Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 22:22, курсовая работа
Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленные на формирование и обеспечение достижения целей путем рационального использования имеющихся ресурсов.
Основная цель менеджмента - обеспечение гармонии в развитии организации, т.е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.
Таможенный менеджмент - это особая разновидность менеджмента в государственной службе, связанная с реализацией задач в области таможенного дела, как путем воздействия через принятия решений, так и путем роста организованности таможенной системы.
Введение
1. Основы управления в таможенных органах.
2. Принципы и функции таможенной деятельности.
3. Методы управления в таможенной системе.
4. Структура ФТС, виды таможенных органов.
5. Менеджмент таможенных услуг.
6. Пути совершенствования таможенного менеджмента.
Заключение
Приложения
Список использованной литературы
Психологические методы управления направлены на регулирование отношений между сотрудниками таможенных органов путем создания оптимального психологического климата в коллективах. К ним относятся методы: комплектования малых групп и коллективов; гуманизации труда; психологического побуждения (мотивации), профессионального отбора и обучения. Применение психологических методов управления должно осуществляться в комплексе с социальными, организационными и экономическими методами, так как только в этом взаимодействии можно добиться оптимального решения сложных задач социального развития коллектива.
Экономические методы управления - это система способов целенаправленного воздействия на объект управления, построенная на использовании экономических интересов. К экономическим методам управления в таможенных органах относятся: централизованный плановый и метод экономического стимулирования. Важной особенностью экономических методов управления является то, что они направлены на обеспечение единства системных государственных, коллективных и личных интересов, что в таможенных органах реализуется через два аспекта: первый - управление путем установления директивных плановых заданий по формированию доходной части бюджета РФ, а второй - управление на базе создания и использования фонда развития таможенной системы. Метод экономического
стимулирования базируется на втором аспекте и включает материальное стимулирование, коллективную материальную заинтересованность и экономическую ответственность.
Таким образом, рассмотрев процесс управления таможенным делом, можно заключить, что выделенные принципы и методы управления в полной мере находят применение в таможенном деле.
4. Структура ФТС, виды таможенных органов.
Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы, которые являются правоохранительными и составляют единую систему, в которую входят:
1)Федеральная таможенная служба Российской Федерации;
2)Региональные таможенные управления Российской Федерации;
3)Таможни Российской Федерации;
4)Таможенные посты Российской Федерации.
Виды таможенных органов:
В зависимости от территориально-экономического принципа
-Региональные таможенные управления (РТУ);
-Таможни, приравненные по статусу к РТУ.
Существуют также таможенные органы, направленные на развитие таможенной инфраструктуры. Так в составе региональных управлений существуют: региональное таможенное управление по борьбе с таможенными правонарушениями; региональное таможенное управление по материально-техническому обеспечению таможенных учреждений; региональное таможенное управление по капитальному строительству объектов таможенных учреждений; региональное таможенное управление по эксплуатации и социальному развитию таможенных объектов.
В зависимости от географического положения
- пограничные таможни;
- внутренние таможни.
В зависимости от видов обслуживания транспортных средств
- международные автомобильные пункты пропуска;
- сухопутныетаможни;
-железнодорожные таможни;
-воздушные таможни;
-морские и речные таможни;
- космические таможенные посты.
В зависимости от специального назначения
-таможня, обслуживающая военно-транспортную авиацию
-энергетическая таможня;
-акцизная таможня;
-тыловая таможня;
-правоохранительная таможня;
-таможни, обслуживающие иностранный дипломатический корпус.
Вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо в любое время в порядке контроля за соблюдением законности вправе отменить или изменить решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица, а также принять любые предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в отношении неправомерных действий или бездействия нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов.
Таможенные органы выполняют следующие задачи:
обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность России, которая является экономической основой суверенитета Российской Федерации;
защищают экономические интересы Российской Федерации;
применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений;
взимают таможенные пошлины, налоги и другие таможенные платежи;
участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России;
обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;
ведут борьбу с контрабандой и нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, которое относится к товарам, перемещаемым через таможенную границу, пресекают незаконный оборот наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, находящихся под угрозой исчезновения животных и растений, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом;
создают условия для ускорения товарооборота через таможенную границу;
ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику – товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;
содействуют развитию внешнеэкономических связей;
осуществляют меры по защите нравственности населения, жизни и здоровья человека, по охране окружающей среды, по защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;
осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов государства материалов;
осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции;
проводят научно-исследовательские работы и консультирование в области таможенного дела; осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
Таможенная инфраструктура представляет собой совокупность тех подсистем таможенной службы, деятельность которых по отношению к таможенному делу и внешней торговли в целом носит подчиненный, вспомогательно - обслуживающий характер, и которая создает условия для функционирования системы таможенных органов.
5. Менеджмент таможенных услуг.
