Личный таможенный досмотр

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 22:05, реферат

Описание работы

Согласно положениям ст. 27.10 КоАП РФ допускается изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении. Такие вещи и документы могут быть обнаружены на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, досмотре транспортного средства, осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений, находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества.

Работа содержит 1 файл

tamozhnya.docx

— 20.77 Кб (Скачать)

Согласно положениям ст. 27.10 КоАП РФ допускается изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении. Такие вещи и документы могут быть обнаружены на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, досмотре транспортного средства, осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений, находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества.

 Изъятие указанных  вещей и документов представляет  собой административноправовую меру воздействия, состоящую в принудительном лишении физического или юридического лица возможности пользоваться и распоряжаться этими вещами и документами. Изъятие вещей и документов осуществляется в целях пресечения административного правонарушения и обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения принятого по делу постановления. В ряде случаев изъятие документов необходимо для установления личности лица, совершившего противоправное деяние.

 Изъятие вещей и  документов, обнаруженных при осуществлении  личного досмотра, досмотра вещей,  находящихся при физическом лице, и досмотра транспортного средства, производится лицами, имеющими право  осуществлять доставление и административное  задержание, а также всеми иными  должностными лицами, уполномоченными  составлять протоколы об административных  правонарушениях. Это: сотрудники органов внутренних дел (милиции); военнослужащие внутренних войск; старшие должностные лица ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, находящиеся в месте расположения охраняемого объекта; должностные лица военной автомобильной инспекции; военнослужащие пограничных органов и пограничных войск; военнослужащие иных войск; должностные лица таможенных органов; военнослужащие и должностные лица органов уголовноисполнительной системы; должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом; должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды; сотрудники других федеральных органов исполнительной власти. Изъятие вещей и документов производится в присутствии двух понятых.

Изъятие вещей и документов, обнаруженных при осуществлении  осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и иного  его имущества, осуществляется должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Это прежде всего сотрудники органов, которые вправе рассматривать дела о соответствующих правонарушениях, а также должностные лица указанных в ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, иных государственных органов. Изъятие таких вещей и документов также производится в присутствии двух понятых.

 Допустимость изъятия  имущества по решению должностных лиц органов исполнительной власти в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях определена в постановлениях Конституционного Суда РФ. В этих постановлениях прямо указывается, что до вынесения судебного решения административные органы и должностные лица, реализующие полномочия по осуществлению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, вправе изымать у нарушителей вещи и документы, поскольку подобная мера не является санкцией за совершенное правонарушение и не связана с лишением имущества. Вместе с тем Конституционный Суд РФ подчеркнул, что в силу ч. 3 ст. 35 Конституции РФ только с вынесения судебного решения конфискация (как и возмездное изъятие) может рассматриваться как мера юридической ответственности, влекущая утрату собственником его имущества1.

Подчеркнем, что вещи, явившиеся  орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документы, имеющие значение доказательств  по делу об административном правонарушении, изымаются на время, до принятия по этому делу решения. После рассмотрения этого дела, в зависимости от назначенного наказания, орудия совершения и предметы административного правонарушения либо конфискуются, либо реализуются (при  возмездном изъятии), либо изымаются  из оборота и подлежат передаче в  соответствующие организации (или  уничтожению), либо возвращаются законному  владельцу, а при его неустановлении передаются в собственность государства.

 В постановлении по  делу об административном правонарушении  должны быть решены вопросы  об изъятых вещах и документах. Однако документы, являющиеся  вещественными доказательствами, подлежат  оставлению в деле в течение  всего срока хранения данного  дела либо в соответствии с  законодательством передаются заинтересованным  лицам.

 До рассмотрения дела об административном правонарушении изъятые вещи и документы хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, обязан принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела. Вещественные доказательства должны находиться в упаковке, обеспечивающей их сохранность, в опечатанном виде. В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются прямо на месте изъятия. Если те или иные предметы в силу их громоздкости или иных причин не могут храниться совместно с делом, они должны быть сфотографированы, по возможности опечатаны и храниться в месте, указанном лицом или органом, в производстве которого дело находится (о чем в деле должна иметься соответствующая справка). Изъятые огнестрельное оружие и патроны к нему, иное оружие, а также боевые припасы хранятся в порядке, определяемом Министерством внутренних дел РФ.

В случае передачи протокола  об административном правонарушении и  других материалов дела на рассмотрение по подведомственности (если рассмотрение дела не относится к компетенции  судьи, органа, должностного лица, к  которым протокол об административном правонарушении и другие материалы  дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица) изъятые вещи и документы  препровождаются вместе с делом.

 Изъятые вещи, подвергающиеся  быстрой порче, после их изъятия  сдаются для реализации, а при  невозможности реализации уничтожаются. Порядок передачи таких вещей  для реализации или в случае  необходимости для уничтожения  установлен Правительством РФ1. Изъятые наркотические средства и психотропные вещества, этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, не отвечающие обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, также подлежат направлению на переработку или уничтожению в порядке, установленном Правительством РФ . Подобная практика реализации и уничтожения наркотических средств, спиртосодержащей и быстропортящейся продукции, обусловленная необходимостью обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия и здоровья населения, разумна и принята во многих странах.

