Международное таможенное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Принципы международного права в теории международного права определяются как руководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат общественной практики, юридически закрепленные начала международного права. Они представляют собой наиболее общее выражение установившейся практики международных отношений. Таким образом, принцип международного права является нормой международного права, имеющей обязательный характер для всех субъектов международного права, прежде всего для государств и международных организаций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие принципов международного права

международных обязательств………………………………………………4

2. Принцип суверенного равенства государств…………………………………4

3. Принцип неприменения силы и угрозы силой……………………………….8

4. Принцип нерушимости государственных границ…………………..………12

5. Принцип территориальной целостности

(неприкосновенности) государств………………………… ……………...13

6. Принцип мирного разрешения международных споров…………………...15

7. Принцип невмешательства во внутренние дела…………………………….24

8. Принцип всеобщего уважения прав человека………………………………25

9. Принцип самоопределения народов и наций………………………………..26

10. Принцип добросовестного выполнения международных

обязательств………………………………………………………………….29 Заключение……………………………………………………………………….32

Список использованной литературы…………….……………………………..33

Работа содержит 1 файл

МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие принципов международного права

     международных обязательств………………………………………………4

2. Принцип  суверенного равенства государств…………………………………4

3. Принцип  неприменения силы и угрозы  силой……………………………….8

4. Принцип  нерушимости государственных границ…………………..………12

5. Принцип  территориальной целостности

    (неприкосновенности) государств…………………………    ……………...13

6. Принцип  мирного разрешения международных  споров…………………...15

7. Принцип  невмешательства во внутренние дела…………………………….24

8. Принцип  всеобщего уважения прав человека………………………………25

9. Принцип  самоопределения народов и наций………………………………..26

10. Принцип добросовестного выполнения международных

      обязательств………………………………………………………………….29 Заключение……………………………………………………………………….32

Список  использованной литературы…………….……………………………..33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Принципы  международного права в теории международного права определяются как руководящие  правила поведения субъектов, возникающие  как результат общественной практики, юридически закрепленные начала международного права. Они представляют собой наиболее общее выражение установившейся практики международных отношений. Таким образом, принцип международного права является нормой международного права, имеющей обязательный характер для всех субъектов международного права, прежде всего для государств и международных организаций.

Необходимо  подчеркнуть, что не следует путать принципы международного права и  принципы правосознания. Последние  представляют собой субъективные представления людей, общественных движений, политических партий о том, как в идеале должны регулироваться те или иные общественные отношения, в то время как принцип права представляет собой нормативное отражение объективного порядка вещей, общественной практики, закономерностей общественного развития, а не субъективные представления об этих процессах.

 

  1. Понятие принципов международного права
 

Основные  принципы международного права зафиксированы  в Уставе ООН. Помимо Устава ООН наиболее авторитетными источниками, раскрывающими содержание принципов современного международного права, являются Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., и Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, содержащаяся в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.

При толковании и применении принципов международного права принято применять системный  подход, т.е. важно помнить, что все  они взаимосвязаны и каждый из них должен рассматриваться в  контексте всех других принципов.

Представляется  целесообразным рассмотреть каждый из принципов международного права, входящих в систему принципов международного права. 

   2. Принцип суверенного равенства государств 

Сущность  данного принципа составляет правило  о том, что поддержание международного правопорядка возможно и может быть обеспечено лишь при полном уважении юридического равенства участников. Это означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, т.е. их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Суверенное равенство государств составляет основу современных международных отношений, что закреплено в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит: "Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов".

Данный  принцип закреплен в качестве основополагающего также в уставах  международных организаций системы  ООН, в учредительных документах (уставах) подавляющего большинства региональных международных организаций, в многосторонних и двусторонних соглашениях государств и международных организаций, в правовых актах международных организаций.

В современном  международном праве этот принцип  с наибольшей полнотой отражен в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Позднее этот принцип был развит в Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Итоговом документе Венской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1989 г., Парижской хартии для новой Европы 1990 г. и ряде других документов.

Основное  социальное назначение принципа суверенного равенства заключается в обеспечении равноправного участия в международных отношениях всех государств, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

В соответствии с Декларацией о принципах  международного права, касающихся дружественных  отношений и сотрудничества между  государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

1) государства  юридически равны;

2) каждое  государство пользуется правами,  присущими полному суверенитету;

3) каждое  государство обязано уважать  правосубъектность других государств;

4) территориальная  целостность и политическая независимость  государства неприкосновенны;

5) каждое  государство имеет право свободно  выбирать и развивать свои  политические, социальные, экономические  и культурные системы;

6) каждое  государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ государства приняли на себя обязательства не только соблюдать  принцип суверенного равенства, как он изложен в Уставе ООН и Декларации 1970 г., но и уважать права, присущие суверенитету. Таким образом, в отношениях между собой государства должны уважать различия в историческом и социально-политическом развитии, разнообразие позиций и взглядов, внутренние законы и административные правила, право определять и осуществлять по своему усмотрению и согласно международному праву отношения с другими государствами, право принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних и многосторонних договоров, включая союзные договоры, а также право на нейтралитет.

