Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:06, реферат
В течение многих столетий государства, формирующие сегодня Таможенный союз, развивались как единая страна с общим народнохозяйственным комплексом. Экономики бывших союзных республик дополняли друг друга, а тысячи кооперационных связей образовывали целостные воспроизводственные контуры с полным производственным циклом — от сырья до готовой продукции и от фундаментальной науки до технологий массового производства.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ
ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
В течение многих столетий государства,
формирующие сегодня Таможенный союз,
развивались как единая страна с общим
народнохозяйственным комплексом. Экономики
бывших союзных республик дополняли друг
друга, а тысячи кооперационных связей
образовывали целостные воспроизводственные
контуры с полным производственным циклом
— от сырья до готовой продукции и от фундаментальной
науки до технологий массового производства.
При этом экономика СССР не была примитивной,
по структуре производимой продукции
она соответствовала уровню развитых
стран, в том числе по показателям доли
обрабатывающей промышленности, включая
машиностроение и производство готовой
продукции с высокой добавленной стоимостью.
Это, разумеется, не означает однородности
тогдашнего экономического пространства.
Но оно было единым — как с точки зрения
правовых норм и функционировавших организационно-хозяйственных
форм, так и всех других экономических
институтов: цен, стандартов, квалификационных
требований, процедур планирования и правил
принятия решений. Это единство поддерживалось
специализацией и кооперацией производства
— ни одна из союзных республик, включая
РСФСР, не была самодостаточной — производимая
продукция изготавливалась с использованием
сырья и комплектующих, поставляемых из
других республик.
За два десятилетия, прошедших
после распада СССР, экономики бывших
союзных республик изрядно деградировали.
Но степень деградации была пропорциональна
сложности имевшихся производств. Наибольшие
потери высокотехнологических производств
понесла Российская Федерация, фактически
сравнявшись по доле сырья, металлов и
энергоносителей в экспорте с Казахстаном.
Поэтому если аргумент об однородности
и одноуровневости экономик интегрируемых
государств имеет какой-то экономический
смысл, то следует признать, что по сравнению
с советским периодом бывшие союзные республики
по этим критериям приблизились к друг
другу и, согласно этой логике, стали более
интегрируемыми.
Близость стран по уровню
развития не является препятствием к их
интеграции. Нарастающая в условиях глобализации
конкуренция принуждает развитые страны
к интеграции в целях минимизации издержек,
увеличения масштабов производства и
расширения научно-технологической базы.
Государства ЕврАзЭС, объединяющиеся
в Таможенный союз, связаны веками сложившимися
кооперационными узами. Их экономики дополняют
друг друга и фактически объединены множеством
единых воспроизводственных контуров.
Достаточно сказать, что в стоимости готовой
белорусской продукции около половины
приходится на комплектующие и материалы
из России. Распад СССР повлек за собой
разрушение выстроенных десятилетиями
кооперационных связей между предприятиями.
Являя собой части единой кооперационной
цепи, порознь они оказались неспособными
локализовать у себя весь производственный
цикл — от разработки до серийного выпуска
готовых изделий. Резкое свертывание взаимных
поставок материалов и комплектующих,
прекращение обмена квалифицированными
кадрами обескровило многие промышленные
предприятия и лишило их возможностей
сохранить накопленный потенциал, не говоря
уже о развитии. Выжить удалось в основном
примитивным видам деятельности, не обремененным
сложными кооперационными связями.
По различным оценкам из
двукратного, в среднем по постсоветскому
пространству, падения производства от
четверти до половины приходится на разрыв
кооперационных связей вследствие распада
единой страны. При этом наиболее болезненным
этот фактор был для машиностроения и
других высокотехнологических отраслей
экономики, в которых в общем научнопроизводственном
цикле изготовления продукции были задействованы
тысячи предприятий и организаций. Сегодня,
когда Россия и другие государства ЕврАзЭС
стремятся перейти на инновационный путь
развития, вырваться из зависимого положения
доноров сырьевых ресурсов, вернуться
в мир развитых стран с высокотехнологическими
производствами, восстановление единого
экономического пространства и устранение
пограничных барьеров на пути развития
кооперации и специализации производства
является объективной необходимостью.
Важность сохранения единого
экономического пространства всегда осознавалась
хозяйственниками и руководителями постсоветских
государств. Распад СССР сопровождался
попыткой одновременного создания экономического
союза, договор о формировании которого
остался нереализованным из-за набравших
силу центробежных тенденций радикального
национализма. Вместе с тем удалось избежать
введения импортных пошлин и подписать
соглашения о свободной торговле между
всеми государствами СНГ на двусторонней
основе. Дальнейшая интеграция была заблокирована
начавшимися процессами приватизации
собственности и перераспределением сырьевых
ресурсов на экспорт. Деградация и примитивизация
экономик бывших союзных республик не
способствовала углублению интеграции.
Разрыв кооперационных связей и гибель
целых отраслей высокотехнологической
промышленности снизил интеграционные
мотивы, а развернувшаяся между государствами
СНГ конкуренция на сырьевых рынках усилила
центробежные тенденции. В этом же направлении
действовали возникшие сырьевые и инфраструктурные
монополии, навязывавшие протекционистскую
политику в своих интересах.
