Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 23:03, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить экономическую сущность таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли и их эффективность.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Дать понятие таможенно- тарифного регулирования внешней торговли и определить назначение таможенно- тарифных мер регулирования;
2. Изучить классификацию таможенно- тарифных мер регулирования внешней торговли;
3. Изучить законодательную базу таможенно- тарифных мер регулирования внешней торговли;
ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешней торговли……………………………………………………………………………5
1.1. Понятие и назначение таможенно - тарифного регулирования внешней торговли………………………………………..………………………………….5
1.2. Классификация таможенно - тарифных мер регулирования внешней торговли…………………………………………………………………………...9
ГЛАВА 2. Экономические механизмы и эффективность таможенно- тарифных мер регулирования внешней торговли………………………………………………………………………….18
2.1. Законодательная база таможенно - тарифных мер регулирования внешней торговли……………………………………………………………….18
2.2. Экономические механизмы таможенно - тарифных мер регулирования внешней торговли……………………………………………………………….20
2.3. Эффективность использования таможенно - тарифных мер регулирования внешней торговли……………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….
Таможенный тариф РФ включает следующие элементы: код товара по ТН ВЭД РФ, наименование товара, дополнительные единицы измерения, ставку таможенной пошлины.
Импортный таможенный тариф в России применяется с 1992 г. и с января 2001 г. унифицирован до четырёх основных ставок – 5, 10, 15 и 20%. Экспортные таможенные тарифы введены в российскую внешнеторговую практику в 1991 г. и применялись до 1 июля 1996 г. С 1 января 1999 г. экспортные тарифы вновь введены Правительством РФ и применяются по настоящее время. Они касаются небольшого перечня экспортных товаров, включая сырьевую продукцию природного и растительного происхождения, цветные металлы и лом.
Ставки таможенных пошлин устанавливаются решением Правительства РФ, являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и других факторов (за исключением случаев, предусмотренных Законом РФ «О таможенном тарифе»).
Ставки таможенных пошлин применяются на день принятия таможенной декларации таможенным органом к таможенному оформлению (в исключительных случаях при их изменении – по дате пересечения таможенной границы РФ при наличии специального указания).
Ставки ввозных таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товаров:
- в отношении
товаров, происходящих из
- в отношении
товаров, происходящих из
- в отношении
товаров, происходящих из
- в отношении
товаров, происходящих из
- в отношении
товаров, происходящих и
В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, за исключением случаев, предусмотренных таможенным законодательством РФ.
Исчисление таможенной пошлины производится в валюте РФ.
Таможенная пошлина может уплачиваться по желанию плательщика как в рублях РФ, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются ЦБ РФ.
В соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. Тарифная льгота – разновидность налоговых льгот16.
Порядок предоставления льгот,
установленных настоящим
При осуществлении торгово-
1. установления тарифных квот на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся (добываются, выращиваются) в Российской Федерации;
2. освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров:
- происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза;
- происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, пересматриваемой Правительством Российской Федерации периодически, но не реже чем один раз в пять лет17.
Под тарифной квотой понимается установление пониженных по сравнению со ставками ввозных таможенных пошлин, применяемыми в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации, ставок ввозных таможенных пошлин на определённое количество товара, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации в течение определённого периода.
Под преференциями понимаются особые (предпочтительные) льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны. Такие льготы устанавливаются в отношении всех товаров или их отдельных видов18.
2.3. Эффективность использования таможенно- тарифных мер регулирования внешней торговли
В различные периоды истории нашего государства различными государственными деятелями перед таможней ставились различные, часто противоположные задачи: фискальные, протекционистские и др. При этом значимость таможенной политики для внешней торговли также изменялась. В некоторые периоды военные, внешнеполитические и другие интересы государства отодвигали таможенные методы на второй план, и таможня становилась подспорьем в решении внешнеполитических и военных проблем. В другие периоды, наоборот, внешнеэкономические задачи становились главными, таможня превращалась в основной инструмент их решения и таможенные методы либо стимулировали развитие общественного производства, либо способствовали увеличению доходов государства.
Факторами и условиями, определяющими различные цели таможенной политики, были внешние и внутренние политические, военные, экономические, социальные и другие условия жизни государства. До сих пор не выявлены такие законы, закономерности и тенденции изменения таможенной политики, которые позволяли бы надежно прогнозировать её роль и значение в будущем.
Все страны в той или иной форме используют инструменты таможенно- тарифной политики, с помощью которых они решают многие приоритетные социально-экономические проблемы, выходящие за рамки экспортно-импортной деятельности, в частности, реформирование и модернизация хозяйства, поддержание определённого уровня внутренних цен, стимулирование роста перспективных отраслей производства, пополнение доходной части бюджета и т.д.
За истекшее десятилетие Россия сделала важные шаги по созданию системы таможенно- тарифного регулирования, отвечающей международным нормам и правилам. Но сегодня перед нашей страной стоят сложные задачи по переходу на инновационную модель развития, диверсификации экономики и экспорта, укреплению национальной конкурентоспособности. Реализация этого экономического курса требует адекватных мер и в области государственного таможенно- тарифного регулирования, что повышает актуальность темы данного исследования.
