Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 10:29, реферат
Напомним, что дискуссии о нем ведутся очень давно, еще с 1990-х. Сегодняшний налог, который мы платим в соответствии с законом «О налогах на имущество физических лиц», невелик — несколько сотен рублей. За основу расчетов берется стоимость, определяемая Бюро технической инвентаризации (БТИ), а она отличается от реальной рыночной в десятки и сотни раз. Получается, что платят мало все: и хозяева дорогих хором, и собственники скромных жилищ, что, конечно, несправедливо. Люди, которые могут себе позволить дорогое жилье, должны бы платить и соответствующий налог, пополняя казну. При этом, как уже давно было решено, казну не федеральную, а региональную.
Введение налога на недвижимость
В очередной раз вопрос о налоге на недвижимость повис в воздухе.
Напомним, что дискуссии о нем ведутся очень давно, еще с 1990-х. Сегодняшний налог, который мы платим в соответствии с законом «О налогах на имущество физических лиц», невелик — несколько сотен рублей. За основу расчетов берется стоимость, определяемая Бюро технической инвентаризации (БТИ), а она отличается от реальной рыночной в десятки и сотни раз. Получается, что платят мало все: и хозяева дорогих хором, и собственники скромных жилищ, что, конечно, несправедливо. Люди, которые могут себе позволить дорогое жилье, должны бы платить и соответствующий налог, пополняя казну. При этом, как уже давно было решено, казну не федеральную, а региональную.
Постепенно у
регионов и муниципалитетов отобрали
практически все значимые налоги,
оставив максимум 20% от всех доходов
консолидированного бюджета. Тем самым
лишили их заинтересованности в росте
благосостояния населения и развитии
предпринимательской
«Решать вопрос с введением налога на недвижимость надо, так как без этого не будет никакого местного самоуправления», — считает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.
Во всем мире
налог на недвижимость является мощным
рычагом инфраструктурного
В то же время целый ряд проблем уже долгие годы препятствует решению данного вопроса.
Еще в 2004 году Госдума
приняла в первом чтении соответствующий
законопроект. Но дальнейшее принятие
и обсуждение документа было заблокировано.
Основным камнем преткновения стало
отсутствие механизма массовой оценки
рыночной стоимости недвижимого
имущества. Предполагалось, что оценку
для целей налогообложения
Как сообщил сегодня замминистра финансов Сергей Шаталов, и по сей день ситуация с мертвой точки не сдвинулась. «Я просто не представляю, как это можно сделать. Должна быть массовая оценка системы даже в отдельных регионах, которые будут готовы к тому, чтобы это сделать. Пока этого нет», — сказал Шаталов. Он же предложил с 2012 года налог не внедрять даже в качестве эксперимента — не удастся.
По словам специалистов, одним из факторов, сдерживающих продвижение налоговой реформы, является отсутствие оцифрованных карт. Пока Росреестр сделал только карты по земле, однако по единым объектам — то есть как по земле, так и по расположенному на ней объекту недвижимости — таких карт нет. Между тем автоматизация процесса необходима: вручную все посчитать невозможно, отмечают специалисты.
Впрочем, начальник управления оценки объектов недвижимости Росреестра Алексей Штейников считает, что волнения преувеличены. «Кадастровая стоимость земли оценивается с 2001 года. Единственное, что для целей налогообложения кадастровая стоимость стала использоваться только с 2006 года, когда была введена соответствующая глава Налогового кодекса. К этому времени был создан кадастр земельных участков, и кадастровая оценка земельных участков проведена в полном объеме. А кадастр объектов капстроительства начал формироваться намного позже», — говорит он.
Возникает и множество прочих организационных проблем. Например, непонятно, как будет облагаться налогом недвижимость, принадлежащая юрлицам. По словам оценщиков, множество объектов промышленного назначения в Росреестре по тем или иным причинам не зарегистрировано.
Многих экспертов волнует проблема недостроев. Как отмечала министр экономического развития Эльвира Набиуллина, без сведений об объекте в кадастре невозможно рассчитать стоимость объекта, а без регистрации прав не получится определить налогоплательщика.
При таком подходе
все постройки на земельном участке
по факту рассматриваются как
улучшения. Впоследствии стоимость
таких «улучшений» будет
И это только малая часть вопросов по расчету кадастровой стоимости.
Другие проблемы носят социальный характер — сколько денег брать с россиян за их дома и квартиры, предоставлять ли льготы, что делать с теми пенсионерами (и не пенсионерами), кто проживает в больших и дорогих квартирах, доставшихся им с советских времен. Например, живет один человек в трехкомнатной квартире в районе станции метро Кропоткинская в Москве, но оплачивать ее «по-рыночному» физически не может. Что с ним делать? Выселять?
В середине июня Набиуллина пообещала, что величина ставки налога будет 0,01% от кадастровой стоимости или «немного больше». Получается, что владельцу квартиры стоимостью 5 млн рублей нужно будет платить всего 500 рублей в год. Раньше власти обсуждали ставку в 10 раз больше — 0,1% от рыночной стоимости.
Также Минэкономразвития предложило ввести разного рода вычеты по этому налогу. «Есть несколько вариантов: вводить вычеты в зависимости от объема недвижимости, то есть не облагать налогом квартиры, дома и участки определенной площади (предположительно 55 кв. м на человека. — "Эксперт Online") или же предоставлять вычеты в виде фиксированной суммы, на которую будет уменьшаться налоговая база. К примеру, малообеспеченным гражданам. Окончательные расчеты, как все это будет действовать, пока только производятся. Но система вычетов должна применяться обязательно», — говорила Набиуллина в интервью «Российской газете».
Но такая цена вопроса вряд ли существенно пополнит региональные и муниципальные бюджеты.
К тому же, отмечают юристы, уклониться от уплаты налога будет несложно. «Чтобы отнять у неплательщика квартиру, его долг должен соответствовать стоимости жилья. А это при рассматриваемых ставках налога почти несбыточно. Прецеденты есть только по коммуналке, да и то единичные. При сумме долга от 10 тыс. рублей за дело могут взяться судебные приставы, начать изымать какое-то имущество, да и то при лояльности государства и тут могут найтись компромиссные решения», — сообщил «Эксперту Online» партнер одной из крупных юридических компаний.
Эксперты считают, что столь «непопулярная» тема перед выборами звучать громко не будет. Разного рода социологические исследования показывают: большинство россиян ничего платить не хотят. Так, например, согласно полученным данным, 57,8% россиян считают, что новый налог не нужен; 8,9% считают, что нужен; остальные вообще не хотят о нем думать.
За выступают только риэлтеры — для них чем выше налог, тем больше активность на рынке недвижимости. «Если величина вычета будет составлять 0,1% от рыночной стоимости, часть собственников, пусть и небольшая, в основном это касается пенсионеров и малоимущих семей, задумается о более скромном жилье. Если в дальнейшем размер налога будет увеличиваться, то последствия будут более ощутимы. Вместо единичных сделок по обмену большей площади на меньшую с пренебрежением таких характеристик, как этаж/этажность, вид из окна, наличие мусоропровода и пр., мы будем иметь дело с массовой активностью такого рода. Более того, люди станут аккуратнее и вдумчивее относиться к покупке жилья, и прежде чем инвестировать в недвижимость, будут оценивать, по силам ли налоговые выплаты», — сообщил «Эксперту Online» руководитель офиса «Митино» компании «Инком-недвижимость» Лев Литовкин.
В то же время, возможно,
россияне более благосклонно отнеслись
к налогу, если бы за эти деньги им
гарантировали динамичное развитие
инфраструктуры и благоустройство
территорий.