Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:37, доклад
Тенденции к расширению экономических связей между государствами и княжествами начинают вызревать в Европе в XII-XIII веках. В таможенной политике укрепляется стремление выработать общую пошлинную систему на внешних границах государства.
В английской Великой Хартии вольностей 1215 года содержится упо
Характер таможенных пошлин в эпоху меркантилизма в ХV-XVІІІ веках.
Тенденции к расширению экономических
связей между государствами и
княжествами начинают вызревать
в Европе в XII-XIII веках. В таможенной
политике укрепляется стремление выработать
общую пошлинную систему на внешних
границах государства.
В английской Великой Хартии вольностей
1215 года содержится упоминание об «уплате
дьявольски несправедливых пошлин» на
товары, ввозимые и вывозимые из Англии.
В 1275 году английский парламент предоставил
королю Эдуарду 1 право установить пошлины
на импортируемое вино и экспортируемую
английскую шерсть. Однако таможенная
централизация в европейских государствах
будет продолжаться ещё много веков; между
Англией и Шотландией таможни будут уничтожены
в 1707 году; а заставы между Англией и Шотландией
– в 1823 году. Во Франции таможенное единство
наступит в 1790 году, а Австрия сформирует
свою таможенную политику в 1775-1851 годах.
В Италии таможенные барьеры падут в 1859
году, а таможенное объединение Германии
будет продолжаться с 1842-1888 годы.
Несмотря на внутригосударственные сложности,
внешнеторговые связи купечества в XV-XVIII
вв. стали основой экономической политики
феодальных европейских государств, получившей
название меркантилизма.
В период раннего меркантилизма в XV-XVI
вв. в Испании, Португалии, Англии, Голландии,
Франции власти считают, что основой общественного
богатства являются деньги. Поэтому государства
активно вмешивались во внешнюю торговлю,
устанавливая правила, жестко стимулирующие
накопление денег в казне. «Ничтожные
размеры того количества золота и серебра,
которое находилось в обращении, привели
к запрету вывоза этих металлов». Отечественным
купцам запрещалось вести торговлю за
рубежом на иностранные судах, чтобы исключить
необходимость уплаты денег за пользование
этими судами; торговцы обязывались при
продаже своих товаров за границей часть
выручки привести домой в виде благородных
металлов или денег. Иностранные купцы
были обязаны платить таможенные пошлины
и сборы за пользование складочными местами,
гаванями, паромами деньгами, а в Англии
были приняты законы, обязывающие иностранцев
истратить вообще все привезенные с собой
деньги. Провоз товаров предусматривался
только через строго определенные пункты.
Таможенные чиновники Англии в XV веке
по указу Генриха 4 обязаны были смотреть,
чтобы деньги, монета не вывозилась иностранцами.
Таможенные пошлины раннего меркантилизма
носили только финансовый характер и взимались
как при ввозе, так и при вывозе товаров.
В XVI веке привозные пошлины Англии давали
42 тыс. фунтов стерлингов дохода, а вывозные
– 185 тыс. В Египте через территорию которого
в XIII-XV веках шли транзитные купеческие
караваны из Европы в Индию и обратно,
таможенные пошлины составляли около
15% стоимости товаров, а в конце XV века
возросла до 35 % и выше. Льготный тариф
был установлен только на железо и лес,
который купцы поставляли из Лизы. Позднее,
с открытием в Индию морского пути вокруг
Африки и с захватом португальцами морских
портов Ормуза, Адена, транзитной торговле
через Египет будет нанесен удар, который
отразится на экономике страны в целом,
но определенную роль в этом сыграют и
непомерно высокие египетские пошлины.
Во Франции в таможенном тарифе (1664 г.)
отмечалось, что фискальное значение таможенных
сборов не ослабевало. Таможенный тариф
содержал 700 статей по привозу товаров
и 900 статей по вывозу, что свидетельствовало
о большей детализации таможенного обложения.
В пору позднего меркантилизма,
приблизительно с XVII века считается, что
обогащение страны деньгами, может
быть более успешным за счет эксплуатации
колоний: использование колониального
сырья, его переработки в метрополии
в фабрикаты, вывоза готовых изделий,
превышения вывоза товаров над ввозом,
расширения торгового флота, поступления
выручки в казну от этих операций
в большем размере, чем ранее.
Активизации таможенной политики способствовали
географические открытия, вызвавшие покорение
новых земель и обязанность колоний торговать
только с метрополиями на эквивалентной
основе, что контролировалось таможенными
органами. Таможенные тарифы всё чаще
запрещают ввоз в европейские государства
и их колонии товаров других стран, ибо
это мешает развитию отечественной промышленности,
а также запрещают вывоз сырья из колоний
в страны, где сырьё могло быть использовано
для развития конкурирующих отраслей
промышленности.
Льготными были вывозные таможенные пошлины
для купцов, которые вывозили из своей
страны готовые изделия. Принимаются законы
о введении вывозных премий для поощрения
вывоза за границу товаров, о запрещении
эмиграции опытных рабочих. Иногда как
исключение, разрешается ввоз готовых
товаров из других стран, но при условии,
что это приведет к увеличению денег в
метрополии, например, путем перепродажи
этих однородных товаров с выгодой в третьих
странах.
Если в период раннего меркантилизма торговый
капитал занимался только торговлей: деньги
вкладывались купцами в товары, которые
вывозились за границу для продажи, а вырученные
деньги возвращались назад с прибылью,
то во времена позднего меркантилизма,
торговый капитал осваивает и правительство:
деньги вкладываются в товары, которые
вывозятся для продажи не только на деньги,
но и на сырьё других стран, а сырьё ввозится
домой для переработки в новые товары,
после чего от вывоза этих готовых изделий
извлекается более высокая прибыль, чем
от сбыта на деньги первичных товаров.
В Западной Европе возникают мощные торговые
капиталы: Ост-Индские в Англии, Голландии,
Дании, Испании, Швеции, Франции, Вест-Индские
в Англии и Франции, Московская компания
для торговли с Россией (создана в Англии),
упраздняются сковывавшие торговлю складочные
места, зачастую бывшие обязательными
пунктами совершения сделок, снимаются
ограничения в вывозе за границу торговыми
компаниями благородных металлов (в Англии
в 1653 году). Развитию мануфактурного производства
и зарождению, таким образом, общественных
отношений способствовало появлению на
европейских рынках
американского золота и серебра. Европейские
монархи считали выгодным для себя рост
мануфактур и предоставляли льготы их
владельцам. «Государство, которое с каждым
днем все больше нуждалось в деньгах, сохраняло
и теперь из фискальных соображений запрет
вывоза золота и серебра».
Торговле и производству способствовало
бурное развитие морского флота. Навигационный
акт Кромвеля в 1651 года поощрял английское
судостроение и мореходство, и содержал
в себе многие таможенные черты. Сношения
с колониями и каботажное плавание разрешалось
исключительно английским судам, т.е. судам
которые построены в Англии, капитан и
3/4 команды которых англичане. Если европейские
товары ввозились в Англию на английских
судах, они подлежали оплате пошлиной
в одинарном размере. Если же эти товары
ввозились на судах страны происхождения
товаров – то двойной пошлиной. С помощью
этих мер, Англия сломила морское могущество
Голландии, превратилось в рынок кораблей,
создала условия для развития своей промышленности
и сбыта своих товаров.
Информация о работе Характер таможенных пошлин в эпоху меркантилизма в ХV-XVІІІ веках