Сегодняшняя активизация
интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС
является частью политики экономического
развития, ориентированной на выход из
сырьевой ловушки на путь инновационной
экономики. Эта политика предполагает
активизацию сохранившегося научно-производственного
потенциала, восстановление и развитие
имеющихся воспроизводственных контуров
изготовления высокотехнологической
продукции с высокой добавленной стоимостью
с широкой кооперацией и специализацией
производства. За два последних года в
этом направлении проделана колоссальная
работа, создана договорно-правовая база
Таможенного союза ЕврАзЭС. Впечатляющая
скорость формирования Таможенного союза
в последние годы после длительного периода
пробуксовки интеграционных процессов
объясняется насущной необходимостью
повышения устойчивости и эффективности
экономики государств-членов в условиях
глобального кризиса.
Подписание Договора о создании
единой таможенной территории и формировании
Таможенного союза 6 октября 2007 г. и Плана
действий по
формированию Таможенного союза в рамках
Евразийского экономического сообщества
на 2007-2009 г.г. определили стратегию и последовательность
шагов по созданию Таможенного союза Республики
Беларусь, Республики Казахстан и Российской
Федерации.
Указанным Договором определено, что «таможенный
союз» — форма торгово-экономической
интеграции Сторон, предусматривающая
единую таможенную территорию, в пределах
которой во взаимной торговле товарами,
происходящими с единой таможенной территории,
а также происходящими из третьих стран
и выпущенными в свободное обращение на
этой таможенной территории, не применяются
таможенные пошлины и ограничения экономического
характера. При этом Стороны применяют
единый таможенный тариф и другие единые
меры регулирования торговли товарами
с третьими странами.
25 января 2008 г. главами правительств
были подписаны соглашения о едином таможенно-тарифном
регулировании; о вывозных таможенных
пошлинах в отношении третьих стран; о
единых правилах определения страны происхождения
товаров; о единых мерах нетарифного регулирования
в отношении третьих стран; о проведении
согласованной политики в области технического
регулирования, санитарных и фитосанитарных
мер; о применении специальных защитных,
антидемпинговых и компенсационных мер
по отношению к третьим странам; об определении
таможенной стоимости товаров, перемещаемых
через таможенную границу Таможенного
союза; о ведении таможенной статистики
внешней и взаимной торговли товарами
Таможенного союза; о принципах взимания
косвенных налогов при экспорте и/или
импорте товаров, выполнении работ, оказании
услуг в Таможенном союзе. 12 декабря 2008
г. главами правительств были подписаны
международные договоры, обеспечивающие
деятельность Комиссии и Секретариата
Комиссии Таможенного союза, а также принят
целый ряд соглашений в целях формирования
правовой базы Таможенного союза в части
применения тарифных квот, тарифных льгот,
единой системы тарифных преференций.
Главами правительств также приняты соглашения
о порядке декларирования товаров, о порядке
таможенного оформления и таможенного
контроля, а также о правилах определения
происхождения товаров из развивающихся
и наименее развитых стран.
9 июня 2009 г. На заседании Межгоссовета
ЕврАзЭС на уровне глав правительств приняты
Соглашения о порядке введения и применения
мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами,
на единой таможенной территории в отношении
третьих стран; о правилах лицензирования
в сфере внешней торговли товарами; решение
о вступлении в силу Соглашения о ведении
таможенной статистики внешней и взаимной
торговли товарами Таможенного союза
от 25 января 2008 года; одобрены этапы и сроки
формирования единой таможенной территории
Таможенного союза Республики Беларусь,
Республики Казахстан и Российской Федерации.
27 ноября 2009 г. Межгоссовет
ЕврАзЭС на уровне глав государств принял
решение о введении в действие с 1 января
2010 года соглашений о едином таможенно-тарифном
и нетарифном регулировании и наделении
Комиссии Таможенного союза полномочиями
по их ведению.
19 декабря 2009 г. главы государств-членов
Таможенного союза утвердили План действий
по формированию Единого экономического
пространства Республики Беларусь, Республики
Казахстан и Российской Федерации.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
Одним из ключевых моментов в формировании таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества является принятие Договора о Таможенном кодексе таможенного союза, который подписан 27 ноября 2009 года в г. Минске на заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (высшем органе таможенного союза) на уровне глав государств.
Данным Договором принят Таможенный кодекс таможенного союза, являющийся его неотъемлемой частью.
Таможенный кодекс таможенного союза – одна из составляющих частей формируемой в настоящее время нормативной правовой базы, на основании которой функционирует таможенный союз Беларуси, России и Казахстана в рамках Евразийского экономического сообщества.
Таможенный кодекс таможенного союза (далее – ТК ТС) разработан с учетом стандартов Киотской конвенции по гармонизации и упрощению таможенных процедур. Членами этой Конвенции являются практически все ведущие государства мира, а также Европейское сообщество (в целом более 60 государств). Использование Киотской конвенции, как основы при его подготовке, нашло отражение в структуре ТК ТС, его терминологии и содержании таможенных операций и таможенных процедур.
