Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:38, реферат
Предметом истории таможенного дела является изучение возникновения и развития таможенного дела в зарубежных странах, странах СНГ, Республики Казахстан с древнейших времен до наших дней. История таможенного дела показывает процесс зарождения таможенных пошлин, сборов, таможенных учреждений в различных странах мира. Также исследует опыт организации таможенного дела в различных странах мира.
1.
Предметом истории таможенного дела является изучение возникновения и развития таможенного дела в зарубежных странах, странах СНГ, Республики Казахстан с древнейших времен до наших дней. История таможенного дела показывает процесс зарождения таможенных пошлин, сборов, таможенных учреждений в различных странах мира. Также исследует опыт организации таможенного дела в различных странах мира.
Формирование истории
Методы исследования:
2. Таможенное дело — совокупность
методов и средств обеспечения соблюдения
мер таможенно-тарифного регулирования и
запретов и ограничений, установленных
в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном
регулировании внешнеторговой деятельности,
связанных с перемещением товаров и транспо
Понятие таможенное дело объединяет широкий круг вопросов как экономического, так и юридического характера, так или иначе затрагивающих внешнеэкономическую деятельность. Прежде всего они затрагивают обеспечение государством своей экономической безопасности путём регулирования внешнеторговых отношений. Оно осуществляется как посредством тарифных барьеров, так и различного рода нетарифных ограничений, предпринимаемое прежде всего с целью ограничения поставок какого-либо товара на внутренний рынок страны для защиты отечественных производителей его аналогов. В этой связи таможенная политика государства нередко выступает инструментом достижения внешнеполитических целей, путём замены более благоприятного таможенного режима для какой-либо страны на менее благоприятный, в случае ухудшения отношений
4. Изучение исторических источников показывает, что таможенное дело зародилось более двух тысяч лет назад, его начало можно отнести к III - II векам до нашей эры. Этой точки зрения придерживаются многие историки и экономисты.
Опираясь на научные исследования, напрашивается вывод о том, что история таможенного дела на Руси насчитывает более тысячи лет. Его возникновение связано с образованием и развитием Древнерусского государства во второй половине первого тысячелетия.
Таможенно - пошлинные отношения прошли в своей эволюции ряд ступеней. Их история напоминает о прошлом, хранит накопленный человеческий опыт и показывает движение к современному понятию таможенного дела [11, с. 257].
Этому способствовал целый ряд обстоятельств: строительство городов, развитие культуры, становление денежной системы, организация и расширение производства и другие. Но главным явился товарообмен, его объективная потребность для народов, имеющих различные климатические и природные условия и разные возможности производить те или иные товары. Мировая экономика продвигалась к цивилизованному товарообмену на основе внедрения тарифно-пошлинных отношений, формирования таможенной политики. Ускорителем этого процесса стало развитие промышленности и сельского хозяйства.
3. Таможенная деятельность в совокупности включает разработку государственной таможенной политики, формирование таможенно-тарифного механизма реализации государственной таможенной политики и практическую деятельность таможенной службы, нацеленную на реализацию утвержденного таможенно-тарифного механизма. Каждый элемент этой структуры достаточно самостоятелен и требует особого подхода к управлению им и обеспечению качества итоговых результатов.
Государственная таможенная
политика имеет целью определение
политических установок для
Таможенно-тарифный механизм регулирования внешней торговли создается с целью установления конкретных правил и условий импорта или экспорта тех или иных товаров и услуг. Его назначение - обеспечить реализацию государственной таможенной политики на основе использования комплекса тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли с учетом ограничений, вытекающих из внешнеэкономических обязательств государства: международных соглашений, норм, требований и правил Всемирной торговой организации, а также рекомендаций Всемирной таможенной организации.
Практическая реализация комплекса таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли определяет смысл и целесообразность предыдущих этапов таможенной деятельности. Если на уровне государственной таможенной политики обозначаются проблемы регулирования внешнеэкономической деятельности, идеология и принципы их решения, а на уровне формирования комплекса таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли конкретизируются задачи и методы решения проблем, то на уровне практической реализации разрабатываются инструменты и технологии реализации утвержденных мер регулирования внешнеэкономической деятельности.
Государственная таможенная политика является частью внешнеэкономической политики государства и представляет собой систему мер, правил и процедур, регулирующих движение через таможенную границу товаров, капиталов, услуг, интеллектуальных и трудовых ресурсов в интересах защиты и развития национальной экономики.
Можно также сказать, что государственная таможенная политика – это принципы внешней торговли государства товарами и услугами на определенный период времени, которые отражают отношение:
· к защите национальной безопасности;
· к обеспечению экономической независимости;
· к национальному производителю товаров и услуг;
· к иностранным инвестициям в национальное производство;
· к защите физического и морального здоровья населения как прямого и косвенного потребителя товаров и услуг;
· к защите окружающей природной среды;
· к формированию доходной части бюджета.
Для методологически грамотного формирования таможенной политики государства необходимо знать факторы, обусловливающие ее содержание
Все факторы, влияющие на государственное
регулирование
К политическим факторам относятся:
- образование центров
силы, практикующих во внешней
торговле использование
- образование и усиление
региональных союзов и
- агрессивная торговая
экспансия государств, обладающих
развитой и устойчивой
- отсутствие у России
6.
Таможенное дело стало неотъемлемой
частью экономической политики первого
раннефеодального государства восточных
славян - Киевской Руси. Во главе славянского
государства находился Киевский
князь, который правил на других славянских
землях через посредство их владельцев.
Рост торгово-ремесленных центров Киевской
Руси способствовал повышению авторитетности
людей, занимавшихся торговлей - купцов
и, естественно, сборщиков пошлин, которые
назывались по-разному: где - осьменниками,
где - таможенниками.
Рост городов на Руси в Х1-Х111 вв. способствовал
развитию внутренней торговли и таможенного
обложения, появлению новых сословий:
бояр, купцов, сборщиков пошлин.
Пошлины в этот период делились на четыре
группы: торговые, проезжие, за обслуживание
и штрафные.
Более разнообразны были торговые пошлины.
Мыт взыскивался не с воза, а с цены товара.
Явка - сбор с торговца за явку товара на
заставе. Амбарные - за наем амбара под
товар на гостином дворе. Гостиное - за
наем торгового места на гостином дворе.
Пола-вочное - за охрану товара дворниками
в амбаре ночью. Свальное -за снятие товара
с подводы при взвешивании на заставе.
Торговые пошлины разделялись на сборы за торговые действия и сборы за
право купли и продажи.
Мыт - проезжая пошлина за право провоза
товаров. Он взимался с количества лодок
или возов независимо от ценности товара.
Было два мыта: мыт сухой (сухопутный) и
мыт водяной (с лодок). Головщина и мыт
взимались с лиц, везущих товар. При возвращении
купца с его людьми после продажи товара
с них взималась разновидность годовщины
- задние калачи, по 0,5 деньги с человека.
Мостовщина и перевоз взимались при переезде через
мост или при пользовании перевозом, но
не мытниками, а мостовщиками и перевозчиками.
После нашествия на Русь татаро-монголов
появляется слово "тамга", что на тюркском языке
означало "клеймо" - знак, который
ставили на скот. Затем оно стало означать
родовую печать.
Выдача ханских ярлыков с печатью - тамгой,
подтверждающих привилегии феодалов и
духовенства, сопровождалась сбором, который
назывался тамгой, а вскоре тамгой стала
называться пошлина, взимавшаяся при торговле
на рынках и ярмарках.
От слова "тамга" был образован глагол
"тамжить", т.е. ставить печать и взыскивать
пошлину, тамгу. Место на ярмарке, рынке,
где тамжили товар, стало называться таможней,
а тот, кто тамжил - таможенником.
Собираемые таможенные сборы за право
купли и продажи назывались тамгой и осмничее. Осмничее древнее тамги.
Осменик - сборщик - был известен еще в
Киевской Руси.
В 1648 г. царь Алексей Михайлович повелел
подготовить новый документ о порядке
государственного устройства России.
С этой целью он приказал собрать все грамоты,
указы, статьи правящих до него царей и
создать новые законы, новый правовой
документ по управлению Россией.
После принятия Соборного уложения государство
осуществляет ряд мер, которые вошли в
историю как таможенные реформы. Это диктовалось
потребностью в развитии торговли, необходимостью
отмены привилегий иностранцам, совершенствования
таможенного обложения.
Первым шагом стала отмена в 1649 г. привилегий
иностранцам в вопросах торговли. Им разрешалось
торговать по особым государственным
грамотам.
Таможенную пошлину иностранные купцы
платили гораздо большую, чем русские.
Русский таможенный тариф отстаивал интересы
государственности. Однако он был настолько
сложным и запутанным, что объективно
требовал коренных изменений.
Первым шагом таможенной реформы явился
Именной Указ с боярским приговором "О
взымании таможенной пошлины с товаров
в Москве и в городах с показанием поскольку
взято и с каких товаров", подписанный
Алексеем Михайловичем 25 октября 1653 г.
В Указе говорилось: "Великий государь,
слушав выписки и челобитья и сказок гостей
и гостинной и суконной и черных сотен
и слобод и городовых всяких чинов людей,
указал, и Бояре приговорили: впредь свою
Государеву и таможенную пошлину иметь
с весчих и невесчих, со всяких товаров
и с хлеба на Москве и в городах с тутошних
жилищных и с приезжих со всяких чинов
людей, рублевую пошлину, с продавцов по
десяти денег с рубля, почему который товар
ценою на деньги в продаже будет".
22 апреля 1667 г. вводится в действие Новоторговый устав .
Его творцом являлся А.Л.Ордин-Нащокин.
В нем были уточнены разделы о торговле
иностранцев, резко увеличены торговые
пошлины (в 4 раза), в пять раз повышены
проезжие пошлины, введены запретительные
тарифы на вино, сахар и другие товары.
Новоторговый указ носил ярко выраженный
протекционистский характер.
В отличие от западных стран таможенное
дело в России развивалось самобытным
путем. Характерной особенностью таможенно-тарифной
политики являлись низкие, по сравнению
с Западом, тарифные ставки, т.е., по сути
дела, в стране проводилась фритре-дерская
политика. Это была одна из причин того,
что контрабанда в этот период не представляла
угрозы для государства
В 1723 г., чтобы препятствовать беспошлинному
провозу товаров, Петр I издал Указ, в котором
говорилось: "...По всей польской границе
по большим дорогам учредить крепкие заставы,
а между тех больших дорог малые дороги
и проезды лесом зарубить, а где лесу нет,
то рвами перекопать и накрепко наказать,
чтобы никто ни для чего по оным за рубеж
не ездил, и следу не прокладывали, а объезжали
бы на помянутые большие дороги, а для
того с помянутых застав от одной до другой
иметь разъезды и ежели на таких заповедных
проездах явится след, то тут дожидать,
и кто поедет, того взять и штрафовать
взятием всего того, с чем взят будет".
Содержание Указа ориентировало на главное
- борьбу с контрабандой, хотя практика
тех лет показывает, что вводимые форпостные
команды из числа военных формирований,
высылаемые на разъезды, не только препятствовали
проникновению контрабанды, но одновременно
выполняли задачу по охране границы и
задержанию беглых людей.
Дальнейшее развитие таможенное законодательство
получило в Таможенном уставе
1755 г.
В связи с тем, что по тарифу 1757 г. пошлины
значительно повысились, поток контрабандных
товаров увеличился.
Среди всех мероприятий наиболее действенным
было понижение таможенных пошлин, но
поток нелегально ввозимых товаров продолжался,
особенно в 60-80-х гг., хотя тарифы 1766 и 1782
г. были значительно понижены по сравнению
с предыдущими. Это объяснялось тем, что
многие товары в России не производились.
Поэтому на границе был создан новый орган
по защите экономических интересов государства.
В середине 50-х гг. XVIII в., когда была введена
откупная система в государстве, таможенная
служба, по сути дела, переживала кризис.
Откупщики занимались мздоимством, таможенный
аппарат не соответствовал сложившимся
в стране условиям, развитию торговли,
совершенствованию таможенного законодательства
по борьбе с контрабандой.
Не лучше положение складывалось и в таможенном
ведомстве. Потребовались радикальные
изменения и государственное вмешательство
в деятельность таможни.
В 1762 г. была учреждена Главная над таможенными
сборами канцелярия во главе с Э.Минихом.
Екатерина II поручила Ком-мерц-Коллегии
пересматривать тарифы каждые 5 лет. Были
проведены и другие мероприятия, направленные
на централизацию финансового хозяйства
государства, уничтожение монополий и
привилегий, принадлежащих некоторым
торговым компаниям. Правительство Екатерины
II проводило компромиссную таможенную
политику. Оно стремилось к тому, чтобы
примирить протекционистов и фритредеров.
И это ему удалось
7. 1. При таможенном оформлении товаров, перемещаемых через
таможенную границу одной из стран СНГ любой другой станы СНГ в рамках
государств-участников Содружества и в других случаях, установленных
национальным
оформление товара, учитываются следующие таможенные платежи в
зависимости от заявленного
таможенного режима:
таможенные
сборы;
таможенные
пошлины;
акцизы;
НДС;
другие налоги и сборы взимание которых предусмотрено национальным
законодательством.
2. Таможенные
платежи выплачиваются
либо иными лицами в соответствии с национальными законодательствами.
Любое заинтересованное
лицо вправе уплатить
если иное не предусмотрено
таможенным законодательством.
В случае неуплаты таможенных платежей в установленные сроки суммы
причитающихся платежей взыскиваются с ответственных лиц, ответственных
за их уплату.
Таможенное оформление товаров может производиться только при
условии фактического поступления подлежащих уплате сумм таможенных
платежей на счет таможенного органа или в случае обеспечения уплаты
таможенных платежей в соответствии с национальным законодательством.
3. Таможенные пошлины, налоги и таможенные сборы за таможенное
оформление уплачивается до или одновременно с принятием таможенной
декларации.
Если таможенная декларация не была подана в установленный
таможенным законодательством срок, то сроки уплаты таможенных платежей
исчисляются со дня истечения установленного срока подачи таможенной
декларации, если иное не установлено с национальным законодательством.
В исключительных случаях может быть предоставлена отсрочка или
рассрочка уплаты таможенных пошлин и налогов в порядке, определенных
национальным