Услуги, оказываемые таможенными органами участникам ВЭД, физическим и юридическим лицам:
1. Реестрирование:
Владельцев таможенных складов;
Владельцев складов временного хранения;
Таможенных брокеров;
Таможенных перевозчиков;
Экспедиторов;
Магазинов беспошлинной торговли.
2. Складские таможенные услуги, экспертные услуги, охранные услуги, услуги по охране интеллектуальной собственности; аукционные услуги.
3. Образовательные услуги:
Подготовка специалистов по таможенному оформлению;
РТА и филиалы;
Курсы повышения квалификации.
4. Информационно-консультационные услуги:
Информирование по таможенной статистике;
Предоставление текстов правовых актов;
Предоставление информации о причинах принятого решения, действия или бездействия;
Виртуальная таможенная информация.
5. Услуги по таможенному оформлению товаров.
6. Включение в реестр кредитно-банковских учреждений.
7. Услуги по таможенному сопровождению товаров.
6. Пути совершенствования таможенного менеджмента.
1. Модернизация организационных структур управления;
оптимизация в иерархической структуре управления;
повышение организованности таможенной системы и сокращения связей;
упрощение сложных структур управления и увеличение их гибкости;
исключение дублирования в организационных структурах управления;
обеспечения максимальной степени типизации.
2. Совершенствование методов управления
обеспечение относительно равномерной нагрузки на каждое таможенное подразделение;
четкое разграничение функций, прав и обязанностей руководителей и подчиненных;
наличие действенного контроля за исполнением решений.
3. Повышение научного уровня в управлении за счет разработки научно обоснованного программно-целевого развития таможенной системы.
4. Развитие информационной базы
создание ЕГАИСТ, укрепление информационной связи между ФТС России, региональными таможенными управлениями, таможнями и таможенными постами;
создание международных информационных программ и обмена информацией.
5. Развитие и применение информационных технологий и компьтеризация в системе управлениями
разработка ЕАИСТ и региональных АИСТ в таможенной деятельности, развитие корпоративной сети Intranet, локальных информационных сетей и АРМ;
Разработка новой концепции организации и управления в таможенном деле на информационной основе.
7
Заключение
В настоящее время значительно усилилось влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство.
Расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами, общность интересов России и других государств при решении многих проблем в области международной безопасности, в том числе в сфере противодействия распространению оружия массового уничтожения, борьбы с международным терроризмом и торговлей наркотиками, острых экологических проблем, в частности проблем в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, обусловили появление новых задач, в решении которых должны участвовать таможенные органы Российской Федерации и которые предопределяют их дальнейшее развитие.
Создание принципиально новой для современного российского государства таможенной службы - это уже свершившийся факт. И сейчас наступило время, когда решение задач ее дальнейшего развития уже нельзя обеспечить экстенсивными формами, свойственными начальному этапу становления. Необходимо применять интенсивные методы развития, в первую очередь, совершенствование функций управления таможенными органами.
Главным критерием оценки эффективности работы таможенных органов являются результаты их деятельности в решении возложенных на них задач. Научные основы менеджмента в значительной степени применяются на практике в отношении таможенной системы России. За последние года совершенствование планирования, прогнозирования, организации мотивации и контроля таможенной деятельности выделено в таможенных органах в разряд приоритетных направлений. И это - не случайно, поскольку без совершенствования кадровой работы, форм управленческой деятельности, повышения профессионализма, организованности и дисциплины невозможно решить задачи, поставленные перед таможенной службой страны.
Список использованной литературы.
1. Концепция развития таможенных органов РФ до 2010 г.-М.: ФТС России,2005.
2. Барамзин С.В. Управление качеством таможенной деятельности. - М.: Книга и бизнес, 2001.
3. Гусев Н.И. Теория и практика управления в таможенных органах: альбом схем. - СПб.: СПб. им. В.Б. Бобкова филиал РТА, 2005.
4. Ершов А.Д., Евдокимов А.И., Доля А.Н. Теория и методология формирования «сервисной таможни» во внешнеторговой деятельности. - СПб.: СПб. им. В.Б. Бобкова филиал РТА, 2005.
5. Ершов А.Д., Информационно-экономические модели управления в таможенной системе. - СПб.: Наука,2002.
6. Ершов А.Д., Информационное обеспечение управления в таможенной системе. - СПб.: Знание, 2002.
7. Ершов А.Д. Менеджмент: Учебное пособие.- СПб.: СПб. им. В.Б. Бобкова филиал РТА, 2007.
8. Общий менеджмент: Учебное пособие./Под ред. В.А. Плотникова. - СПб.: Европейский институт образования и рекрутинга, 2009.
9. Таможенный менеджмент: Учебное пособие./ Под.ред. Н.М. Блинова, С.И. Съедина.-М.: РИО РТА, 1996.
Информация о работе Особенности менеджмента в таможенной системе