Определение страны происхождения товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 23:44, контрольная работа

Описание работы

Определение страны происхождения или «гражданства» импортируемых товаров необходимо для применения основных мер торговой политики, таких как тарифное регулирование, количественные ограничения, антидемпинговые и компенсационные пошлины, и охранных мер, а также требований в отношении маркировки товаров, подтверждающей их происхождение, правил, касающихся государственных закупок, равно как и для статистического учёта.

Работа содержит 1 файл

Определение страны происхождения товара22.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

      

     СТРАНА  ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА

     При совершении внешнеторговых операций важной характеристикой экспортируемых или  импортируемых товаров является страна их происхождения. При документальном подтверждении страны происхождения  того или иного товара государство часто предоставляет организациям льготы по уплате таможенных пошлин (тарифные преференции). От страны происхождения товаров часто зависят и нетарифные меры регулирования их ввоза и вывоза.

     Основные  нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие вопросы предоставления тарифных преференций и подтверждения страны происхождения товаров:

     решение Совета глав правительств Содружества  Независимых Государств от 30 ноября 2000 г. «О правилах определения страны происхождения товаров»;

     Соглашение  правительств государств - участников СНГ от 12 апреля 1996 г. «О правилах определения  происхождения товаров развивающихся  стран при предоставлении тарифных преференций в рамках общей системы  преференций»;

     Закон Республики Беларусь от 3 февраля 1993 г. «О таможенном тарифе»;

     Декрет  Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2003 г. № 14 «Об установлении тарифных преференций» (далее - Декрет);

     постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2002 г. № 865 «Об утверждении  ставок ввозных таможенных пошлин» (далее - Постановление);

     постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 1743 «Об определении  страны происхождения товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь»;

     постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 28 марта 2003 г. № 24 «О разъяснении порядка определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь»;

     постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 7 мая 2003 г. № 40 «Об утверждении Инструкции о порядке подтверждения достоверности сертификатов о происхождении товара из Республики Беларусь и заявленных в них сведений таможенными органами». 

В качестве организации, которой предоставлено право проверять выполнение условий происхождения товаров из страны (критериев происхождения), выступила Международная торговая палата, имеющая свои подразделения почти во всех странах мира. Именно таким организациям государства, как правило, делегируют полномочия по проверке и подтверждению происхождения товара из страны. В Республике Беларусь такой организацией является Белорусская торгово-промышленная палата (БелТПП).

     Страна  происхождения товара - это страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке (переработке) в соответствии с установленными критериями. При этом под страной происхождения может пониматься группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения.

     Применяемые в Республике Беларусь основные принципы определения страны происхождения, указанные в Законе Республики Беларусь от 3 февраля 1993 г. «О таможенном тарифе», основываются на существующей международной  практике. 

     Полностью произведенными в  данной стране считаются следующие товары:

    1. полезные ископаемые, добытые из недр страны, в ее территориальном море или на дне этого моря;
    2. растительная продукция, выращенная или собранная на ее территории;
    3. живые животные, родившиеся и выращенные в ней;
    4. продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных;
    5. продукция, полученная в результате охотничьего, рыболовного промысла;
    6. продукция морского промысла, полученная судном данной страны и арендованными (зафрахтованными) ею;
    7. продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в предыдущем пункте;
    8. продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;
    9. отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;
    10. продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране и арендованных (зафрахтованных) ею;
    11. товары, изготовленные в данной стране исключительно из выше указанной продукции.
 

     Критерий  достаточной обработки (переработки) - один из принципов определения страны происхождения товаров, в соответствии с которым товар, в производстве которого участвуют две или более страны, считается происходящим из той страны, где он был подвергнут последней существенной обработке (переработке), достаточной для придания товару его характерных свойств.

     Критериями  достаточной обработки (переработки) являются:

    • изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД) на уровне любого из первых 4-х знаков, произошедшее в результате обработки (переработки) товара;
    • выполнение необходимых условий, производственных и технологических операций, достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции производились;
    • правило адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов, происходящих из других государств, не превышает 50 % цены поставляемого товара на условиях EXW («франко-завод»). При этом стоимостные показатели для импортируемых материалов рассчитываются по таможенной стоимости этих материалов при их ввозе в Республику Беларусь, а для конечной продукции - по цене на условиях «франко-завод» продавца.
 

     Основным  критерием достаточной обработки (переработки) является изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых 4-х знаков. Он применяется  в отношении всех товаров, за исключением  тех, по которым на основании двух- или многосторонних международных соглашений установлены условия производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, где они имели место. Такие условия и операции определены для конкретных товарных групп или позиций ТН ВЭД, при этом в качестве одного из условий может быть включено правило адвалорной доли как самостоятельно, так и в сочетании с другими критериями достаточной обработки (переработки) товара. 

