Направления развития торгово- экономических отношений России и Эстонии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение торгово-экономических отношений России и Эстонии, а также перспективы их развития.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
– оценить основные черты социально – экономического развития Эстонии;
– дать характеристику договорно-правовой базы торгово-экономических отношений России и Эстонии;
– оценить состояние внешнеэкономических связей России и Эстонии;
– изучить направления развития торгово-экономических отношений России и Эстонии.

Работа содержит 1 файл

Место Румынии в мировой экономике.docx

— 38.84 Кб (Скачать)

 

Введение

 

Эстония и Россия всегда были и будут постоянными экономическими партнерами. Это обусловлено географическим соседством этих двух государств. Россия всегда будет одним из важнейших экономических партнеров Эстонии. Их соседство никогда не позволит им прервать их экономическое сотрудничество ни из-за каких-либо политических разногласий.

Эстония обладает очень выгодным географическим положением: на западе имеются важные для современного производства технологии, научно-техническая информация и кредитные источники, а на востоке расположены огромные сырьевые и энергетические ресурсы, которых не хватает в самой Эстонии.

Благодаря своему географическому  положению Эстония играет роль моста  между Востоком и Западом. Обладая огромными природными ресурсами, Россия в данное время является сырьевой базой для многих стран, в их числе и Эстония. Экономика России по-прежнему находится в упадке, политическая ситуация не стабильна.

Актуальность!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Целью курсовой работы является изучение торгово-экономических отношений России и Эстонии, а также перспективы их развития.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

          –     оценить основные черты социально – экономического развития Эстонии;

– дать характеристику договорно-правовой базы торгово-экономических отношений России и Эстонии;

– оценить состояние внешнеэкономических связей России и Эстонии;

– изучить направления развития торгово-экономических отношений России и Эстонии.

Объект исследования данной курсовой работы – экономика России и Эстонии. Предметом исследования данной курсовой работы являются торгово-экономические отношения России и Эстонии. Период исследования: 2009-2011 гг.

Теоретическую основу курсовой работы составляют труды таких авторов как Костин А.А., Хасбулатов Р.И., а также сайты электронной глобальной сети Интернет.

Методическую основу работы составили методы сопоставления, сравнения, а также общенаучные методы анализа  и системный подход.

Курсовая работа состоит  из введения, основной части, включающей четыре вопроса, заключения, списка использованных источников.  В работе имеется 1 таблица. Общий объем курсовой работы составляет 26 страниц печатного текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные черты социально – экономического развития Эстонии

 

 

Мировой финансовый кризис, начиная с осени 2008 г., нанес экономике  Эстонии весьма чувствительный удар. Это были не просто трудные времена  для страны, маячила угроза банкротства  государства. А ведь сравнительно недавно  социально-экономические реформы, проводившиеся  в стране, сопровождались достаточно высокими темпами прироста реального  ВВП, особенно после вступления в  мае в 2004 г. в ЕС (табл. 1).

 

 

 

2009 год

2010 год

2011 год

Прирост реального ВВП 

( % к предыдущему году)

-14,1

0,9

 

Средний уровень инфляции (%)

0,2

0,4

 

Бюджетный дефицит/профицит

(% ВВП)

-1,7

-3,0

 

 

 

Доля промышленности, энергетики и сельского хозяйства в создании валового национального продукта существенно  сократилась, а доля услуг значительно  возросла (до 70%). В 2009 г. оборот в сфере услуг увеличился в показателях базового года (2005 - 100%) с 49,9 до 145,6%. Доля строительной отрасли в ВВП увеличилась в 2011 г. по сравнению с 2009 г. с 5,6 до 9,1%, при этом объемы строительства выросли в 3 раза. В эти годы наблюдался рост даже в промышленности и сельском хозяйстве. Так, объем произведенной промышленной продукции вырос на 87,9%, добавленная стоимость (по ценам производителя) в сельском хозяйстве увеличилась в 1,9 раза - 137 до 254 млн евро.

