Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 01:03, реферат
Таможенный союз -- форма торгово-экономической интеграции Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Назначение таможенного
дела в развитии экономики РФ
Таможенный союз -- форма торгово-экономической интеграции Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники таможенного союза применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. В прессе распространены неофициальные наименования «Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана», «Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России» и т. п. Межгосударственными соглашениями предусматривается также присоединение к союзу Киргизии[1].
Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств -- членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства -- члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
Россия от создания
Таможенного союза может получить прибыль
в размере около $400 млрд, а Беларусь и Казахстан
-- по $16 млрд к 2015 году.[2] Полное использование
потенциала Таможенного союза может привести
к сокращению сроков перевозки грузов
из Китая в Европу примерно в 4 раза.[3] По
оценкам специалистов, создание Таможенного
союза Белоруссии, Казахстана и России
позволит стимулировать экономическое
развитие и может дать дополнительно до
15 % роста ВВП стран-участниц к 2015 году.
6 октября 2007 года в Душанбе
Беларусью, Казахстаном и Россией подписан
Договор о создании единой таможенной
территории и формировании Таможенного
союза.
Россия, московский аэропорт Шереметьево-E, зал прилёта. Выход для пассажиров, прибывающих из Казахстана -- теперь без таможенного досмотра, вследствие введения в действие Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России
28 ноября 2009 года в Минске прошла встреча Д. А. Медведева, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаева по созданию на территории России, Беларуси и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства.
Весной 2010 года между руководствами стран-участников начались разногласия, и 28 мая председатель правительства России В. В. Путин объявил о том, что союз начнёт действовать без участия Беларуси.
В июне 2010 года Беларусь подтвердила, что Таможенный союз будет запущен в трехстороннем формате с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза[6].
1 июля 2010 года Таможенный кодекс начал применяться на территории России и Казахстана.
6 июля 2010 года Таможенный кодекс вступил в силу на всей территории Таможенного союза[7].
1 апреля 2011 года на границе России и Белоруссии отменён транспортный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза[8].
1 июля 2011 года на границах России, Казахстана и Белоруссии отменён таможенный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза[9].
19 октября 2011 года в
Санкт-Петербурге на заседании глав ЕврАзЭС
было заявлено о присоединении Киргизии
к Таможенному союзу.[1].
C целью обеспечения
функционирования и развития Таможенного
союза и Единого экономического пространства
создается Евразийская экономическая
комиссия(ЕЭК).Она станет преемницей комиссии
Таможенного союза, деятельность которой,
согласно статье 39 Договора о Евразийской
экономической комиссии от 18 ноября 2011
года, прекращается 1 июля 2012 года[источник
не указан 110 дней]. Председателем коллегии
ЕЭК назначен министр промышленности
и торговли РФ Виктор Христенко. В совет
ЕЭК войдут по одному представителю от
каждого государства-члена на уровне вице-премьеров.
Коллегия комиссии станет постоянно действующим
профессионально-исполнительным органом
из девяти членов (по тот каждой страны).
Предусмотрена ротация председателей
коллегии раз в четыре
года.
Экспорт
При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.
Импорт
При импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан НДС и акцизы взимаются российскими налоговыми органами.
Так же при оказании работ и услуг на территории РФ, налоговая база, ставки, порядок взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации
Со временем к Таможенному союзу могут присоединиться другие члены в частности, Таджикистан.
26 июля 2010 года президент Сирии Башар Асад выразил интерес Сирии о вступлении Сирии в Таможенный союз[11].
В октябре 2011 года ранее начатые переговоры о присоединении Сирии к Таможенному союзу были продолжены[12], был разработан проект договора о создании зоны свободной торговли[13].
Новая Зеландия и Вьетнам планируют заключить соглашение о свободной торговле с Таможенным Союзом[14].
24 октября 2011 года Молдова начала изучение вопроса о присоединении к Таможенному союзу. За присоединение высказалась крупнейшая партия парламента -- партия коммунистов во главе с экс-президентом Молдавии Владимиром Ворониным, а также внепарламентская Социал-демократическая партия. Европейский союз незамедлительно отреагировал на данные события, сказав, что в случае вступления в ТС, льготный режим торговли с ЕС у Молдовы отберут.[15].
8 декабря 2011 года президент Узбекистана Ислам Каримов заявил о том, что Узбекистан не будет присоединяться к Таможенному союзу и другим межгосударственным объединениям, поскольку «не исключается, что они выйдут за рамки экономических интересов и приобретут политическую окраску и содержание»[16].
[править]Таможенный
союз и ВТО
Создание Таможенного союза и достаточно быстрое его оформление поначалу вызвало негативную реакцию ВТО, также высказывались опасения по поводу того, что правила ТС не смогут соответствовать правилам ВТО, а следовательно переговоры единый Таможенный союз вынужден будет начинать заново. Однако страны западной Европы и США быстро осознали угрозу невступления России в ВТО и согласились пойти на множество уступок в рамках переговоров. Так, России удалось отстоять свои интересы, отклонив претензии Финляндии по пошлинам на лес и изделия из дерева, а также требования стран Европы относительно пошлин на автомобили и комплектующие. За Россией остались права достаточно медленного снижения пошлин и относительно крупных субсидий во множество секторов экономики в течение 5-7 лет.[17]
Беларусь и Казахстан
ведут переговоры о вступлении в ВТО самостоятельно.
По словам главы российской делегации
Максима Медведкова «Казахстан вскоре
после вступления России в ВТО, также станет
членом этой организации». В то же время
переговоры Белоруссии идут очень медленно
и могут завершиться достаточно нескоро.[18]
ВТО
Неочевидные выгоды
Среди самых очевидных
плюсов вступления в ВТО - момент политический,
поскольку быть членом этого клуба как
минимум почетно. Это добавит очков престижу
страны в глазах иностранных инвесторов
и рейтинговых агентств, и, возможно, приведет
к увеличению инвестиций извне.
