Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 16:36, реферат
Новоторговый устав 1667 г. является крупнейшим законодательным актом, определявшим нормы внешней и внутренней торговли России и подводившим определенный итог борьбе русских торговых людей за отечественный рынок. С точки зрения экономической политики Новоторговый устав представляет собой памятник политики меркантилизма. Все статьи устава, посвященные внешней торговле, проникнуты протекционизмом, который нашел выражение в системе пошлин, взимавшихся с иностранных купцов.
Новоторговый устав 22 апреля 1667 г.
Новоторговый устав
1667 г. является крупнейшим законодательным
актом, определявшим нормы внешней и внутренней
торговли России и подводившим определенный
итог борьбе русских торговых людей за
отечественный рынок. С точки зрения экономической
политики Новоторговый устав представляет
собой памятник политики меркантилизма.
Все статьи устава, посвященные внешней
торговле, проникнуты протекционизмом,
который нашел выражение в системе пошлин,
взимавшихся с иностранных купцов. Вопросы
внутренней торговли трактовались на
основе Торгового устава 1653 г., оформившего
таможенную систему и вводившего единую
пошлину.
Одним из авторов Новоторгового устава
являлся А.Л.Ордин-Нащокин.
Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин
(1605-1680) — один из крупнейших государственных
деятелей России второй половины XVII столетия.
Высокую оценку его дарованиям давали
уже современники. С. Коллинс писал о нем,
как о человеке неподкупном, неутомимом
во всех делах.
Среди дипломатических достижений Ордина-Нащокина
он называл заключение выгодного мира
с Польшей и завершение союза со Швецией;
в области внутренней жизни — развитие
торговли, в частности, шелком, так, что
«думают вся индийская торговля обратится
сюда». Помнили об Ордине-Нащокине и потомки.
Говоря о сыне Афанасия Лаврентьевича,
Я. Рейтенфельс называет его сыном «великого
отца». В. О. Ключевский характеризовал
А. Л. Ордина-Нащокина как «Московского
государственного человека XVII в.», писал,
что он являлся «наиболее энергическим
провозвестником преобразовательных
стремлений того времени»: никто в его
время не высказал столько идей и планов,
которые впоследствии осуществил Петр
Великий. В. О. Ключевский отмечал, что
Ордин-Нащокин обладал острым умом и являлся
одним из первых западников, но при этом
искал «соглашения общеевропейской культуры
с национальной самобытностью».
А. Л. Ордин-Нащокин был сыном псковского
помещика, получил хорошее образование.
Он начал службу еще при царе Михаиле Федоровиче:
его назначали в посольские комиссии для
размежевания западных границ. В 1656 г.
был назначен воеводой Кукейноса и ряда
других ливонских городов, в 1658 г. его усилиями
было заключено Валиесарское перемирие
со Швецией. В 1665 г. Ордин-Нащокин был назначен
воеводой в Псков, где попытался провести
ряд реформ местного управления, направленных
на развитие внешней торговли и поддержание
широких слоев российского купечества.
В 1667 г. Ордин-Нащокин добился подписания
выгодного для России Андрусовского перемирия
с Польшей, после чего ему был пожалован
чин боярина и он возглавил Посольский
приказ с титулом «царской большой печати
и государственных посольских дел оберегатель».
В 1671 г. Афанасий Лаврентьевич попал в
опалу и постригся в монахи, а в 1679 г. вел
переговоры с Польшей от имени русского
правительства.
Великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, слушав докладные выписки и торговых статей с своими великого государя бояры и с думными людьми, указал, а его царского величества бояре приговорили: по челобитью Московского государства гостей и гостиных сотен и чорных слобод торговых людей от приезжих иноземцов во многих обидных торгех, которые проходили в Московском государстве и Великие Росии в порубежных городех помешкою продолжительные войны, и того ради приезжие иноземцы безстрашно учали товары худые поддельные, как в серебре и в золоте в литом и в пряденом, так и в поставах в сукнах и в ыных заморских товарех в царствующий град Москву и в городы Великие Росии привозить, в которых товарех подлинно обличены, и такие худые товары сысканы, и руским торговым людем в заповедех в промытах многие убытки и домовные разорения учинились. И ныне всемилосердным великого государя его царского величества на всенародное слезное челобитье воззрением, чтоб Московского государства и порубежных городов Великие Росии торговые люди имели свободные торги, как годитца быти, чего и во всех государствах окрестных в первых государственных делах свободные и прибыльные торги для збору пошлин и для всенародных пожитков мирских со всяким бережением остерегают и в полности держат, по нижеписанным торговым статьям ис Посольского приказу приезжим иноземцом для ведомостей заморских, чтоб к торговле в порубежные городы приезд их с товары был ведом, на письме дано. А подлинные статьи за руками гостей и лутчих торговых людей и слобод Чорных приходов их отцев духовных за руками ж в Новгородцкой четверти, а к городу Архангельскому и в порубежные городы таковы ж статьи будут посланы. А по очереди и по выбору из гостей и из лутчих торговых людей головы и целовальники в царствующем граде Москве и в порубежных городех Великие Росии за верою по заповеди Христове святого евангелия и за страхом суда праведного божия, прежних постановленных государственных указов в целости остерегая, также и последствующих ко всякой государственной зборов таможенных прибыли и к обороне торговых людей от всяких сторонних разорительных обид со всяким усердством радети и беречи того всего накрепко. А выбраны имеют быти как с началу нынешнего постановления к городу с Москвы гость и ему товарыщи по разсмотрению, а не по дружбе и ни по недружбе, но самою христианскою правдою без оскорбления, и выбрав досужих и богу угодных людей, не на животы смотря, но ведая от жития их христанского к богу душевную добродетель и правду. А домовные недостатки наполнять по достоинству из московские таможни и из городовых земских изб мирскою подмогою, такж в радостной службе безо всякого оскорбления. И того накрепко беречь, чтоб мимо торговых людей чинов белых всякие люди с иноземцы торгу и подрядов не чинили, а свои товары прикладывали к руским торговым людем, к высокой цене и к пожиткам добрым, также и торговые маломочные люди у гостей и у лутчих людей были в береженье, чем им торгами завестись меж рускими людьми складом к большим товаром, а собою в продаже иноземцом цены не портили и в подряд денег у иноземцев не имали. А покажетца у них товаров много, и в том будут роспрашиваны, от кого хто торгует, чтоб в утайке ни что не было. И для того основанного и впредь укрепленного великого государственного и всенародного пошлинного збору дела выбранным быть лутчим людем, и збор чинить великого государя казне, как ниже сего статьи указуют:
1. На Двине у
Архангельского города в
2. Всякая полная
росправа у города
3. С Москвы ехать товарыщу гостиные сотни да суконной сотни целовальнику к Вологде апреля с 1 числа, да с ними ж быть в прибавку из Ярославля, и с Костромы, и с Вологды по 2 человека для того, чтобы им при себе с Вологды к Архангельскому городу все товары в барки и в дощеники переписав и досмотря накрепко, отпускать, а самим быти на Вологде до отпуску вешних судов. А двух целовальников отпустить на первом самом судне к Архангельскому городу, а самим, отпустя с Вологды вешние суды, ехать не мешкав к Архангельскому городу, чтоб им поспеть до приходу корабельного к городу.
