
самостоятельное развитие. Это, по их
мнению, было единственно верным и
быстрым прыжком в
Таможенный Союз стал не политической декларацией, а экономической необходимостью. Президент Дмитрий Медведев подписал закон «О ратификации договора о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза», принятый Госдумой 8 октября 2008 года и одобренный Советом Федерации 15 октября 2008 года. Таможенный Союз это шаг будущего единого экономического пространства и представляет собой форму торгово-экономической интеграции. Он предусматривает единую таможенную территорию, где в отношении взаимной торговли не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. Предпосылки расширения этого союза возложены в основных правилах руководства этим органом.
Функциями высшего органа Таможенного Союза наделен межгосударственный совет ЕврАзЭС. Решения по вопросам его функционирования принимаются представителями стран-участников Союза, тогда как остальные имеют право совещательного голоса. Нас, бывших граждан СССР, всегда тяготили административные границы между бывшими братскими государствами, ставшими общим жизненным пространством для наших народов. По условиям Таможенного Союза, административные границы между государствами, подписавшими соглашение о вхождении в новую формацию, должны быть удалены.
В
заключении можно отметить, что этот
документ является историческим и значение
его станет еще более весомым
после включения в этот Союз не
только стран Центральной Азии, но
и потенциально Южного Кавказа. По нашему
мнению, такой поворот событий
может иметь место. Таможенный Союз
- может стать также неким
Движение от зоны свободной торговли к Таможенному Союзу – показатель того, что политические элиты трех стран хорошо усвоили уроки 90-х, когда разрушение прежней системы единых хозяйственных связей определило целый комплекс вызовов и рисков, на преодоление которых потребовалось десятилетие поисков новых решений.
Фундаментом
развития интеграционных процессов
являются российско-казахстанские
отношения. Президент Казахстана Нурсултан
Назарбаев последовательно
ЕврАзЭС за последние годы вошел в десятку крупнейших интеграционных объединений, и для более четкого позиционирования по отношению к другим главным интеграционным структурам ему не хватало именно такого прорывного проекта, в котором четко просматривалось прагматичное распределение ролей между участниками, разветвленная структура, разработанная правовая база.
Одно
из главных условий
Примечательно,
что на недавней встрече в Астане
была принята Стратегия
Планируется разработать и заключить новый договор о зоне свободной торговли, следовательно, расширить рынок сбыта, создать дополнительные рабочие места, повысить качество жизни граждан. Даже украинская стороны, которая традиционно скептически воспринимает любые интеграционные предложения со стороны ближайших партнеров, проявила глубокую заинтересованность в формировании этой стратегии.
Можно
рассчитывать, что в ближайшей
перспективе продолжится и
Для
Азербайджана также важно участвовать
во всех тех экономических структурах,
которые в конечном итоге способствовали
бы улучшению экономической
В перспективе, в случае реализации поставленных задач, ЕврАзЭС может стать эталоном интеграционного объединения на постсоветском пространстве, но что самое важное – организацией, определяющей развитие огромного региона, ставшей центром притяжения для ряда сопредельных государств Евразии.
Перед
таможенными структурами стоят
важнейшие задачи по борьбе с контрабандой,
наркотиками и незаконным вывозом
культурных ценностей. Результатом
работы таможенных структур должна стать
унификация таможенного законодательства.
Еще более тесную интеграцию председателям
таможенных служб предлагает генеральный
секретарь ЕврАзЭС Григорий Рапота,
который настаивает на скорейшем создании
единого Таможенного союза. Преимущества
союза очевидны: быстрое передвижение
грузов через границы стран — участниц
Евразийского экономического сообщества,
единый таможенный тариф и ряд других
льгот. Генеральный секретарь подчеркнул,
что страны — участницы ЕврАзЭс готовы
к созданию Таможенного союза: технология
вступления отработана, готова и нормативно-правая
база, осталось только определиться со
сроками и принять соответствующее решение.
Г. Рапота дал высокую оценку деятельности
органов таможенных служб, отметив, что
перед ними стоят три важнейшие задачи:
совершенствование нормативно-правовой
базы, обустройство внешних границ и создание
пунктов таможенного пропуска, а также
создание единого информационного ресурса.
«Уверен, что устойчивые темпы экономического
роста стран — участниц Евразийского
экономического сообщества будут увязываться
со вступлением в ВТО и другими интеграционными
процессами. Главная задача — соединение
экономик наших государств», — сказал
он.
Отметим,
что на очередном заседании
При этом, на фоне разговоров о необходимости создания единого Таможенного пространства, начинают всплывать интересные цифры. Так, например, согласно данным таможенной статистики Республики Казахстан, наблюдается значительное снижение внешнеторгового оборота Казахстана с Российской Федерацией и Белоруссией. В частности, экспорт Казахстана в Россию по итогам I полугодия 2009 года сократился на 50% (в сравнении с аналогичным периодом 2008 года), составив 1,5 млрд. долларов США, в Белоруссию - на 74,1% (!), составив 26,1 млн. долларов.
Следует отметить, что основными статьями экспорта Республики Казахстан в Российскую Федерацию, по которым наблюдается резкое снижение объемов, являются руды, шлак и зола, минеральное топливо, нефть и нефтепродукты, продукты неорганической химии и черные металлы. Основными статьями экспорта в Белоруссию, по которым наблюдается спад, являются черные металлы, цинк и подшипники роликовые и шариковые. Как видно, в основном, это либо сырье, либо продукция с низкой добавленной стоимостью, что в очередной раз подчеркивает отраслевую уязвимость Казахстана перед более сильными конкурентами.
В то же время у Казахстана наблюдается увеличение товарооборота с соседним Китаем, который уже сейчас составляет реальную геополитическую конкуренцию России. В перспективе нельзя исключать того, что Пекин предложит странам – участницам ШОС создать некий аналог единого экономического пространства в рамках этой организации, сдобрив данное предложение хорошей порцией кредитов и займов. Надо отметить, что Китай уже выделил ШОС 10 миллиардов долларов в качестве антикризисного фонда, что сравнялось с размером аналогичного антикризисного фонда, который раньше был создан в рамках ЕвразЭС. Пекин довольно деликатно ведет себя с соседними государствами Центральной Азии, используя принцип «мягкой силы».
Так
что в целом перспективы
В
целом трем государством до 1 января
2010 года, добираясь до Таможенного
союза, предстоит преодолеть свою Сциллу
и Харибду. Во-первых, пока неясно, как
воспримут в Минске и Астане заявления
первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова
о том, что экономическое законодательство
Казахстана и Белоруссии должно быть
синхронизировано с российским законодательством,
так как в России оно в большей
степени совпадает с