Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:14, доклад
Классификация нетарифных методов. Специальные защитные меры. Импортные налоги и сборы. Сертификация ввозимых товаров и услуг. Предотгрузочная инспекция. Прочие нетарифные меры. Валютные ограничения и валютный контроль. Регулирование курса национальной валюты. Меры поддержки экспорта.
Нетарифные методы
регулирования
Цели и задачи
введения нетарифных мер
В соответствии с
международными соглашениями нетарифные
методы применяются в виде исключения
из общего правила свободной торговли
в следующих случаях:
Введение
временных количественных
Реализация
разрешительного порядка
Выполнение международных обязательств
Введение
исключительного права на
Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер
Защита
общественной морали и
Защита культурных ценностей
Обеспечение
национальной безопасности
Классификация нетарифных
методов
Нетарифные меры
государственного регулирования
[править] Меры
прямого ограничения
К мерам прямого
ограничения относятся
[править] Лицензирование
Лицензирование как
мера государственного регулирования
внешнеторговой деятельности применяется
в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование
предполагает, что на экспорт и/или
импорт отдельных товаров необходимо
получать у соответствующего государственного
органа специальное разрешение (лицензию).
Лицензирование в
сфере внешней торговли товарами
устанавливается в следующих
случаях:
Введение
временных количественных
Реализация
разрешительного порядка
Предоставление
исключительного права на
Выполнение
Российской Федерацией
[править] Квотирование
Другим инструментом
прямого количественного
Квота - это ограничение
в стоимостном или физическом
выражении, вводимое на импорт или экспорт
конкретных товаров на определенный
период времени (например, год, полугодие,
квартал и другие периоды).
В эту категорию
входят глобальные квоты, квоты, действующие
в отношении отдельных стран,
сезонные и так называемые “добровольные”
ограничения экспорта (англ. voluntary export
restrictions). Добровольные ограничения экспорта
означает обязательство одного из государств-партнеров,
или взаимное обязательство, ограничить
торговлю путем введения квот на экспорт
товаров. Специфика этого вида торговых
ограничений состоит в том, что торговый
барьер, защищающий страну импортера,
вводится на границе экспортирующей, а
не импортирующей страны.
Например, в феврале
1995 года было подписано соглашение
РФ с ЕОУС, содержащие такое обязательство
по некоторым изделиям из стали. В 1994
году, например, были введены “добровольные”
ограничения по поставке в ЕС карбида
кремния, алюминия, текстильных товаров.
Меры прямого ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации. Как сказано в ст. 21 закона “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”[3] “Импорт и экспорт товаров осуществляется без количественных ограничений”.
[править] Специальные
защитные меры
В качестве отдельной
группы мер можно рассматривать
специальные защитные, антидемпинговые
и компенсационные меры при импорте
товаров. Применение таких мер предусмотрено
федеральными законами «Об основах
государственного регулирования внешнеторговой
деятельности» и «О специальных
защитных, антидемпинговых и
Импортные квоты
Специальные пошлины
Антидемпинговые пошлины
Установление барьера по минимальным ценам на рынке страны-импортера
Компенсационные
пошлины
Специальные защитные меры с точки зрения изложенной выше классификации представляют комбинацию таможенно-тарифных мер и мер прямого ограничения
[править] Административные
и таможенные формальности
Среди мер нетарифного
регулирования ВЭД можно
[править] Импортные
налоги и сборы
К ним относятся:
Импортные налоги (не следует их смешивать с импортными пошлинами):
пограничный налог, которым
сборы, связанные с
другие сборы (портовые, статистические,
фитосанитарные и т.п.).
Особой разновидностью
Импортные
депозиты представляют собой
денежный залог, под оплату
таможенных пошлин который
[править] Сертификация
Одной из разновидностей административных и таможенных формальностей является сертификация ввозимых товаров и услуг. Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ . Запрещается ввоз товаров, которые не соответствуют указанным выше стандартам и требованиям, не имеют сертификата, маркировка или знака соответствия в предусмотренных законодательством случаях, запрещены к использованию как опасные потребительские товары, имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей. Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется законом РФ № 184-ФЗ "О техническом регулировании" и иными правовыми актами.
[править] Предотгрузочная
инспекция
В целях защиты прав и интересов потребителей, противодействия недобросовестной практике искажения сведений об импортируемых в Российскую Федерацию товарах, в том числе занижения их стоимости, Правительство РФ вправе вводить предотгрузочную инспекцию, включая выдачу сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции, в отношении отдельных товаров, импортируемых в РФ.
[править] Прочие нетарифные меры
[править] Валютные
ограничения и валютный
Особое место в ряду нетарифных инструментов регулирования ВЭД занимают валютные ограничения и валютный контроль. Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Основные понятия, права и обязанности, положения, регулирующие валютное обращение и контроль, содержатся в законе РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” и других нормативных актах.
[править] Регулирование
курса национальной валюты
Важной составной
частью валютно-хозяйственного механизма
управления внешнеэкономической
В РФ органом государственной власти, ответственным за обеспечение устойчивости рубля, является Центральный Банк РФ. Он устанавливает официальный курс рубля по отношению к ведущим иностранным валютам, который используется для решения многих задач, связанных с ВЭД: таможенные платежи и сборы, обязательная продажа валютной выручки (до 2008 г.) и другие. Официальный курс устанавливается с учетом рыночного курса рубля, показателем которого могут служить котировки на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). Центральный Банк, являясь активным участников торгов на ММВБ и используя свои резервы национальной и иностранных валют, также оказывает существенное влияние на формирование рыночного курса рубля. Таким образом осуществляется влияние государства в лице ЦБ РФ на рыночный и официальный курс рубля, который в существенной мере будет определять поведение экспортеров, импортеров, инвесторов как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.
[править] Меры поддержки
экспорта
К числу мер государственного
регулирования
В соответствии с
законом «Об основах
кредитование
участников внешнеторговой
функционирование
системы гарантий и
организацию
торговых выставок и ярмарок,
специализированных
проведение
кампаний (в том числе рекламных)
по продвижению российских
финансовая поддержка,
налоговое стимулирование,
таможенно-тарифное стимулирование,
специальные
мероприятия в поддержку
меры общеэкономического
характера.
В целом действующее законодательство в области внешнеэкономической деятельности предоставляет большие возможности хозяйственникам и предпринимателям в проявлении инициативы и самостоятельности при работе на внешнем рынке. Однако их самостоятельность не беспредельна, она находится под правления.
[править] Примечания
↑ Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей М: Изд. «Прогресс», 1992, с.150
↑ Стровский Л.Е., Казанцев С.К, Неткачев А.Б. и др. Внешнеэкономическая деятельность предприятия/ Под ред. проф. Л.Е. Стровского 4-е изд., перераб и доп. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007, с. 476-502 ISBN 5-238-00985-2
↑ 1 2 О
основах государственного регулирования
внешнеторговой деятельности. Федеральный
закон №164-ФЗ
[править] Литература
Стровский Л.Е., Казанцев С.К, Неткачев А.Б. и др. Внешнеэкономическая деятельность предприятия/ Под ред. проф. Л.Е. Стровского 4-е изд., перераб и доп. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007, с. 83-94 ISBN 5-238-00985-2
Информация о работе Нетарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности