Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 12:59, реферат
Цель: Рассмотреть историю становления и развития таможенной служба России в 17 в., и изучить реформы и политику таможенной службы.
Для достижения поставленной цели в реферате решаются следующие задачи:
рассмотреть таможенные реформы 17 в
изучить таможенно-тарифную политику второй половины XIX века.
Рассмотреть этапы периодизации таможенного дела России.
Таможенная
служба существует в России уже несколько
сотен лет.
Еще в Киевской Руси взимался мыт - сбор
за провоз товаров через внешние или внутренние
заставы, за пользование участком, отведенным
для торга, за покровительство, оказываемое
купцам и т.п.
В условиях следующего, удельного периода
(XII-XV вв.) российской государственности,
содержание таможенных мероприятий стало
более предсказуемым, сопряженным с экономическими
интересами крупных земельных собственников.
Появились новые виды таможенных платежей.
С начала XIII в. их взимание осуществлялось
уже не только с определенного количества,
но также в зависимости от ценности взвешиваемых
продуктов.
На развитие таможенного
дела сильное влияние оказали монголы-завоеватели.
Взимание пошлин переводилось на откуп
(откупная система была также заимствована
у монголов), передавалось князьями «откупным
таможенникам».
Очередной поворот в таможенном деле был
связан с преодолением удельных порядков
и созданием Московского государства
с его сложной и запутанной финансовой
системой, множеством различных податей
и сборов (денежных и натуральных), обширным
государственным хозяйством.
Стратегия развития таможенной службы
и методы ее реализации тесно связаны
с тем, насколько четко и последовательно
определена таможенная политика.
Цель: Рассмотреть историю становления и развития таможенной служба России в 17 в., и изучить реформы и политику таможенной службы.
Для достижения поставленной цели в реферате решаются следующие задачи:
Таможенная
реформа середины XVII
века.
В
XVII в. заметно усилилось
В
середине XVII в. таможенная политика России
претерпела серьезные изменения, обусловленные,
прежде всего, нараставшей самодержавно-
Говоря о внешней торговле России конца XVI-XVII вв. следует особо подчеркнуть значение г. Архангельска, где проводились ярмарки, имевшие характер всероссийских.
Согласно одной уникальной торговой книге, составленной в конце XVI - начале XVII вв., в Россию широко ввозились сукна английские, шведские, лимбургские; специи (анис, ревень, гвоздика, кардамон, перец, шафран, ладан, тмин, мускат); металлы (медь, железо, свинец); жемчуг, «пряденое золото»; «всякие каменья» (яхонт, бирюза, наждак, ящур, вареник, вениса); «соли и краски» (купорос, квасцы, мышьяк, камфора); бумага, нитки, бархат; вина («ренское», «конарское», «мушкатель», «романея» и др.), грецкие орехи, лимоны, чернослив и т.д. Основная часть импорта состояла из предметов роскоши.
Русский экспорт состоял из сала, кожи, мехов (эти товары составляли 61 % экспорта), из хлеба, льняного смолы, семени, икры, свиной щетины, мяса, воска, пеньки, рыбьего жира, дегтя,. Таким образом, в структуре экспорта преобладало сырье. Готовые изделия: гвозди сапожные, сошное железо, мыло, канаты и рукавицы составляли его незначительную часть. «Московская компания», к примеру, закупала в России пеньку, смолу, готовые снасти и крупные канаты, продавая все это затем английской казне для удовлетворения нужд флота.
Государство
во второй половине XVII века стремилось
к совершенствованию
В 1649 году в России были отменены все привилегии иностранцам в вопросах торговли. Им разрешалось торговать по особым государственным грамотам. Иностранные купцы платили гораздо большую таможенную пошлину, чем русские. Русский таможенный тариф отстаивал интересы государственности.
Таким образом, в середине XVII века в России назревали таможенные реформы2.
В 1653 году 25 октября Алексеем Михайловичем был подписан Именной Указ с боярским приговором «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах с показанием по сколько взято и с каких товаров».
Согласно указу пошлины с иноземцев были несколько повышены – теперь взималось по 2 алтына, то есть 12 денег, а за товары, отвезенные вглубь страны или обратно за рубеж, - еще 4 деньги с рубля.
Реформы продолжались. 22 апреля 1667 года был составлен, а 10 мая введён в действие Новоторговый устав. В нем были уточнены разделы торга с иностранцами. Пошлины с них были резко увеличены - в 4 раза, в 5 раз повышена проезжая пошлина, введены запретительные тарифы на вино, сахар и другие товары.
В
период царствования Алексея Михайловича
было сделано очень много для
развития таможенного дела в России
благодаря серии
На основе Торгового устава в апреле 1654 г. была составлена уставная грамота, запрещавшая взимать проезжие пошлины во владениях светских и духовных феодалов4.
