Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:16, реферат
Под СЭЗ следует понимать часть территории страны, где государство устанавливает особый режим управления, наиболее благоприятный для деятельности иностранных и отечественных предпринимателей, для привлечения внешних и внутренних инвестиций.
Этот режим обычно предусматривает особые льготы для осуществления торговых операций (вплоть до отмены экспортно-импортных пошлин), налоговые льготы (вплоть до отмены налогообложения), финансовые льготы на предоставление коммунальных и иных услуг и административные льготы, облегчающие процедуры въезда и выезда, регистрации предприятий и т. д.
Под СЭЗ следует понимать часть территории страны, где государство устанавливает особый режим управления, наиболее благоприятный для деятельности иностранных и отечественных предпринимателей, для привлечения внешних и внутренних инвестиций.
Этот режим обычно предусматривает особые льготы для осуществления торговых операций (вплоть до отмены экспортно-импортных пошлин), налоговые льготы (вплоть до отмены налогообложения), финансовые льготы на предоставление коммунальных и иных услуг и административные льготы, облегчающие процедуры въезда и выезда, регистрации предприятий и т. д.
Одно
из непременных условий
Критерии
классификации свободных
1) характер деятельности и функциональное предназначение;
2) степень интегрированности в мировую и национальную экономику;
3) отраслевой признак;
4) характер собственности (они могут быть государственными, частными и смешанными).
Торговые СЭЗ
К
ней относятся свободные
Одной
из разновидностей зон свободной
торговли считают и магазины «Дьюти
фри» (Duty free — беспошлинно), пользующиеся
правом беспошлинной торговли и ставшие
необходимой принадлежностью
Промышленно-производственные СЭЗ
СЭЗ этой группы принято подразделять на экспортно- и импортно-ориентированные. Первые из них работают на внешний рынок. Вторые на внутренний.
Экспортно-
Научно-технологические (технико-внедренческие) СЭЗ
В
них концентрируются
Сервисные СЭЗ
Предоставляющие льготные условия тем фирмам и учреждениям, которые специализируются на оказании различного рода услуг, в основном финансовых, но также и других. Среди них различают офшорные зоны, финансовые центры, центры предоставления банковских, туристических и иных услуг.
Комплексные СЭЗ
Они не имеют узкой специализации, а охватывают разные стороны экспортно-импортной, производственной и инновационной деятельности, отчего их внутренняя структура наиболее сложна. Комплексные СЭЗ и по размерам значительно больше других. Они могут занимать территорию целого района, административной области, а в отдельных случаях и более крупного региона.
Международные СЭЗ
Такие
зоны создаются в приграничных районах
двух или нескольких стран с участием
как частных фирм, так и соответствующих
государств. Наиболее ярким примером
международной СЭЗ может
Последовательные поколения СЭЗ
к СЭЗ
первого поколения относят зоны
свободной торговли, к СЭЗ второго
поколения — экспортно-
В
России свободные экономические
зоны стали создавать в конце
80-х годов, и к середине 90-х официально
утвержденных СЭЗ было уже полтора
десятка. Среди них есть и более узко специализированные
зоны разных типов (с преобладанием зон
свободной торговли), и комплексные, более
крупные по территории. Однако далеко
не все СЭЗ России выдержали испытание
временем, да и государственная политика
по отношению к ним отличалась непоследовательностью.
Калининградская
область – уникальный регион, занимающий
особое место среди субъектов
Российской Федерации. Интеллектуальный
и производственный потенциал, богатство
природных ресурсов, геостратегическое
положение – все это является
надежной базой для эффективного
решения социально-
В
1991 году в Калининградской области
была создана свободная
1
апреля 2006 года вступил в силу
Федеральный закон от 10.01.2006 года
№16-ФЗ «Об Особой
Федеральный закон предусматривает введение специального статуса резидента Особой экономической зоны: резидентом Особой экономической зоны может стать юридическое лицо, осуществляющее инвестиционный проект и включенное в единый реестр резидентов Особой экономической зоны.