 

Активы эстонских банков достигли в конце 2010 г. 20,5 млрд евро. Объемы кредитования в 2010 г. по сравнению 2009 г. в Эстонии выросли на 40%, доля кредитов в совокупном банковском портфеле отдельных банков составляла более 80%. Следует заметить, что эстонские аналитики стали говорить о возможности перегрева кредитного рынка, в первую очередь ипотеки, еще в 2002 г., когда доля кредитного портфеля в отраслевых активах банков составила 61%.

В I кв. 2010 г., по данным Европейского центрального банка, кредитование предприятий  уменьшилось на 0,5%. Кризис в Эстонии  начался, как и во многих странах  мира, с проблем на рынке недвижимости. С развитием глобального финансового  кризиса начался отток внешнего спекулятив ного капитала, ограничение  финансирования потребления иностранными банками, повлекшее за собой резкое сниже ние экономических показателей.

Во второй половине 2010 г. произошло существенное снижение ВВП. В IV кв. по отношению к IV кв. 2009 г. оно  составило 9,7%. В итоге спад реального  ВВП в 2009 г. по сравнению с 2008 г. составил 3,6% (в 2007 г. был прирост 7,2%). Следует  отметить, что в течение всего 2009 г. происходило снижение объема промышленного  производства: с марта по октябрь  оно составило около 5%, в октябре - ноябре - 15%, а в декабре - 22%. Среднегодовой уровень инфляции достиг 10,6%, вырос по сравнению с 2008г. почти на 4%. Ее уровень мог быть выше, если бы не антиинфляционные меры. На индекс потребительских цен, в частности, повлияло снижение тарифов на отопление на 7%, стоимости аренды жилья, скидки цен на автомобили и молочные изделия.

Спад экономики продолжался  в 2010 г. Так, в I кв. 2010 г. сокращение ВВП  составило уже 15,1% по сравнению с I кв. 2009 г., промышленной продукции было произведено на 34% меньше, причем в  перерабатывающей промышленности объем  продукции сократился на 36%, что соответствует  уровню 2003 г. Спад произошел во всех отраслях: почти на 50% понизились объемы продукции в химической отрасли, производстве металлоизделий, металла, стройматериалов и бумаги; более чем на 30% сократилось производство мототранспортных средств, электроники, в швейной промышленности, деревообработке; на 20% - электроэнергии (в то же время импорт электроэнергии вырос почти на 60%). Меньшим наблюдался спад в ориентированной на местный рынок пищевой промышленности, здесь снижение объемов производства составило 9%. Падение объемов было вызвано, прежде всего, повышением цен и низким спросом на внутреннем и внешнем рынках.

Спад реального ВВП  в 2010 г. по сравнению с 2009 г. составил 14,1%. Максимальным падение экономики  было во II кв. - на 16,1% по сравнению с  аналогичным периодом 2009 г., в III кв. оно составило 15,6%, в IV - 9,5% соответственно. Потребительские расходы домашних хозяйств упали на 19%, инвестиции в  основной капитал - на 35%. Снижение объемов  промышленного производства составило 26,1%, сельского хо зяйства - 15,1%, строительных работ - 30%, услуг - 20,6%. Сокращение ВВП  в I кв. 2010 г., согласно данным статуправления Эстонии, составило 2,3% и было значительно  меньше, чем в I кв. 2010 г. В промышленном секторе спад объема добавленной  стоимости замедлился и сократился до 1%, что в значительной мере способствовало росту экспорта и повышению внешнего спроса. Происходило сокращение продажи  промышленной продукции на внутреннем рынке из-за все еще низкого  спроса. В строительстве, продукция  которого также направлена в основном на потребителя внутреннего рынка  страны, объем работ сократился еще  больше. Уменьшение добавленной стоимости  наблюдалось в оптовой и розничной  торговле, гостиничном и ресторанном  бизнесе, в финансовой сфере. В то же время в сельском и лесном хозяйстве, в горном деле был замечен некоторый  рост.

Внешнеторговый оборот Эстонии  в 2010 г. уменьшился по сравнению с 2009 г. почти на 29%. Экспортные поставки сократились на 24%, импортные - на 33%. Дефицит внешнеторгового оборота в 2010 г. был самым низким за последние 15 лет, сократившись по сравнению с 2009 г. почти в 3 раза.