Другой немаловажный
момент - Россия вместе с членством в организации
получает рычаги и механизмы воздействия
ВТО на своих партнеров за рубежом. В частности,
теперь Россия сможет защищать российских
металлургов, которых несправедливо притесняют
на Западе, заставляя торговать на невыгодных
условиях, или и вовсе ограничивая их деятельность
(например, в тех же самых США).
Собственно, металлургическая
отрасль и является главным бенефициаром
вступления России в ВТО. Именно ей откроются
новые рынки и возможность поставок по
более выгодным (нежели сейчас) условиям.
Тем не менее эксперты банка HSBC в своей
аналитической записке указывают, что
"эффект ВТО" для российской металлургии
окажется, скорее всего, меньше ожидаемого.
Так, если экспортная выручка российских
металлургов и объемы производства в отрасли
и будут расти, то не сразу и не сильно.
По расчетам Всемирного
банка, умеренно позитивное влияние испытают
также химическая и угольная промышленность,
телекоммуникации, транспорт и грузоперевозки,
торговля и финансовая сфера. Предполагается,
что в сфере услуг с открытием рынка заколосится
могучая конкуренция, разовьется инфраструктура,
и из традиционного "дешево и сердито"
мы получим сервис на мировом уровне.
В дополнение ко всему
рост ВВП должен ускориться: в среднесрочной
перспективе "добавка" от ВТО составит
3%, а с годами - целых 11%.
Впрочем, весь этот позитив
возможен лишь при дальнейшей либерализации
российской экономики, улучшении делового
климата и устранении административных
барьеров. Иными словами, само по себе
вступление в ВТО не сделает Россию привлекательной
и развитой, оно лишь создает предпосылки,
а дальше придется потрудиться самим.
И учитывая текущие "успехи" российских
властей на этом поприще, есть риск и не
почувствовать разницы в обозримой перспективе.
Приятным бонусом может
стать и отмена злополучной поправки Джексона-Вэника,
введенной США еще во времена СССР и ограничивающей
торговлю с российскими компаниями. Президент
США Барак Обама в связи со вступлением
России в торговую организацию лично пообещал
приложить все усилия для отмены этого
досадного атавизма, который хоть и не
используется с 1994г., но служит определенным
отравляющим моментом в отношениях двух
стран. Однако если раньше США использовали
ее как пряник, которым обещали поощрить
Россию за хорошее поведение, то теперь
отмена поправки в интересах самих Штатов:
в рамках ВТО она будет прямым нарушением
с их стороны.
Автоминусы
Минусов, на взгляд того
же непредвзятого Всемирного банка, вроде
бы меньше, чем плюсов. От вступления в
ВТО пострадают в первую очередь машиностроение,
пищевая и легкая промышленность. Все
вместе они вносят всего 4% в ВВП, отмечают
специалисты ВБ.
Однако дьявол, как водится,
кроется в деталях, и целые виды промышленности
оказываются под угрозой. Начнем с машиностроения:
вступление России в ВТО грозит если не
похоронить совсем, то заметно усложнить
жизнь производителей грузовиков, легковых
автомобилей и сельскохозяйственной техники.
Отечественные предприятия этой отрасли
и так не сильно-то шикуют и выживают в
основном за счет защитных пошлин да госзаказа
(в случае с АВТОВАЗом - госстимулирования).
Давайте смотреть правде в глаза: наша
техника неконкурентоспособна в большинстве
случаев, и при прочих равных участь ей
уготована незавидная.
Первыми пострадают
производители грузовых автомобилей.
К примеру, пошлины на новые самосвалы
от 20 тонн упадут после вступления с нынешних
25% до 15%, а через 3 года и вовсе опустятся
до смешных 5%. При этом пошлины на подержанную
технику того же типа возрастом 3-5 лет
упадут вдвое (с 30% до 15%), а еще через три
года снизятся до 10%. Дополнительную ставку
за кубометры двигателя отменят совсем.
В результате открытие
рынка приведет к массовому появлению
на нем дешевых, хотя и менее надежных
китайских грузовиков; одновременно цены
на хорошие импортные аналоги тоже перестанут
быть кусачими, и отечественная продукция
чуть ли не впервые в жизни окажется в
жесткой конкурентной среде.
Чуть получше обстоит
дело с новыми легковыми автомобилями.
Снижение пошлин там будет более плавным
- с 25% до 15%, причем растянутое на 7 лет,
из которых основное сокращение придется
на последние три года. Пошлины на подержанные
авто сократятся до 20% после переходного
периода. В конечном итоге иномарки станут
доступнее, разве что у АВТОВАЗа и иже
с ним есть весомый временной задел на
модернизацию и подготовку к новым, более
трудным условиям.
В плюс российским властям
в этом смысле можно занести их усилия
по заманиванию иностранных автопроизводителей:
многие из них не только построили тут
заводы, но и взяли на себя довольно жесткие
обязательства по числу выпускаемых машин
и промсборке. Это создает новые рабочие
места и налоговую базу, которых бы не
было, вступи Россия в ВТО чуть пораньше
- импорт для иностранных концернов был
бы проще и дешевле.
Сельский вопрос
Сельское хозяйство,
пожалуй, один из самых больных вопросов
при вступлении в ВТО. Средняя "температура
по больнице" выглядит опять же приемлемо:
по документам, импортная пошлина в среднем
по сельскохозяйственным продуктам не
будет превышать 10,8% (сейчас - 13,2%), однако
на деле отдельным видам деятельности
придется туговато.
Информация о работе Назначение таможенного дела в развитии экономики РФ