     Не  отвечают критерию достаточной  переработки:

      Не  отвечающими критерию достаточной  обработки/переработки товара считаются:

      а) операции по обеспечению сохранности товара во время хранения или транспортировки;

      б) операции по подготовке товара к продаже и транспортировке (дробление партий, формирование отправок, сортировка, переупаковка), операции по разборке и сборке упаковки;

      в) мойка, чистка, удаление пыли, покрытие окисью, маслом или другими веществами;

      г) глажка или прессование текстиля (любые виды волокон и пряжи, тканые материалы из любых видов волокон и пряжи и изделия из них);

      д) операции по покраске или полировке;

      е) шелушение, частичное или полное отбеливание, шлифовка и полировка зерновых и риса;

      ж) операции по окрашиванию сахара или формированию кускового сахара;

      з) снятие кожуры, извлечение семян и разделка фруктов, овощей и орехов;

      и) затачивание, помол или резка, которые не приводят к существенному отличию полученных компонентов от исходного товара;

      к) просеивание через сито или решето, сортировка, классифицирование, отбор, подбор (в том числе составление наборов изделий);

      л) разлив, фасовка в банки, флаконы, мешки, ящики, коробки и другие простые операции по упаковке;

      м) простые сборочные операции или разборка товаров по частям;

      н) разделение продукта на компоненты, которое не приводит к существенному отличию полученных компонентов от исходного продукта;

      о) смешивание продуктов (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих;

      п) убой животных, разделка (сортировка) мяса;

      р) комбинация двух или более указанных выше операций.  

    • операции  по обеспечению сохранности товаров  во время хранения и транспортировки;
    • операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
    • простые сборочные операции;
    • смешивание товаров (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих;
    • убой скота;
    • комбинация двух или большего числа указанных выше операций.

     Необходимо  отметить, что для определения страны происхождения товаров происхождение используемой для их производства тепловой и электрической энергии, машин, оборудования и инструментов не учитывается.

     Для целей определения страны происхождения  товара, изготовленного в государстве - участнике СНГ, применяется кумулятивный принцип, который определяет происхождение того или иного товара при его последовательной обработке (переработке). Так, если в производстве конечного товара в одном из государств СНГ используются сырье или материалы, происходящие из других стран СНГ, подтвержденные сертификатом о происхождении товара формы СТ-1, и подвергаемые поэтапной последовательной обработке в других государствах СНГ, той страной происхождения такого товара считается страна, где он в последний раз был подвергнут обработке (переработке). 

     Сертификат  о происхождении  товара

     В целях подтверждения страны происхождения  товара таможенные органы вправе требовать  предоставления сертификата о происхождении  товара. Органом, уполномоченным на выдачу данного сертификата, является, как правило, национальная торгово-промышленная палата (в Республике Беларусь - Белорусская торгово-промышленная палата). Белорусские таможенные органы принимают следующие сертификаты:

     сертификат  о происхождении  товара формы СТ-1, который служит для подтверждения происхождения товара из конкретного государства СНГ и применения тарифных преференций в соответствии с Соглашением о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. и двусторонними соглашениями о свободной торговле, заключенными между Республикой Беларусь и другими государствами СНГ;

     сертификат  о происхождении  товара формы А (Certificate of Origin Form A), являющийся основанием для применения тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, пользующихся, соответственно, преференциальным и национальным режимом Республики Беларусь;

     сертификат  о происхождении  товара формы «Certificate of origin», служащий для подтверждения страны происхождения товаров, таможенное оформление которых производится с применением ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Советом Министров Республики Беларусь только для продукции, происходящей из стран Европейского союза.

     Сертификат  о происхождении представляется вместе с таможенной декларацией  и другими документами, необходимыми при таможенном оформлении, и содержит такие сведения о товаре, как наименование и адрес экспортера и импортера, наименование (описание) товара, его вес брутто и нетто, количество мест, характер упаковки, маркировка и нумерация, некоторые другие сведения.

     При ввозе товаров  на таможенную территорию Беларуси сертификат о происхождении  товара представляется в обязательном порядке  в следующих случаях:

    • на товары, происходящие из стран, которым Республика Беларусь предоставляет режим свободной торговли, преференциальный или национальный режим во взаимной торговле;
    • на товары, ввоз которых из данной страны регулируется количественными ограничениями (квотами) или иными мерами регулирования внешнеэкономической деятельности;
    • если это предусмотрено международными соглашениями, участником которых является Республика Беларусь, а также законодательством Республики Беларусь в области охраны окружающей природной среды, здоровья населения, защиты прав белорусских потребителей, общественного порядка, государственной безопасности и других жизненно важных интересов Республики Беларусь;
    • в случаях, когда в представляемых для таможенного оформления документах сведения о происхождении товаров отсутствуют либо у таможенного органа есть основания полагать, что декларируются недостоверные сведения о происхождении товаров.

Информация о работе Определение страны происхождения товаров