Экспорт в страны ЕС (69% общего объема) уменьшился почти на 25% против уровня 2008 г., в страны СНГ (12% об щего объема) - на 33%. Импорт также сократился - из ЕС на 33%, а из стран СНГ на 37%. Профицит текущего счета платежного баланса, по данным Банка Эстонии, составил 4,6% ВВП (в 2009 г. был дефицит в размере 9,4%). Главными партнерами Эстонии по экспорту были Финляндия (18% общего объема), Швеция (13%), Латвия (10%), Россия (9,0%), Германия (6,0%); по импорту - Финляндия (14% общего объема), Литва (11%), Германия (10%), Латвия (10%), Россия (9%)45. К концу 2009 г. наметились признаки стабилизации во внешнем секторе. Темпы  спада экспорта товаров и услуг  стали уменьшаться. Эстонских экспортеров  поддерживает государственная кредитная  организация Кредэкс (KredEx). Со гласно данным Департамента статистики, в I кв. 2010 г. объем экспорта по сравнению  с I кв. 2009 г. увеличился на 17%, импорта - на 12%, дефицит внешней торговли был  на 22% меньше. Если в марте 2010 г. объем  дефицита был почти вдвое меньше, чем в марте 2009 г., то в марте 2011 г. он в 2 раза превысил объем марта 2010 г. На страны ЕС приходилось 76% внешнеторгового  оборота, на страны СНГ - 13%. В основном Эстония торговала с Финляндией, на которую приходилось 19% общего объема экспорта и 15% - импорта. На Швецию приходилось  соответственно 15 и 12%, Латвию - 9 и 11%, Россию - 9 и 10%, Германию - 6 и 10%, Литву - 5 и 6%.

Проводимая правительством Эстонии экономическая политика по выходу из кризиса в 2010 г. опиралась  на сбалансированный госбюджет. В госбюджет  поступило 63,4 млрд крон, т. е. 100% от запланированных  средств. Государственный бюджет Эстонии  за 2009-2010 гг. трижды пересматривался  в сторону понижения расходов: 30 апреля 2009 г. правительство приняло  решение о заимствовании 3,5 млрд крон (224,4 млн евро), почти половины средств Резервного фонда, а Рийгикогу (парламент) выдал разрешение на использование их для покрытия расходов и ликвидации бюджетного дефицита.

Решения правительства по сокращению государственных расходов и выделению почти 3% ВВП в сферу  инвестиций были одобрены Европейской  комиссией. Так, на пенсионерах было сэкономлено почти 1,5 млрд крон (вместо индексации на 14% выплаты повысились только на 5%), еще 2 млрд крон - на зарплате бюджетников. Взносы в фонд Евросоюза  были уменьшены на 170 млн крон, расходы  госучреждений - на 10%, на оборонные  цели - на 650 млн крон, дотации сельхозпроизводителям - на 100 млн крон.

Расходы госбюджета были сокращены  на 19,242 млрд крон (1,216 млрд евро). Увеличению бюджетных доходов в определенной степени способствовал рост налогов  и акцизов. За год налоговое бремя  возросло на 4 процентных пункта и составило 36% ВВП страны. Дефицит госбюджета Эстонии составил 1,7% ВВП, что существенно  меньше показателя, предусматриваемого Маастрихтскими критериями членства в  Европейском экономическом и  валютном союзе. Правительство Эстонии  делает все необходимое, чтобы обеспечить стабильность, решать возникающие финансовые проблемы в пределах имеющихся возможностей. После продолжительной паузы  в марте 2010 г. вернулась инфляция. Индекс потребительских цен вырос  на 1,7% по сравнению с мартом 2009 г. За год товары в Эстонии подорожали на 2,3%, услуги - на 0,5%. Цены на продовольствие снизились на 1%, а на промтовары повысились на 5,3%. Рост потребительских цен  произошел за счет удорожания сырья  и топлива на международных рынках. Административно регулируемые цены на товары и услуги выросли на 10,3%, а нерегулируемые цены снизились  на 0,9%. По оценке анали тиков, дальнейшее повышение цен может стать  препятствием для вступления Эстонии  в еврозону. Снижение средней зарплаты наблюдалось на протяжение всего 2010 г. Снижение шло по нарастающей. В I кв. 2010 г. впервые за 16 лет зарплата уменьшилась  по сравнению с I кв. 2009 г. на 1,5%, составив 12 147 крон, во II кв. снижение составило  уже 4,4%, в III кв. - 5,9% и IVкв. - 6,5%. В декабре 2010 г. среднемесячная зарплата была 12 259 крон (786 евро). Продолжилось снижение зарплаты и в I кв. 2011г. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года средняя зарплата была меньше на 2,3% (11 865 крон). Реальная зарплата (рассчитываемая с учетом изменения индекса потребительских цен) в I кв. снизилась на 2,6% 52. Начавшийся во второй половине 2008 г. быстрый рост безработицы сохранялся в 2010 г.