В
1667г. начальником Посольского
Кроме общих положений, изложенных в уставе, в России практиковалась выдача иностранным купцам в каждом конкретном случае специальных жалованных грамот на торги. Привилегиями в торговле пользовались армянские, бухарские, греческие и индийские купцы.
По мере становления Русского государства и развития его экономики укреплялась таможенная охрана, основной задачей которой являлся сбор пошлины и пополнение государственной казны. В XVII веке таможни имелись во всех городах и местечках, а в больших городах их было по нескольку. Так, например, в Москве имелись Большая таможня, Померная изба, где взимались пошлины с хлебных товаров, Мытная изба, в которой платились пошлины с леса, дров, скота.
Кроме того, таможенные пошлины собирались также на сельских торжках и ярмарках. Для этого туда направлялись целовальники из таможен уездных городов.
Сразу же после заключения Андрусовского перемирия 1667 г., завершившего русско-польскую войну 1654-1667 гг., началась разработка нового таможенного законодательства.
Свои нововведения Нащокину удалось высказать в Новоторговом уставе5.
Таможенно-тарифная
политика второй половины XIX
века.
Таможенно-тарифная политика Российской империи в последней четверти XIX столетия является «относительно неплохо» изученным эпизодом в истории таможенного тарифа нашей страны. Ее анализу были посвящены
труды многих отечественных, а также зарубежных исследователей6. Тем не
менее, на наш взгляд, в этой области все еще остаются «белые пятна». К
примеру, имея на руках подробные описания всех тарифных преобразований
исследуемой эпохи, до сей поры нет четкой оценки их эффективности, а, следовательно, и ответа на вопрос о целесообразности использования исторического опыта при формировании современных таможенных тарифов.
Политика Российской империи последней четверти XIX в. в области
таможенно-тарифного регулирования относилась к компетенции министерства финансов, точнее специально образованного при нем тарифного комитета, привлекавшего к своей деятельности торговые, биржевые, промышленные и иные заинтересованные организации. Тем не менее, окончательное вынесение проекта нового тарифного мероприятия на рассмотрение Государственного совета производилось именно финансовым ведомством, что в значительной мере определяло характер всех тарифных изменений.
Российская империя конца XIX в., прошедшая через тяжелые реформы 1860-х гг., благодаря чему успешно вставшая на путь капиталистического развития со всеми характерными для него чертами, была заинтересована в развитии тяжелой промышленности. Для достижения прогресса на этом пути
теоретики-протекционисты и предполагали применение таможенного тарифа. Именно на данном моменте многие исследователи делают особый акцент, увязывая эффективность таможенного тарифа с его влиянием на
промышленное развитие страны. Между тем тариф, будучи инструментом
министерства финансов, использовался в тот момент значительно шире, нежели сугубо протекционная поддержка промышленности. Протекционизм был, скорее, ширмой для реализации других менее популярных целей —
установления активного сальдо торгового баланса, а также подготовки к валютной реформе. Высокими пошлинами правительство рассчитывало снизить объем импорта, а за счет увеличения экспорта расплатиться по огромному внешнему долгу и создать значительный резерв металлической
валюты
— необходимое условие
В 1891 г. был принят генеральный тариф, отвечавший, по мнению протекционистской части общества, интересам развития национальной промышленности, в действительности же лишь закрепивший все повышения
тарифа, проведенные в 1880-х годах, а по многим статьям заметно усиливший тарифный гнет. Просуществовал он не долго, так как уже в 1893 г. Российская империя отказалась от тарифной автономии, подписав торговый договор с Французской Республикой, а затем еще ряд аналогичных соглашений с иными государствами. Таким образом, действующий генеральный тариф стал своеобразной ширмой, а «рабочие» ставки пошлин были значительно ниже обозначенных согласно тарифу.
Воспользуемся двумя методами оценки эффективности тарифов. Первый метод, условно «прямой», основан на использовании таможенной статистики. Это будет как непосредственно динамика изменений таможенного дохода, так и данные торгового баланса. Под другим методом, условно «косвенным», будем подразумевать влияние, оказанное изменением таможенного тарифа на промышленный рост страны. Разумеется, абсолютно точно оценить ценность подобного влияния невозможно. Однако, на основе статистических данных можно установить взаимосвязь динамики развития отраслей промышленности с введением того или иного таможенного тарифа, и на основе этих данных сделать выводы об эффективности конкретного тарифа либо тарифной политики на протяжении определенного отрезка времени.
Основными направлениями внешнеторговой политики Российской
империи последней четверти XIX столетия были ориентация на сокращение
импорта, а также поддержание активного сальдо внешнеторгового баланса.