ТК ТС состоит из 8 разделов, 50 глав, 372 статей, определяющих все основные сферы таможенного регулирования.
ТК ТС не содержит положений, регулирующих систему таможенных органов, права, обязанности и ответственность должностных лиц таможенных органов, а также условия прохождения службы в таможенных органах. Эти вопросы отнесены к национальному законодательству.
Также к компетенции национального законодательства государств-членов таможенного союза отнесены:
Общая часть ТК ТС состоит из трех разделов:
I. Основные положения.
II. Таможенные платежи.
III. Таможенный контроль.
Глава 1 содержит положения, определяющие суть таможенного регулирования в таможенном союзе, систему таможенного законодательства таможенного союза, понятия единой таможенной территории таможенного союза и таможенной границы таможенного союза. На этих основных положениях базируется система таможенного регулирования в таможенном союзе.
ТК ТС и иные акты таможенного законодательства таможенного союза действуют на единой таможенной территории таможенного союза, которая состоит из территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Пределы единой таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза.
Правоотношения, регулируемые таможенным законодательством таможенного союза, прежде всего, затрагивают порядок перемещения товаров через таможенную границу таможенного союза, а также перевозку товаров под таможенным контролем по единой таможенной территории таможенного союза, временное хранение, таможенное декларирование, выпуск товаров и их использование в соответствии с таможенными процедурами. Так же в этой главе дан понятийный аппарат, используемый в ТК ТС, определены основные задачи таможенных органов и вопросы обращения с информацией.
Среди основных терминологических и понятийных отличий можно отметить отсутствие в ТК ТС понятия «таможенное оформление», вместо него используются понятия «таможенные операции» и «выпуск товаров», а также замену двух понятий – «таможенный режим» и «таможенная процедура» одним – «таможенная процедура».
Кроме общих положений, определенных в главе 1, разделом I ТК ТС, регулируются вопросы информирования и консультирования, взаимоотношений таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, вопросы таможенной статистики, определения страны происхождения и таможенной стоимости товаров, классификации товаров в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза.
Отдельно следует остановиться на вопросах взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела.
В ТК ТС включены основные положения, касающиеся деятельности:
ТК ТС содержит основные положения о порядке создания и непосредственно условия присвоения соответствующего статуса перечисленным лицам.
Касаясь кратко таможенных платежей, следует отметить, что в рамках таможенного союза ставки таможенных пошлин, налогов будут применяться следующим образом:
- для целей исчисления ввозных таможенных пошлин – ставки, установленные Единым таможенным тарифом таможенного союза, утвержденным решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 17 ноября 2009 г. № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»;
- для целей исчисления вывозных таможенных пошлин – ставки, установленные законодательством государств-членов таможенного союза в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией таможенного союза в соответствии с Соглашением о вывозных таможенных пошлина в отношении третьих стран от 25 января 2008 г.;
- для целей исчисления налогов (НДС и акцизы, взимаемые таможенными органами) – ставки, установленные законодательством государства-члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.
Установление видов и ставок таможенных сборов отнесено к компетенции национального законодательства государств-членов таможенного союза.
Специальная часть ТК ТС состоит из пяти разделов:
IV. Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации.
V. Таможенные
операции, связанные с помещением
товаров под таможенную
VI. Таможенные процедуры.
VII. Особенности
перемещения через таможенную
границу и совершения
VII. Переходные положения.
По концепции ТК ТС все таможенные операции, под которыми понимаются действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза, можно разделить на две основные группы: предшествующие подаче таможенной декларации и непосредственно связанные с помещением товаров под таможенную процедуру.
К первой группе относятся таможенные операции, связанные с прибытием товаров на таможенную территорию таможенного союза, убытием товаров с такой территории и временным хранение иностранных товаров до их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза.
Порядок совершения таких таможенных операций, места их совершения и перечни представляемых документов, определены в главах 23 – 25 ТК ТС.
Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру включают в себя действия связанные с таможенным декларированием товаров (подача таможенной декларации, ее регистрация таможенными органами, представление документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения) и выпуском товаров (действия таможенных органов, разрешающие заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры).
Статьей 180 ТК ТС определены четыре вида таможенной декларации, применяемые при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары:
Формы и порядок заполнения таможенной декларации будут определены решениями Комиссии таможенного союза.
ТК ТС предусмотрено 17 таможенных процедур (статья 202), из них:
14 определены
непосредственно в кодексе;
2 (свободная таможенная зона, свободный склад) должны быть установлены международными договорами государств-членов таможенного союза;
1 (специальная таможенная процедура) при необходимости может быть установлена национальным законодательством государств-членов таможенного союза в отношении категорий товаров, определенных решением Комиссии таможенного союза (товаров перемещаемых дипломатическими представительствами, консульствами; воинскими формированиями, расположенными за пределами государств-участников таможенного союза и т.п.).
В Разделе VII ТК ТС определены особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров и лиц.
Информация о работе Исторические предпосылки создания таможенного союза