Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 22:56, реферат
Цель исследования: анализ места и роли таможенных платежей в формировании доходной части федерального бюджета РФ.
Исходя из цели работы, были сформулированы следующие задачи:
- изучить понятие и структуру государственного бюджета;
- покатать роль таможенных платежей в формировании доходов государственного бюджета;
- рассмотреть направления совершенствования таможенных платежей в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОСТАВ И ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ 6
1.1. Состав и структура доходов федерального бюджета 6
1.2. Формирование доходной части федерального бюджета 8
2. ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ, УПЛАЧИВАЕМЫЕ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ 12
2.1. Таможенные платежи и их роль в экономической
и финансовой политике государства 12
2.2. Виды таможенных платежей 17
2.3. Таможенные платежи как важный источник формирования
доходов федерального бюджета РФ 21
3. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ
ПЛАТЕЖЕЙ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
В связи с этим главным недостатком бюджетного балансирования является обособленное формирование доходной и расходной части бюджета без необходимого экономического обоснования (постатейного соотношения) между отдельными расходами и возможностями обеспечения под них соответствующего объема доходов. Роль налоговых платежей в формировании бюджета представим графически на примере структуры доходной части бюджета Российской Федерации на 2008г. (рис. 2)16.
Рис. 2. Роль
налоговых платежей в формировании
бюджета Российской Федерации
Таким образом, значение налогов в формировании бюджета велико: они составляют 85% всей доходной части бюджета. Наибольший удельный вес в структуре бюджета занимают такие налоги, как НДС, налог на добычу полезных ископаемых и акцизы. На региональном уровне наибольший удельный вес в статьях доходов занимают налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций.
Таким
образом, налоги, являясь главным
источником бюджетных доходов на
всех уровнях бюджетной системы,
задают не только параметры постатейного
финансирования расходов, но и служат
основой для территориального перераспределения
финансовых ресурсов. Необходимо реформирование
межбюджетных отношений между центром
и субъектами федерации, муниципальными
образованиями, основными направлениями
которого является обособление каждого
звена бюджетной системы РФ и устранения
зависимости бюджетов субъектов РФ от
федерального бюджета, а также внедрение
расходной концепции построения бюджета
Российской Федерации. С этих позиций
бюджетно-налоговая политика должна быть
направлена на сбалансирование интересов
центра и территорий, определение четких
пропорций распределения налоговых платежей
по звеньям бюджетной системы.
2. ТАМОЖЕННЫЕ
ПЛАТЕЖИ, УПЛАЧИВАЕМЫЕ В
2.1. Таможенные
платежи и их роль в
Таможенные платежи занимают особое место в ряду государственных доходов. История таможенного налогообложения России насчитывает более 1000 лет. Издревле на Руси с продаваемых предметов взимались пошлины. Памятник древнерусского права «Русская Правда» (свод законов, в котором большое внимание уделялось таможенному налогообложению) свидетельствует, что таможенная плата за торговлю, или пошлина, была законодательно введена уже в IX в., а «мытник», или сборщик пошлин, рассматривался в ней как защитник интересов купцов и их имущества17. Наибольшего развития пошлины получили во времена татаро-монгольского ига, когда в русском языке появилось слово «тамга»18. В то время все взимаемые при продаже товаров на заставах в городах, селах, слободах, на рынках сборы получили название таможенных, а сборы, которые уплачивались непосредственно на границе, назывались «большой тамгой». И лишь со второй половины XVI в. пошлины, взимаемые на границе, стали отличать от внутренних пошлин и записывать в отдельные книги.
На протяжении всей истории России вопросам таможенного налогообложения уделялось большое внимание, что во многом определяется ролью таможенных платежей в развитии национальной промышленности и увеличении доходной части государственного бюджета. В зависимости от политических и экономических условий изменялась и степень вмешательства государства во внешнеэкономическую сферу. Существовавшая в СССР многие годы государственная монополия внешней торговли сменилась общепризнанными в мировой практике экономическими методами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД), основная роль в котором принадлежит налоговому регулированию, в свою очередь базирующемуся на применении таможенных налогов и сборов.
Использование таможенных платежей как инструмента налогового регулирования при экспорте служит поддержанию рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ, обеспечению условий интеграции национальной экономики в мировую. Применение таможенных платежей при импорте обусловлено, с одной стороны, проведением политики разумного протекционизма, с другой – направлено на регулирование ввоза продукции, не имеющей отечественных аналогов или производящейся в недостаточном для удовлетворения потребностей внутреннего рынка количестве. Вместе с тем таможенные налоги и сборы как при экспорте, так и при импорте способствуют обеспечению поступлений доходов в федеральный бюджет.
Таможенные
платежи – это налоги, сборы
и иные обязательные поступления, взимаемые
таможенными органами с участников
внешнеэкономической
В соответствии с частью первой Налогового кодекса РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по части взимания таможенных налогов и сборов. Перечень таможенных платежей установлен Таможенным кодексом РФ. В экономической литературе принято условное деление таможенных налогов и сборов на две группы: основные и факультативные19. К основным таможенным платежам относятся таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные сборы за таможенное оформление, а к факультативным – таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; платежи, взимаемые по единым ставкам, и др.
