История таможенной политики и таможенного дела в России в XVIII веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

Причиной выбора данной темы является желание глубже исследовать историю развития таможенного дела и таможенной политики . Данная тема почти незаметно проходит в нашем курсе истории таможенного дела, о ней очень кратко написано в учебниках, в то время как это довольно большая часть истории Российской Империи, значительно повлиявшая на экономическое развитие всей страны. Цель данной работы определить особенности развития таможенного дела, понять существовали ли альтернативы данной политики, а также охарактеризовать уровень развития страны в данный период.

Содержание

Введение………………………………………………………………3

Глава 1. Таможенное дело в XVIII веке……………………………5
Глава 2. Таможенная политика в XVIII веке………………………8
Заключение……………………………………………………………22
Список литературы……………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Саратовский государственный социально-экономический  университет

Кафедра таможенного дела 
 
 
 
 

Курсовая  работа:

по дисциплине: История таможенной политики и таможенного  дела в России

на тему: История таможенной политики и таможенного дела в России в XVIII веке  
 
 
 
 

Выполнила:

студентка I курса 14 группы

факультета  экономики и менеджмента

Ильченко  Екатерина Николаевна 

Проверил:

кандидат  экономических наук

Круглов В. С 

Саратов

2007 

Оглавление:

Введение………………………………………………………………3

 

Глава 1. Таможенное дело в XVIII веке……………………………5 

Глава 2. Таможенная политика в XVIII веке………………………8 

Заключение……………………………………………………………22 

Список литературы……………………………………………………23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ведение

    Причиной  выбора данной темы является желание глубже исследовать                      историю развития таможенного дела и таможенной политики . Данная тема почти незаметно проходит в нашем курсе истории таможенного дела, о ней очень кратко написано в учебниках, в то время как это довольно большая часть истории Российской Империи, значительно повлиявшая на экономическое развитие всей страны. Цель данной работы определить особенности развития таможенного дела, понять существовали ли альтернативы данной политики, а также охарактеризовать уровень развития страны в данный период.

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических  интересов  государства принадлежит  именно таможенной  службе - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового  оборота  и  осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым  способствует  решению  экономических проблем.

     Вообще  XVIII век отличается большой уплотнённостью событий, быстрым переходом одного состояния в другое, своеобразием контекста в мировой политике. Этот период вобрал в себя беспрецедентную по темпам и размерам реконструкцию торговых отношений, широкомасштабное перераспределение.

     Особенно  бурное развитие таможенное дело в России получило в период царствования Петра I. Этому поспособствовало развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства, выход России к Балтийскому морю, многочисленные внешнеполитические акции правительства, открывшие путь русским товарам в Европу. Активизировалось развитие внешней торговли, в чем немалую роль сыграл таможенный тариф 1724г. Таможенная политика России тогда носила явную протекционистскую направленность. Высокими таможенными пошлинами (до 75 % с цены) облагались товары, производство которых в России было уже освоено или налаживалось (это железо, парусина, шелк, воск, сухие кожи и др.). На товары, не производимые в стране, пошлина была умеренная (от 4 до 10 %), вывозимые товары облагались пошлиной всего в 3 %, за исключением промышленного сырья и полуфабрикатов, необходимых для российских фабрик, вывоз которых был практически запрещен.

     Однако, недостаток проявлялся в том, что  доля России во внешней торговле не соответствовала ее потенциалу. Наличие  сырьевой номенклатуры ввоза свидетельствовало  об экономической отсталости России. Ее развитие тормозили крепостное право, недостаточное развитие  промышленности, низкий социальный уровень большинства населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Таможенное дело в XVIII веке

До 18 столетия Россия для многих государств Европы была как бы отдаленной колонией, из которой иностранцы вывозили многочисленные богатства. Внешняя торговля в России была развита слабо. XVIII век для Российского государства стал веком интенсивной торговли.  Развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства дало внутренней торговле новый толчок, а выход России к Балтийскому морю, многочисленные внешнеполитические акции правительства (мирные и торговые договоры с Турцией в 1700 году, с Данией в 1709 году, с Пруссией в 1717 году и другие) открыли путь русским товарам в Европу.   Значительная роль в развитии промышленности принадлежит Петру Великому. В начале своего царствования он приложил большие усилия к развитию кораблестроения, горного дела, а во время Северной войны стало поощряться развитие суконного, полотняного, оружейного производств.  Значительный шаг вперед при Петре сделала и торговля. Так, например, если в 1703 году в Россию прибыло с товаром 113 иностранных кораблей, то в конце царствования Петра – 453. Однако внешняя торговля сохраняла по преимуществу пассивный характер и вызывалась, главным образом, потребностями соседних народов. Русский купец не обладал ни достаточной предприимчивостью, ни достаточной интеллигентностью, чтобы завязать новые торговые отношения с иностранными государствами. Русские сельскохозяйственные продукты вывозили уже не иностранцы, внешнюю торговлю вело само правительство. Оно сосредоточивало в своих руках то тот, то другой наиболее важный в данный момент предмет торговли. Продажа этих так называемых казенных  товаров составляла монополию государства, которое сделалось самым крупным торговцем, хотя экспорт монополизированных товаров нередко отдавался на откуп купцам или компаниям за определенную плату. К казенным товарам принадлежали, например, пенька, льняное семя, сало, воск, деготь, патока, икра и некоторые другие товары.            Быстро росла внешняя торговля России к середине столетия. Если в 1749 году экспорт хлеба оценивался в 2 тысячи рублей, то в начале 90-х годов он увеличился почти до 3-х тысяч.       Однако внешнеторговая деятельность России во второй половине XVIII века все еще не была достаточно активной из-за отсутствия обеспеченных выходов на международные морские коммуникации, неразвитости судостроения и портового хозяйства. Тем не менее, с конца 50-х годов до конца 70-х годов XVIII века ввоз товаров возрос в два раза, а вывоз более чем в три раза. Начиная с этого времени, с каждым годом увеличивалась сумма ввозимых и вывозимых товаров, а, следовательно, и таможенного сбора. После заключения в 1774 году договора с Турцией и присоединения в 1782 году Крыма к России активизировалась черноморская торговля через портовые города Одессу, Очаков, Николаев, Херсон, Севастополь, Евпаторию, Керчь, Феодосию. Активизировалась торговля и в портах Азовского моря – Мариуполь и Таганрог.     Развитие внешней морской торговли приносило значительные доходы в казну и вызывало необходимость учредить новые таможни в Одессе, Севастополе, Херсоне, Николаеве и других портах.    Активную роль в развитии торговли в этот период играла Сибирь, обеспечивающая вывоз таких ценных экспортных товаров, как пушнина, и получавшая товары из Китая. Не ослаблялась торговля с сопредельными государствами на южной границе.       Развитие торговли требовало усовершенствования таможенного дела в стране. Таможенными сборами с 1718 года управляла учрежденная Петром Первым Коммерц-коллегия. Таможенное дело становилось централизованным и осуществлялось на основе единой таможенной политики. Таможенные доходы поступали в Приказ Большой казны. На местах таможни подчинялись воеводам без права вмешиваться в их финансовую деятельность. О количестве таможен в России в этот период нет точных данных. Если учитывать, что таможни создавались в каждом городе и местечке, то их насчитывалось наверняка около 500. Во главе таможен стояли директора из дворян. Из этого же сословия назначались вице-директора, комиссары таможен, оберцолнеры и другие должностные лица. В таможнях имелись инспектора, амбарные контролеры, стемпельмейстеры, досмотрщики. 30% должностей в таможнях приходилось на купеческое сословие, т.е. людей, достаточно подготовленных в коммерции. Значительная доля состава таможен укомплектовывалась за счет солдат и матросов, что диктовалось стремлением сэкономить расходы на содержание таможен, а также трудностью с укомплектованием таможен квалифицированными кадрами.             Штаты таможен и круг должностей утверждались Коммерц-коллегией. Сама коллегия была укомплектована за счет представителей русского дворянства, таможенных служащих, а также иностранных специалистов.  Во второй половине XVIII века внешнеторговый оборот России возрос примерно в 5 раз, достигнув в 90-х годах почти 110 млн. рублей. Таким образом, экономические реформы способствовали усилению товарооборота и росту внешнеторговых центров, причем не только на севере, но и на юге страны.             Однако доля России во внешней торговле не соответствовала ее потенциалу. Наличие сырьевой номенклатуры ввоза свидетельствовало об экономической отсталости России. Ее развитие тормозили крепостное право, отсутствие промышленности, низкий социальный уровень большинства населения. 
 
 
 

Глава 2. Таможенная политика в XVIII веке

Таможенная  политика  -  часть  внешнеторговой  деятельности  государства,

регламентирующая  объем, структуру и  условия  экспорта  и  импорта  товаров.

Одной  из  форм   проявления   таможенной   политики   является   таможенный протекционизм, усиливающийся в  период  кризисов.  В  этот  период  вводятся высокие таможенные пошлины на импортные  товары  и,  как  правило,  льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию.     Первые мероприятия Петра 1 в области таможенного дела не отличались принципиальной новизной и последовательностью. Продолжалось расширение системы государственных торговых монополий, начало которым было положено предшественниками императора. Было разрешено ввозить табак и некоторые другие ранее запрещенные к ввозу товары. Таможенные пошлины продолжали взиматься согласно статьям Новоторгового устава 1667 года. Произошло временное увеличение числа внутренних платежей: были введены привальные и отвальные пошлины с речных судов, сборы за пользование торговыми площадями, пристанями и ряд других. При этом таможенная политика в целом сохраняла прежнюю фискальную направленность.

Поощряя балтийскую торговлю, Петр 1 искусственно отвлекал товары от архангельского порта  к петербургскому. С этой целью, к  примеру, в 1713 г. через Архангельск  было запрещено вывозить юфть и пеньку. В 1714 г. было приказано половину всех российских товаров отправлять за границу через Петербург.

В 1712 г. по сухопутной границе России была восстановлена откупная система  при взимании таможенных платежей. В соответствующем указе прямо  говорилось, что она вводилась «для пополнения Его Великого Государя денежной казны в нынешнее Свойское время». Односторонняя фискальная направленность российской таможенной политики по мере становления отечественной крупной промышленности постепенно выравнивалась. В содержании новых таможенных правил все отчетливее проявлялись меркантильно-покровительственные тенденции. При этом не следует забывать, что побудительной причиной всех экономических нововведений Петра 1 выступала не отвлеченная меркантилистская идея о возможно большем привлечении в страну золота и серебра извне путем поощрения экспорта изделий обрабатывающей промышленности.

Для Петра  I экономические цели служили только фундаментом, на котором ему не терпелось воздвигнуть храм собственного политического могущества. Главным предметом его забот было создание постоянного войска и флота по западноевропейскому образцу. Вероятно поэтому и протекционистские меры до конца первой четверти XVIII в. применялись довольно редко и лишь в отношении тех иностранных товаров, которых в самой России производилось достаточно.  Только в 1723 г. Петр I пришел к убеждению, что главной причиной отставания мануфактурного производства в стране была конкуренция иностранных изделий. Именно в это время был принят ряд правительственных решений резко протекционистской направленности. В частности, распоряжением о взимании пошлин с привозных товаров вводился оригинальный прием для определения окладов ввозных пошлин: если в стоимостном отношении внутреннее производство какого-либо товара достигало 25% соответствующего импортируемого аналога, то пошлина составляла четвертую часть цены последнего; если трети - третью часть; если половины - 50%; если превышало привоз - 75%.               Таким образом, размер пошлинного обложения стал варьироваться в зависимости от степени развития внутреннего производства. Затем Коммерц - коллегией, ведавшей с 1718 г. таможенными сборами, был выработан проект общего таможенного тарифа. Основанием для определения пошлин по тарифу 1724 г. явился указанный «арифметический» масштаб для обложения товаров пошлинами. Новизна тарифа 1724 г. проявилась и в том, что перечень привозных и отпускных товаров был составлен в алфавитной последовательности. Около половины товаров были обложены ценовыми пошлинами. Остальные - с массы или меры.

Изменения произошли и в самой организации  таможенной службы. С конца XVII в. заведование  таможнями осуществлялось таможенными  бурмистрами. В 1720 г. их должностные  обязанности перешли к оберцольнерам, поставленным на фиксированное денежное довольствие. В отличие от тамож-бурмистров, выполнявших свои обязанности на началах гражданской служебной повинности, оберцольнеры уже являлись представителями чиновничества. При них состояли целовальники, которые вместе с ними отвечали своими личными средствами за поступления в казну таможенных доходов в наименьшем размере, чем в предыдущие годы.

Для успеха таможенных мероприятий правительство  стремилось укрепить государственные  границы. На западе их охрана возлагалась  на регулярные войска. К концу царствования Петра I здесь существовало 15 крепостей, в том числе 11 морских (Петербург, Крондштадт, Шлиссельбург и др.) и 4 сухопутных (Псков, Великие Луки, Смоленск и Брянск). Между крепостями в перед ними была создана цепь форпостов. Согласно указу 1723 г. на важных дорогах учреждались “крепкие” заставы; второстепенные дороги заваливались лесом или перекапывались рвами; у лиц, стремившихся миновать заставы стороной, изымались товары. Регламент 1724 г. и примечания к таможенному тарифу 1724 г. внесли существенные изменения в “таможенные обрядности”. Если раньше, всякое действие или бездействие купца, направленное к ущербу казенного интереса (например, заниженные цены товара при декларировании, указание неверной массы и т.п.) наказывалось конфискацией товара, то теперь вводилась целая система взысканий: за открытую контрабанду, а также сокрытие товара от таможенного контроля следовала его конфискация; за частичное сокрытие изъятию подлежали только необъявленные излишки; в случае занижения стоимости товар очищался пошлиной по максимальной ставке. Отменялась прежняя система правильности таможенной оценки товара, когда сам голова или его помощники должны были присутствовать при заключении

торговой  сделки и т.д.

После смерти Петра I таможенная политика, проводившаяся в период его царствования, была подвергнута острой критике. В правящих кругах пришли к тому заключению, что внутреннее производство не развилось в первой четверти XVIII в. настолько, чтобы в его интересах стеснять привоз иностранных товаров. Показательно в этом отношении заключение Комиссии о коммерции - высшего экономического органа страны ("к коему Коммерц-коллегия входила с рапортами") о состоянии игольного производства: “Игольная фабрика самая вредительная государству, понеже на оной фабрике ни единой доброй иглы не делают, от чего государство, паче крестьянство, терпят великую нужду: 1) в негодности тех игол; 2) что иностранные иглы продавались тем временем по 10 алтын тысяча, а иглы негодные здешние продаются по 20 алтын и выше”.

Одновременно  обнаружилась неспособность таможенной службы и таможенной инфраструктуры противостоять ввозу контрабандных товаров, приток которых провоцировался тарифом 1724 г. Более того, сам механизм взимания таможенных платежей, отличавшийся крайним несовершенством, не побуждал таможенных чиновников радеть о казенном интересе. В самом деле, оберцольнерам было предоставлено право и даже вменено в обязанность принимать на себя товар, цена которого при перемещении через границу сознательно занижалась, с уплатой купцу-нарушителю объявленной стоимости товара с прибавлением одной пятой части. Это вынуждало оберцольнеров не только вступать в коммерческие отношения с купцами-перекупщиками, но и закрывать глаза на явные злоупотребления со стороны торговых людей, которые с этого времени могли без опасений занижать стоимость товара на 20%. Ведь если рублевый товар оценивался купцом в 80 коп., то таможенный чиновник, пожелавший оставить товар за таможней, уплачивал купцу 96 коп. Последний только выигрывал от такой “сделки”, позволявшей развязаться с целой партией товара. Оберцольнер же оставался внакладе, поскольку ему было невозможно реализовать даже за 96 коп. то, что торговец- профессионал продавал на месте за 1 руб.        Денежное и иное содержание таможенников было крайне незначительным. Низшие чины вовсе не получали жалования и должны была кормиться из таможенных доходов. Неудивительно, что таможенные чиновники стяжали славу наиболее продажных. Их нравственный облик был настолько непривлекателен, что возникали предания, будто в прежнее время все споры в таможне разрешались быстро и справедливо.

В интересах  развития внешней торговли и для  пользы “лучшего распорядку в купечестве”  в 1729 г. был издан вексельный устав. Примерно к этому же времени относится  создание национальной таможенной статистики. Таможням было предписано составлять реестры привозным и отпускным товарам по всем статьям тарифа. С на чала 40-х гг. XVIII в. составлялись ведомости о внешней торговле по всей империи. Наконец, в 1731 г. был принят Морской пошлинный регламент или устав, определивший порядок захода иностранных судов в российские порты и подробно описавший процедуры таможенных формальностей. В частности, всякому корабельщику вменялось в обязанность сочинить на собственном языке и предоставить таможенную декларацию с указанием названия судна, своего имени, национальности и страны отправления, а также с подробным описанием ввозимых товаров. При этом иностранцам под угрозой “великого неотменного штрафа запрещалось, чтоб никого из таможенных служителей при отправлении их дела непристойными словами не поносили или весьма побоями не оскорбляли”.

Информация о работе История таможенной политики и таможенного дела в России в XVIII веке