4. А приехав им на Вологду, взять у таможенного вологодцкого головы записные книги тем всем товаром, которые с Москвы и со всех городов на Вологде написаны в отпуск к Архангельскому городу.
5. И у купецких руских людей и у иноземцов взять товаром росписи за их руками, сколько они своих товаров отпущают с Вологды к Архангельскому городу.
6. И против тех
росписей всех товаров
7. А которые товары
против их даных росписей
8. А как они
приедут к городу
9. А как похотят те свои товары ис судов выгружать, и им имать у гостя с товарыщи памяти в таможне. А гостю с памятью послать целовальников добрых и верных, и те товары против выписей досматривать в бочках и в ящиках и в кипах и во всяких местех накрепко. А что сверх выписей объявятца какие лишние товары, и те все лишние товары взять на великого государя, окроме весчих. А у весчих товаров бывает привесок.
10. А которые товары
против выписи сойдутца, у которых
объявитца и привесок
11. А хто купецких
всяких чинов люди станут
12. А что будет
у руских людей всяких товаров
в продаже на деньги и на
мену, и с тех товаров имать
гостю с товарыщи с прямой
продажной цены со всяких
13. А которой руской
человек явит у города
14. А которые люди у города исторговався, учнут товары класть в суды, в которых им вести в Русь, и им наперед принести гостю с товарыщи роспись всему товару порознь и имя, в чье судно ему класти. И ту роспись гостю записывать в книги имянно, и на то той росписи подписав, и печать приложить и отдать тому купцу, хто подал. И против той росписи у него досмотреть и после досмотру вольно ему те свои товары в суды класти.
15. А будет хто не подав росписи, и подав хто роспись, а положит лишнее и отпустит в верх, и те лишние товары имать на великого государя.
16. Когда уж судно будет наполнено товаром, и тому, чье судно, принесть роспись всем товаром, которые кладены в судно, и чье то судно и чей товар, написать имянно и принесть в таможню. И те росписи справить с теми росписьми, каковы таможенной голова гость подписал и печать таможенную приложил, и будет объявитца с теми росписьми слово в слово, и ему дать ис книг выпись и отпустить. А будет что сверх росписи объявитца, и те лишние товары взять на великого государя, и потому ж отпустить вверх в Русь. А отвозных пошлин с руских людей с товаров ни с каких не имать.
17. А у которых у руских людей за продажею будут какие товары в остатках не в продаже, и с тех товаров в том году пошлин не имать, и записать те товары в осталые в новой год. А имать с тех товаров пошлины в том году, в которых годех те товары в продаже будут. А будет он похочет от города вести в ыные городы, и его отпустить с выписью. А в которых городех те товары проданы будут, в тех им и пошлину платить.
18. А которые люди от города Архангельского с товары своими поедут водяным и сухим путем мимо городов, и с тех товаров ни в которых городех ни каких проезжих пошлин не имать по прежнему. И воеводам по городом и таможенным головам всяких купецких людей с товаром в проездах не задерживать, пропущать везде без задержанья, и всяких работных людей, передовщиков и кормщиков, и извощиков, на городех наймовать без ведома воеводцкого всякому вольно было, потому что воеводы во многих городех для своих корыстей задерживают напрасно.
19. А в которых
городех все купецкие люди
руские те городские товары
учнут продавать, и с тех
продажных товаров пошлины
20. А что они
в тех же городех купят на
те товарные деньги каких
21. В домех руским людем держать весы для своих нуж малые, которые подымают по десяти пуд, а безмены такие, которые по два пуда и по три подымают. Такие ж весы держать у соляных промыслов для сметы. А больши тех весов в домех не держать. А в те малые весы никому в продажу и в покупку ничего не весить, держать для своих нуж. А в рядех весам на Москве и в городех быть по прежнему.
22. На соляных и на рыбных судах и на паусках быть контарем, для извощиков и для всякой сметы без них быти не возможно. А в продажу на те контари ничего не весить.
23. Московской и иногородной человек какой ни есть товар привезет от города, или откуда ни есть в тот город, в котором живет, и ему платить пошлины с продажных товаров против прежнего государева указу.
24. А хто товары
свои на Москве и в городех
явит на продажу, и тех