Несмотря на либерализацию мировой торговли и упрощение таможенных процедур таможенно- тарифная политика продолжает оказывать большое влияние на динамику и структуру товарооборота, поскольку таможенные тарифы применяют почти все страны, импортные пошлины охватывают преобладающую часть товарной номенклатуры и являются наиболее транспарентным видом торговых ограничений.
Изменение ставок
таможенных пошлин позволяет регулировать
поступление в страну иностранных
товаров в зависимости от уровня
конкурентоспособности
Таможенно- тарифное регулирование эффективно выполняет свои функции только при качественной организации таможенного дела: достоверного статистического учёта и их строгого контроля, нацеленного на обеспечение уплаты причитающихся платежей, борьбу с контрабандой и ввозом некачественной и фальсифицированной продукции. Громоздкая и запутанная система таможенного администрирования создаёт простор для принятия субъективных решений и коррупции в таможенных органах, формирует благоприятную почву для злоупотреблений и обременяет потребителей дополнительными расходами19.
Таможенно- тарифное регулирование различных групп стран имеет специфику, что отражает объективно существующие различия в национальных интересах. В отличие от невысокого уровня таможенного обложения в развитых странах (по данным экспертов ВТО, в странах ЕС - 5,4%, США - 3,5%, Японии - 5,6%) большинство развивающихся государств применяет среднеарифметическую ставку пошлин в диапазоне 10-20%.
Высокий уровень
таможенного обложения
В настоящее время Правительством РФ принято решение о возможном вступлении России в ВТО в составе таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Завершается разработка ЕТТ и правовых документов в сфере нетарифного и технического регулирования. Утверждён базовый перечень ЕТТ более чем из 4 тыс. позиций. Сформирован проект ЕТТ, включающий более 11 тыс. десятизначных подсубпозиций.
Проведённые исследования показывают, что средняя адвалорная ставка ЕТТ таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана составляет 6,54%, что меньше чем средняя адвалорная ставка российского тарифа на 4,4%. Несмотря на незначительное уменьшение средней ставки тарифа, бюджетные последствия такого изменения тарифа весьма существенны. Расчёты показывают, что вклад ставок таможенного тарифа в платежи составляет всего 44% от платежей 2008 г. В финансовых поступлениях бюджет России может потерять до 9 млрд. долл. США (по сравнению с доходами от импортных таможенных пошлин, полученных в 2008 г.). Такая ситуация возникает в первую очередь из-за значительного снижения средней величины адвалорных ставок21.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование таможенно- тарифного регулирования показало, что, несмотря на возможность использования различных мер государственного воздействия на финансово-экономическую сферу страны, таможенно- тарифный механизм продолжает играть исключительно важную роль для современного российского государства.
В работе исследуется понятие таможенно- тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Предложено связывать институт таможенно- тарифного регулирования с применением не только таможенного тарифа (таможенных пошлин), но и процедур, примыкающих к его определению.
Таможенно- тарифное регулирование – это совокупность таможенных операций и таможенных процедур, осуществляемых таможенными органами в целях взимания таможенных пошлин в федеральный бюджет при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, регулирования ВЭД и торгового оборота.
Проведённый анализ позволил прийти к выводу, что экономическими инструментами таможенно- тарифного регулирования являются институты таможенной пошлины, определение таможенной стоимости, определение страны происхождения товара, тарифных льгот и преференций, установление и ведение кодов ТН ВЭД.
Исследована роль современного таможенного тарифа, пошлин и функций, которые они выполняют. Выявлено, что таможенные пошлины выполняют несколько функций: регулирующую, фискальную, балансировочную. Среди них можно выделить основные: регулирующую и фискальную. В формировании государственного бюджета видна активная фискальная составляющая таможенных платежей, которая достигает порядка 50%. Таким образом, таможенный тариф выполняет, прежде всего, бюджетообразующую функцию.
По мере экономического развития страны роль таможенных пошлин в качестве источника пополнения государственных доходов может снижаться.
Исследования функций таможенного тарифа показывает, что таможенный тариф должен быть гибким, одним отраслям предоставляя избирательную защиту, а другим открывая путь к международной конкуренции.
Основное место в системе мер таможенно- тарифного регулирования занимает таможенная пошлина. Анализ особенностей таможенной пошлины позволил дать следующее определение: «Таможенная пошлина – это платёж, взимаемый таможенными органами в федеральный бюджет при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу в целях регулирования внешнеторговой деятельности, пополнения государственного бюджета, защиты экономических интересов РФ».
Таможенная пошлина
не обладает налоговым характером,
так как не является обязательным
платежом, поскольку не уплачивается
физическими лицами при перемещении
товаров через таможенную границу
для собственных нужд, а также
при помещении товаров под
отдельные таможенные режимы; таможенная
пошлина опосредована процессом
перемещения товаров через
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