В IV кв. 2010 г. уровень безработицы  в Эстонии достиг 15,5% (самый высокий  показатель за годы после восстановления суверенитета). Количество безработных (107 тыс. человек) за год выросло вдвое.

По данным Департамента статистики Эстонии, за первые три месяца 2010 г. уровень безработицы вырос до 19,8%, количество безработных составило 137 тыс. чел. В Кассе страхования  от безработицы в марте было официально зарегистрировано 101,6 тыс. чел., что  в два раза превысило аналогичный  показатель 2009 г. В то же время у  людей повысилась вера в возможность  найти работу. В I кв. работу нашли 51 тыс. чел., бывших без работы год и  дольше, из них 18 тыс. чел. не работали больше двух лет.

Проведенный в ходе миссии МВФ анализ показал, что в экономике  Эстонии уже заметны признаки стабилизации. Соотношение объемов  инвестиций и вкладов практически  сбалансировано, а это означает, что финансирование текущих расходов экономики обеспечено текущими доходами. Уровень цен умеренно снижается. К признакам стабилизации можно  отнести уменьшение спада темпов роста промышленной продукции, повышение  темпов роста экспорта товаров и  услуг. На реальное оживление в экономике  указывает существенный рост спроса на государственные гарантии под  кредиты. По прогнозам целевого учреждения Кредэкс (KredEx), предоставляемый лимит  будет исчерпан уже летом 2011 г. Государство  активно поддерживает предпринимателей, ориентированных на зарубежные рынки. На стадии согласования находится законопроект, позволяющий (KredEx) увеличить объем обеспечения под предпринимательские кредиты до 2,5 млрд крон.

Согласно откорректированному  прогнозу Еврокомиссии, экономический  рост в Эстонии восстановится  в 2011 г. в скромных границах 0,9%. Прирост  реального ВВП в 4,2% ожидается  в следующем 2012 г. Увеличение дефицита госбюджета в 2011 г. прогнозируется в  допустимых Европейским центробанком пределах 3%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Характеристика договорно - правовой базы торгово- экономических отношений России и Эстонии

 

В настоящее время Эстония  в двусторонних отношениях с Россией  придерживается курса практического  развития сотрудничества. Продолжаются дальнейшие рабочие контакты c целью  создания более тесных отношений  между соседями. Двусторонние отношения  с Россией охватывают усилия НАТО и Европейского Союза создания с  Россией партнерских связей, взаимовыгодных для обеих сторон. Для развития отношений между ЕС и Россией  Эстония как страна-член Евросоюза  решила идти и далее по пути переговоров  по новому договору между ЕС и Россией. До вступления в силу нового договора между ЕС и Россией основой  для эстонско-российских отношений  является Соглашение о партнерстве  и сотрудничестве между ЕС и Россией (СПС) 1997 г. и достигнутое в мае 2005 г. Соглашение о четырех общих  пространствах: экономическом; пространством  свободы, безопасности и правосудия; пространством сотрудничества в  области внешней безопасности; а  также пространством научных  исследований и образования, включая  культурные аспекты [].

Информация о работе Направления развития торгово- экономических отношений России и Эстонии