 Необходимо отметить, что образцы подлежащих уничтожению  наркотических средств и психотропных  веществ, этилового спирта, алкогольной  и спиртосодержащей продукции,  поскольку имеют значение доказательств  по делу об административном  правонарушении, хранятся до вступления  в законную силу постановления  по делу. К сожалению, законодатель  в ст. 27.10 КоАП РФ ничего не говорит о необходимости хранения образцов иных изъятых вещей, которые в силу их быстрой порчи тоже должны быть направлены на реализацию или уничтожение. Между тем образцы и таких вещей, учитывая их доказательственное значение, должны храниться до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (это, в частности, необходимо для обеспечения возможности назначения дополнительных и повторных экспертиз).

Законодатель не уточняет также, какие субъекты, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, имеют право принимать  решение о реализации или уничтожении  указанной выше продукции. Возможность  принятия такого решения судьей не вызывало бы никаких сомнений. Исходя из положений ч. 2 ст. 243 ГК РФ, согласно которой в случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке, принятие подобного решения допустимо не только судьей, но и другим органом или должностным лицом, в производстве которого находится дело. Однако возможность административной конфискации противоречит положениям ст. 35 Конституции РФ, в соответствии с которой «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения». Это противоречие в законодательстве нуждается в разрешении.

 При совершении административного правонарушения, влекущего лишение права на управление транспортным средством, у водителя, судоводителя, пилота изымается до вынесения постановления по делу об административном правонарушении водительское удостоверение, удостоверение трактористамашиниста (тракториста), удостоверение судоводителя, удостоверение пилота и выдается временное разрешение на управление транспортным средством соответствующего вида до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении. Такой порядок отличается от положения, существовавшего в действовавшем ранее КоАП РСФСР и предусматривавшего изъятие у водителя (судоводителя) водительского удостоверения при совершении им правонарушения, влекущего не только лишение права на управление транспортным средством, но и наложение штрафа.

В случае необходимости при  изъятии вещей и документов применяются  фото и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

 Об изъятии вещей  и документов составляется протокол  либо делается соответствующая  запись в протоколе о доставлении  или в протоколе об административном  задержании. Таким образом, законодатель  не требует составления непременно  самостоятельного, специального протокола  об изъятии вещей и документов. Может быть составлен и самостоятельный  протокол, но допускается также  фиксация необходимых сведений  путем внесения соответствующей  записи в протокол о доставлении  или в протокол об административном  задержании.

 К сожалению, законодатель  не говорит, имеет ли право  владелец изымаемых вещей и  документов требовать составления  самостоятельного специального  протокола, между тем в ряде  случаев это может иметь принципиальное  значение. Об изъятии водительского  удостоверения, удостоверения трактористамашиниста (тракториста), удостоверения судоводителя, удостоверения пилота делается запись в протоколе об административном правонарушении, копия которого вручается лицу, у которого удостоверение изъято.

 В протоколе должны  быть подробно описаны изъятые  вещи и документы, в частности,  зафиксированы признаки, позволяющие  вьщелить предмет из числа ему подобных и обусловливающие его доказательственное значение. В протоколе необходимо обязательно указывать сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей (например, о материале, форме, размере, цвете предмета, сорте и качестве изделия и т. д.), в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов.

Материалы, полученные при  изъятии вещей и документов с  применением фотосъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются  к соответствующему протоколу. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, понятыми. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая  запись.

 В соответствии со  ст. 3.5 КоАП РФ административный штраф может выражаться в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения. В этой связи такие предметы, если предусмотрено назначение подобного штрафа, подлежат оценке. Оцениваются также изъятые вещи, которые в связи с быстрой порчей направляются на реализацию или уничтожение. Кроме того, оценке подлежат изъятые из оборота этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, направляемые на переработку или уничтожение.

 Стоимость изъятых  вещей определяется на основании  государственных регулируемых цен  в случае, если таковые установлены;  в остальных случаях — на  основании их рыночной стоимости.  Под рыночной стоимостью объекта  оценки понимается наиболее вероятная  цена, по которой данный объект  оценки может быть отчужден  на открытом рынке в условиях  конкуренции. При этом предполагается, что стороны сделки действуют  разумно, располагая всей необходимой  информацией, а на величине  цены сделки не отражаются  какиелибо чрезвычайные обстоятельства. В случае необходимости стоимость изъятых вещей определяется на основании заключения эксперта.

Пересчет иностранной  валюты, изъятой в качестве предмета административного правонарушения, в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения административного  правонарушения курсу Центрального банка РФ.

 Когда товары, транспортные  средства и иные вещи изъять  невозможно или их сохранность  может быть обеспечена без  изъятия, они подвергаются аресту.

 Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими. Однако товары, транспортные средства и вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест.

Информация о работе Личный таможенный досмотр