Вместе  с этим необходимо отметить, что  юридическое равенство государств не означает их фактического равенства, что учитывается в реальных международных  отношениях. Один из примеров этого различия - в статусе постоянных и непостоянных членов Совета Безопасности ООН.

Суверенитет является неотъемлемым свойством государства. Таким образом, никакое государство, группа государств или международная  организация не могут навязывать созданные ими нормы международного права другим государствам. Включение субъекта международного права в любую систему правоотношений может осуществляться только на основе добровольности.

В настоящее  время наблюдается следующая  тенденция: государства передают часть своих полномочий, которые ранее считались неотъемлемыми атрибутами государственного суверенитета, в пользу создаваемых ими международных организаций. К примеру, в ряде международных организаций государства-учредители отошли от используемого ранее принципа формального равенства при голосовании (одна страна - один голос) и приняли метод так называемого взвешенного голосования, в соответствии с которым количество голосов, которым обладает страна, зависит от размера ее взноса в бюджет организации и иных обстоятельств.

В вышеупомянутой Декларации о принципах международного права 1970 г. подчеркивается, что при  истолковании и применении изложенных в ней принципов они являются взаимосвязанными и каждый принцип  должен рассматриваться в контексте  всех других. Так, между принципом суверенного равенства государств и их обязанностью не вмешиваться в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию, существует тесная связь. Понятие внутренней компетенции государства в теории вызывает споры, поскольку оно зависит от уровня развития международных отношений. В настоящее время принято соотносить внутреннюю компетенцию с международными обязательствами каждого конкретного государства.

Суверенитет как основное свойство, присущее государству, не означает полной независимости государств или тем более их изолированности, поскольку они живут и сосуществуют во взаимосвязанном мире, следовательно, говорить об абсолютном, ничем не ограниченном суверенитете нелогично. 

    
 
 

  3. Принцип неприменения силы и угрозы силой 

Возрастающая  в геометрической прогрессии демократизация международных отношений с неизбежностью  приводит ко все более возрастающему  использованию принципа ограничения  применения силы и угрозы силой. Впервые  эта объективная закономерность была закреплена в качестве принципа международного права в Уставе ООН, в соответствии с п. 4 ст. 2 которого "все члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций".

Впоследствии  приведенная формула Устава была конкретизирована в документах, принятых в форме резолюций ООН. В их числе упомянутая Декларация о принципах международного права 1970 г., Определение агрессии 1974 г., Заключительный акт СБСЕ 1975 г. и ряд других документов Хельсинкского процесса, а также Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г. В последнем документе нормативное содержание принципа выражено наиболее полно.

Обязанность неприменения силы носит ярко выраженный универсальный характер. Она распространяется на все государства, поскольку необходимость поддержания международного мира и безопасности требует, чтобы все государства, а не только члены ООН, придерживались в отношениях друг с другом указанного принципа.

Согласно  Уставу ООН запрещается не только применение вооруженной силы, но и  невооруженное насилие, которое носит характер противоправного применения силы. Термин "сила", который содержится в п. 4 ст. 2 Устава ООН, подлежит расширительному толкованию. Таким образом, в п. 4 ст. 2 Устава речь идет прежде всего о запрещении применения вооруженной силы, однако уже в Заключительном акте СБСЕ указывается на обязанность государств-участников "воздерживаться от всех проявлений силы с целью принуждения другого государства-участника", "воздерживаться от любого акта экономического принуждения". Следовательно, в современном международном праве запрещается противоправное применение силы, как вооруженной, так и в широком смысле - в любом ее проявлении.

Однако  следует обратить особенное внимание на концепцию "законного применения вооруженной силы". Устав ООН предусматривает два случая правомерного применения вооруженной силы: в целях самообороны (ст. 51) и по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст. 39 и 42).

В статьях 41 и 50 Устава ООН содержатся положения, разрешающие законное применение невооруженной силы. К подобного рода мерам относятся "полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений".

Применение  вооруженной силы в порядке самообороны  правомерно в случае, если произойдет вооруженное нападение на государство. Статья 51 Устава ООН прямо исключает  применение вооруженной силы одним  государством против другого в случае принятия последним мер экономического или политического порядка. В подобных ситуациях или даже если налицо угроза нападения, страна может прибегнуть к ответным мерам лишь при соблюдении принципа соразмерности.

В структуре  ООН одним из главных органов, отвечающих за поддержание международного мира и безопасности, является Совет Безопасности, который в случае, если рекомендованные для разрешения конфликтов меры невооруженного характера посчитает недостаточными, "уполномочивается принять такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов Организации" (ст. 42).

Информация о работе Международное таможенное право