К инвестиционным проектам, реализуемым резидентами, предъявляются следующие требования:
Особая экономическая зона (ОЭЗ) включает всю территорию Калининградской области, кроме оборонных объектов и нефтедобыче на шельфе. Главная особенность, непосредственно установленная самим законом, - режим свободной таможенной зоны, то есть все товары ввозятся в область (и из российских регионов, и из-за рубежа) без взимания таможенных пошлин. И все произведенные в области товары вывозятся за её пределы беспошлинно.
Создание благоприятного инвестиционного климата является одной из задач и одновременно необходимым условием успешного функционирования Калининградской особой экономической зоны.
Для
Калининградской области из-за её
эксклавности иностранные инвестиции
будут иметь ещё большее
Хочу отметить, что по росту промышленного производства в январе-ноябре 2010 года Калининградская область заняла первое место среди регионов СЗФО, а среднероссийский показатель оказался превышен на 21%. При этом по итогам 2009 года регион находился лишь на 7 месте.
Высокий темп роста индекса промышленного производства в 2010 году был достигнут, прежде всего, за счет роста выпуска промышленной продукции обрабатывающих производств. Индекс обрабатывающих производств составил 144, 9% против 79, 1% за соответствующий период 2009 года, что оказалось самым высоким результатом по СЗФО (в 2009 году – 8 место).
Рост в обрабатывающих производствах отмечался практически по всем видам деятельности за исключением обработки древесины и производства изделий из дерева (-6, 5%).
При этом наибольший рост фиксировался в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования (в 3, 1 раза). Это связывают с возобновлением поставок на телевизионные предприятия области комплектующих изделий от ведущих мировых брендов, а также с вводом в эксплуатацию новых предприятий-резидентов ОЭЗ (ООО «Системы Нефть и Газ Балтия», ОАО «НТП «Цифровые телевизионные системы», ООО «Пранкор», ООО «ПроИнвест»).
Кроме
того, «в связи с развитием предприятий
ООО «Автотор Холдинг», ОАО «ПСЗ
«Янтарь», других калининградских предприятий
судостроения и судоремонта» в 2, 6 раза
возросли объемы производства транспортных
средств и оборудования.
Действующий
Закон об ОЭЗ в Калининградской
области, безусловно, играет большую
роль в экономическом развитии региона.
С помощью предоставляемых
Но
главное, на что должно быть направлено
действие закона об ОЗЭ это обеспечение
постепенного повышения среднего уровня
зарплат и пенсий, реальных доходов
населения Калининградской
Необходимо понимать, что Закон об ОЭЗ в том виде, в котором он существует, не должен быть панацеей и замороженным законодательным актом. Реалии жизни и происходящие глобальные процессы на территории России, стран Таможенного Союза, ЕС и мира в целом заставляют искать новые пути решения в вопросах управления и регулирования экономических и инвестиционных процессов в регионе, который является форпостом России на ее западной границе.
Недавнее подписание декларации о создании Единого Экономического Пространства с Казахстаном и Беларусью, считается огромной политической и экономической победой, а также демонстрацией международных успехов России, а также скорое вступление России во Всемирную торговую организацию на сегодня являются двумя главными международными событиями, которые требуют приступить к работе по пересмотру положений закона об ОЭЗ уже сейчас.
Депутат Государственной Думы ФС РФ от Калининградской области, Председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству Е.А. Федоров предложил создать в Калининграде экспертную группу специалистов, которые совместно с органами власти и всеми заинтересованными лицами продолжат работу по оценке существующей ситуации и подготовке нового Закона об Особой экономической зоне в Калининграде.
Только
после проведенного исследования и
глубокого анализа можно будет
сказать, что нужно сделать, чтобы
сделать из Калининградской области
регион высочайшей инвестиционной привлекательности
и деловой активности, чтобы новый
Закон отвечал современным