Государственное
регулирование ВЭД в России в
условиях переходной экономики должно
осуществляться в соответствии со следующими
основными принципами:
- единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики;
- единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;
- перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;
- четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;
- обеспечение равенства всех участников ВЭД4.
Особое значение
сегодня имеет четкое разграничение
компетенции Федерации и ее субъектов
в сфере ВЭД. В компетенции
федеральных органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших
вопросов, как:
- определение основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом;
- разработка соответствующих федеральных программ;
- защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности;
- разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;
- подготовка и заключение международных договоров и государственных соглашений, контроль за их исполнением;
- организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;
- определение и реализация валютной политики страны;
- формирование и использование золотовалютных резервов РФ;
- контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);
- разработка платежного баланса РФ и т.д. Субъекты РФ в условиях формирующейся рыночной экономики правомочны:
- осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;
- контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;
- предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ (по ним Федерация не отвечает);
- заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции (то есть с субъектами зарубежных федеративных государств);
- иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации.
Определенные
вопросы находятся в совместном
ведении Федерации и ее субъектов.
В их числе:
- координация действий участников ВЭД;
- выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их выполнение касается интересов регионов);
- разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;
- регулирование приграничной торговли;
- информационное обеспечение ВЭД5.
2 Адаптация ВЭД к требованиям
международной практики
В сфере международного
экономического сотрудничества сегодня
сосредоточены ключевые экономические
интересы и возможности России в
плане ускорения и повышения
устойчивости хозяйственного роста, модернизации
национальной экономики и перевода ее
на инновационный путь развития. Реализация
данной программы направлена на максимальное
использование потенциала международного
экономического сотрудничества для решения
актуальных задач социально-экономического
развития страны.
В сфере реализации
находятся все наиболее значимые
вопросы взаимодействия России с
зарубежными странами и их объединениями,
региональными, отраслевыми и многосторонними
экономическими организациями,
международными институтами развития,
участия России в программах международной
помощи. В основу осуществления этого
положен комплексный подход, позволяющий
охватить все уровни (двусторонний, региональный,
плюрилатеральный, многосторонний), основные
формы и направления международного экономического
сотрудничества.
Основные проблемы
в сфере реализации этой программы
обусловлены следующим:
- обострением конкуренции на мировом рынке, в том числе под влиянием финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., что вместе с преобладающей низкой эффективностью большинства секторов отечественной экономики и ограниченным предложением конкурентоспособных российских товаров и услуг значительно сужает возможности расширения и углубления взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами;
- сохраняющимся высоким уровнем дискриминации российского экспорта на внешних рынках, что приносит элементы нестабильности в развитие торгово-экономического сотрудничества;
- позиционированием России в многосторонней торговой системе до последнего времени как региональной державы, практически не участвующей в мировой торговой политике, в противовес возрастающей торгово-политической активности развитых и ведущих развивающихся стран по созданию глобально-ориентированных систем преференциальной торговли;
- незавершенным характером институциональной интеграции России в международную экономическую систему (прежде всего, неучастие в ВТО и ОЭСР), что ограничивает возможности России в плане влияния на мировую экономическую и торговую политику, эффективной защиты и продвижения своих интересов на глобальном рынке;
- сокращением возможностей влияния России и других стран-производителей на функционирование рынков стратегических сырьевых товаров в условиях их интеграции в финансовые рынки;
- неучастием России в ряде значимых международных институтов развития (в том числе в Азиатском и Межамериканском банках развития), что является сдерживающим фактором для наращивания экономического присутствия страны в динамичных и перспективных регионах;
- слабым использованием возможностей и механизма международной помощи для продвижения интересов России в мировой экономике.
Приоритеты
государственной политики в сфере
реализации этой программы включают:
- обеспечение благоприятных условий международной экономической деятельности для России через развитие и совершенствование двусторонних, региональных и многосторонних форматов торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами;
- расширение и углубление торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами по приоритетным направлениям модернизационной повестки;
- опережающее развитие торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ, в том числе в интеграционных форматах;
- завершение институциональной интеграции России в международную экономическую систему, обеспечивающее, в том числе повышение роли страны в формировании экономической и торговой политики в глобальном масштабе;
- более полное использование потенциала международных институтов развития и инструмента международной помощи для решения актуальных внутренних социально-<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Rom