Следует отметить, что понятие «таможенные платежи» значительно уже, чем «платежи, предусмотренные таможенным законодательством», которые помимо таможенных включают такие обязательные платежи, осуществляемые в сфере ВЭД, как средства от реализации конфискатов, проценты за предоставление отсрочки или рассрочки таможенных платежей и др. Классификация таможенных платежей, предусмотренных таможенным законодательством, приведена на рис. 3. Существенное значение для практики таможенного налогообложения имеет деление таможенных платежей на налоги – НДС, таможенная пошлина, акциз, и обязательные платежи неналогового характера – различные таможенные сборы, платы и др.20
Рис. 3. Виды платежей, предусмотренные таможенным законодательством (в соответствии с перечнем, предусмотренные Таможенным кодексом РФ от 18.06.1993г. №5221-1)
Классификация таможенных платежей, предусмотренных в законопроекте нового Таможенного кодекса РФ, в зависимости от их налоговой природы приведена на рис. 4.
Рис. 4.
Классификация таможенных платежей (в
соответствии с законопроектом нового
Таможенного кодекса РФ)
Таким образом, таможенные платежи - таможенные пошлины (ввозные и вывозные), налоги (ввозные НДС и акциз), сборы (за таможенное сопровождение, за таможенное оформление), взимаемые таможенными органами в области таможенного дела.
Кроме таможенных платежей, таможенные органы наделены правом взимания иных платежей, не отнесенных ТК РФ к таможенным платежам.
Такими платежами являются:
- внутренние налоги (подпункт 26 пункта 1 ст. 11 ТК РФ);
- специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины (пункт 3 ст. 318 ТК РФ).
Внутренние
налоги, а также специальные, антидемпинговые
и компенсационные пошлины
Все виды платежей, взимаемых таможенными органами, включая средства, получаемые в счет возмещения затрат на хранение товаров на складах временного хранения и таможенных складах таможенных органов, подлежат перечислению в федеральный бюджет.
Таким
образом, в современной России таможенные
платежи представляют особую, наиболее
динамичную группу налогов на потребление,
которые имеют существенное значение
с фискальной точки зрения. Общепризнанным
классическим инструментом налогового
регулирования ВЭД является таможенная
пошлина.
2.2. Виды
таможенных платежей
Таможенное законодательство Российской Федерации помимо регулирования отношений в области таможенного дела также регулирует отношения по установлению, введению и взиманию таможенных платежей. Причем статьей 3 Таможенного кодекса Российской Федерации22 установлено, что при регулировании данных отношений таможенное законодательство применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таможенные платежи и их виды установлены статьей 318 Таможенного кодекса Российской Федерации. К таможенным платежам относятся23:
- ввозная таможенная пошлина;
- вывозная таможенная пошлина;
- налог
на добавленную стоимость,
- акциз,
взимаемый при ввозе товаров
на таможенную территорию
- таможенные сборы.
Определение таможенной пошлины содержится в статье 5 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года №5003-1 «О таможенном тарифе»24 (далее Закон №5003-1). Согласно данному определению таможенная пошлина представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.
Одним из видов таможенных платежей является налог на добавленную стоимость (далее НДС), взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Статьей 146 Налогового кодекса Российской Федерации25 установлено, что ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации является объектом налогообложения НДС. Перечень товаров, не подлежащих налогообложению НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, определен статьей 150 НК РФ, особенности налогообложения при ввозе товаров в зависимости от избранного таможенного режима установлены пунктом 1 статьи 151 НК РФ. Налоговая база при ввозе товаров определяется в соответствии с главой 21 НК РФ и таможенным законодательством Российской Федерации.
Акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, также отнесен к числу таможенных платежей. Ввоз подакцизных товаров является объектом налогообложения акцизами на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 182 НК РФ. Согласно статье 183 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства, и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность. Особенности налогообложения акцизом при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации в зависимости от выбранного таможенного режима установлены статьей 185 НК РФ. Определение налогооблагаемой базы производится в соответствии со статьей 191 НК РФ26.
Таможенный сбор согласно пункту 31 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации представляет собой платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением и сопровождением товаров.
Помимо вышеперечисленных таможенных платежей взимаются также специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.
Специальные пошлины в соответствии со статьей 8 Закона №5003-1 применяются в качестве защитной меры, когда товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Специальные пошлины применяются также как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы Российской Федерации, со стороны других государств или их союзов.
Антидемпинговые пошлины согласно статье 9 Закона №5003-1 применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза.
Компенсационные пошлины в соответствии со статьей 10 Закона №5003-1 применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии. Антидемпинговые и компенсационные пошлины применяются в тех случаях, если ввоз товаров наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации.
Введению
специальных, антидемпинговых и
компенсационных мер при
· установления наличия возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации и обусловленного этим серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики;