Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:50, курсовая работа
Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики государства. И хотя действующий Таможенный кодекс РФ не дает определения таможенной политики, в общем виде ее можно представить как систему государственных, экономических и иных таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономике и решению фискальных задач1.
Введение
Глава 1. Понятие протекционизма, теории и их представители
Глава 2. Развитие протекционизма в сфере таможенного дела
2.1 Методы тарифного регулирования
2.2 Методы нетарифного регулирования
Глава 3. Современная политика протекционизма
3.1 Политика протекционизма в настоящее время
3.2 Проблемы вступления России во ВТО
Заключение
Список используемой литературы
Приложение Новоторговый устав
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Байкальский государственный университет экономики и права
Кафедра
Налогов и налогообложения
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине История таможенного дела и
таможенной политики
на тему: История протекционизма как направление
таможенной политики с древнейших времен и до наших дней
Выполнила:
студентка первого курса
Шакирова Ксения
Проверил:
Иркутск
– 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Понятие протекционизма, теории и их представители
Глава 2. Развитие протекционизма в сфере таможенного дела
2.1 Методы тарифного регулирования
2.2 Методы нетарифного регулирования
Глава 3. Современная политика протекционизма
3.1
Политика протекционизма в
3.2 Проблемы вступления России во ВТО
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Новоторговый устав
ВВЕДЕНИЕ
Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики государства. И хотя действующий Таможенный кодекс РФ не дает определения таможенной политики, в общем виде ее можно представить как систему государственных, экономических и иных таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономике и решению фискальных задач1.
Можно встретить множество определений этого понятия. Так, например, С.И. Чернышев и Т.В. Худойкина определяет таможенную политику как систему политико-правовых, экономических, организационных и иных широкомасштабных мероприятий, направленных на реализацию и защиту внутри- и внешнеэкономических интересов и задач в целях динамического осуществления политических и социально-экономических преобразований в условиях формирования в стране рыночных отношений. Законодательного определения этого понятия, как уже отмечено, нет, отсюда и неоднозначность в его трактовках.
Основной целью таможенной политики любого государства является обеспечение его экономических интересов. И Россия в этом плане не исключение. Поэтому целями таможенной политики России являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики, содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России и иные цели, определяемые Президентом РФ и Правительством РФ.
Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению ее направленности – это протекционизм и фритредерство.
В своей курсовой работе я рассмотрю такое направление таможенной политики, как протекционизм.
Таким образом, я определю актуальность, как теоретическую, так и практическую выбранной нами темы.
Предметом
исследования – становится внешняя
торговля РФ и ее особенности развития
в условиях протекционизма. Объект исследования
– механизмы и методики протекционизма
в системе организации внешнеторговой
деятельности. При этом нам необходимо
понять и осмыслить протекционистские
меры приемлемых для российской экономики
– это и стало целью данной работы. Для
выполнения поставленной цели мне необходимо
последовательно исследовать ряд задач:
исследовать сущность и генезис протекционизма
рассмотреть некоторые протекционистские
меры и их влияние на развитие хозяйства.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРОТЕКЦИОНИЗМА,
ТЕОРИИ И ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Поскольку законодательного определения протекционизма не существует, то каждый представитель трактует его по-разному.
По И.В. Тимошенко, протекционизм – это политика, направленная на защиту собственной промышленности и сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для протекционистской таможенной политики характерны высокие таможенные тарифы и ограничение импорта.
Таможенный протекционизм впервые стал применяться в XVI в. в Англии во время промышленного переворота. Для защиты создаваемых в стране промышленных предприятий от конкуренции иностранных товаров (прежде всего голландских и французских) были введены высокие ставки пошлин на товары, которые Англия начала производить у себя. Кроме того, были введены количественные ограничения на ввоз товаров в Англию. Согласно установленному порядку, иностранные товары разрешалось привозить на английских судах или на судах страны происхождения товаров, но при этом взимались дополнительные сборы. А колониальные товары везлись исключительно на британских судах, причем без заходов по пути в какие-либо порты, что строго контролировалось властями. Целью всех этих мероприятий было сокращение могущества Голландии в сфере внешней торговли и стимулирование развития собственного производства. Вскоре примеру Англии последовали другие государства – Испания, Швеция, Франция.
Английский
протекционизм имеет почти
Согласно общепринятому определению, протекционизм (франц. protectionnisme, от лат. ptotectio - защита, покровительство), экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров.
В.
И. Ленин подчёркивал связь
Политика протекционизма почти никогда не существовали в чистом виде (никогда не охватывали всю внешнюю торговлю). Обычно государства проводят ту или иную политику выборочно с учетом проблем, возникающих в стране. В противопоставление протекционизму возникло другое направление внешней политики государства - свободная торговля (фритредерство - free trade).
На протяжении почти трех столетий - с конца XV - XVIII в.в. ведущей экономической доктриной и основой хозяйственной политики буржуазных стран оставался меркантилизм. Считая, что общественное богатство заключается в деньгах (то есть драгоценных металлах), меркантилисты уделяли большое внимание внешней торговле, как важнейшему источнику их поступления для стран, не добывающих драгоценные металлы. Для превышения поступления золота из-за границы над ее оттоком из страны, допускалось использование жестких протекционистских мер по стимулированию экспорта и сдерживанию импорта путем введения высоких ввозных пошлин, государственной монополии на куплю-продажу отдельных товаров. «Выгода от внешней торговли связывалась с получением государством, проводящим политику защиты, преимуществ за счет других стран».
Глубокий анализ протекционизма и свободной торговли дали в своих трудах К. Маркс и Ф. Энгельс. Для периода перерастания капитализма в монополистическую стадию характерен «наступательный» протекционизм, который защищает от иностранной конкуренции не слабые отрасли промышленности, а наиболее развитые, высокомонополизированные. Его цель - завоевание внешних рынков. Получение монопольных прибылей внутри страны даёт возможность реализации товаров на внешних рынках по низким, демпинговым ценам4.
Протекционизм:
1)
экономическая политика
2) протекция (от лат. protectio — защита, покровительство), влиятельная поддержка кого-либо в устройстве его дел5.
По Н.П. Трошкиной, под протекционизмом понимается государственная политика, направленная на поощрение отечественной экономики, ее защиту от иностранной конкуренции, на расширение внешних рынков. Протекционизм - понятие доктринальное. Однако с недавних пор этот принцип стал упоминаться в законодательных актах. Так, в Федеральном законе от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ «О военно - техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» среди принципов государственной политики в области военно - технического сотрудничества назван «государственный протекционизм в области военно - технического сотрудничества» (п. 1 ст. 4)6.
Одно из наиболее удачных определений таможенного протекционизма дали А. Терехов и Ф. Филипов, рассматривающие его как категорию, «отражающую отношения, возникающие по поводу перераспределения прибавочной стоимости в процессе обособления национального рынка от мирового» 7. Через определение таможенного протекционизма ими дается определение и таможенной политике – «государственное регулирование производственного отношения таможенный протекционизм», определяющее изменение степени обособления национального рынка от мирового" 8. Таким образом, таможенный протекционизм представляет собой особую форму общественных отношений, возникающих вследствие обособления внутреннего рынка от условий конкуренции на внешнем. Юридической категорией, разделяющей внутреннее и внешнее экономическое пространство, выступает таможенная граница. Правовой режим таможенной границы положен в основание нормативной базы, регулирующей механизм осуществления таможенного протекционизма.
Таможенный протекционизм - одно из направлений экономической политики, обеспечивающее защиту экономической безопасности страны. В этом контексте таможенный протекционизм выступает как одна из задач таможенно - тарифного регулирования. В преамбуле Таможенного кодекса отмечается: «Настоящий Кодекс определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством...».
Такой подход позволяет говорить о многоцелевом характере современного протекционизма. С одной стороны, таможенный протекционизм защищает национальную экономику от умышленных (экономические диверсии) и неумышленных (циклические экономические кризисы и др.) негативных воздействий на нее. Защитная функция таможенного протекционизма существует независимо от того, как конкретно развиваются торгово - экономические отношения с отдельными странами. При благоприятных условиях развития мировой экономики, внешнеэкономического сотрудничества эта функция продолжает сохраняться. Она становится своего рода «спящей» функцией, готовой в любой момент «проснуться» и обеспечить незыблемость экономического суверенитета государства и гарантировать его экономическую неуязвимость. С другой стороны, и это находит свое отражение в современном таможенном законодательстве, таможенный протекционизм как совокупность общественных отношений, возникающих в результате обособления внутреннего экономического пространства от условий конкуренции на внешних рынках, выполняет наступательную функцию, связанную с интеграцией в мировое хозяйство и активизацией международных экономических отношений. Активизация внешнеэкономической политики, безусловно, оказывает позитивное воздействие на решение внутриполитических задач. В связи с этим проявляется конструктивный характер таможенного протекционизма, обеспечивающего нормальное взаимодействие национальной экономики с внешним рынком в целях реализации основных направлений внутренней экономической политики.