Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:58, реферат
Международное экономическое сотрудничество - объективный процесс развития многообразных экономических связей между государствами. Посредством внешнеэкономических связей осуществляется международное разделение труда, обмен его результатами между разными странами. С целью ускорения экономического развития страны необходимо увеличивать масштабы внешнеторгового обмена во всех формах.
В целом компетенция каждого из управлений носила комплексный характер. Полномочия одного управления тесно переплетались с полномочиями других. Так, Управление таможенного права в большей степени, чем другие управления, несло ответственность за подготовку проектов международных соглашений по таможенному делу. Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил при разработке международных соглашений по борьбе с контрабандой в силу своей компетентности в указанных вопросах во многом могло влиять на определение конкретных направлений сотрудничества в этой сфере.
Наряду
с функциональным определенное значение
в деятельности структурных подразделений
ГУГТК имел и территориальный
принцип. На его основе происходило,
например, распределение обязанностей
в организационно-
Статус
таможен определялся рядом
Таможни и таможенные посты по их дислокации делились на пограничные и внутренние. По специфике деятельности местные таможенные учреждения можно было подразделить на сухопутные, воздушные, морские (речные). Зоны деятельности таможен были неодинаковы по размерам, поэтому и число таможенных постов, входивших в ту или иную таможню, было различным. Например, Иркутская и Керченская таможни вообще не имели таможенных постов. В составе Чопской таможни, в зону деятельности которой входили три пограничных района Закарпатской области, действовали пять таможенных постов (Батеево, Звонковский, Лужайка, Тисса, Косинский).
Увеличение числа международных перевозок и рост объема международного пассажирского сообщения обусловили в 1987-1990 гг. значительный рост числа местных таможенных учреждений. Только с марта по август 1989 г. число таможен увеличилось с 87 до 95.
В это время ясно наметился переход от чисто территориального принципа построения местных таможенных учреждений к созданию сети таможен по федеративному принципу. Ряд крупных таможен, зоны деятельности которых почти полностью совпадали с территориями союзных республик, были переименованы в республиканские. Так, Тбилисская таможня была преобразована в Грузинскую республиканскую. В Таджикистане, Узбекистане, Казахстане, Азербайджане, Армении, Латвии, Литве, Эстонии также учреждались республиканские таможни. Интересно, что в республиканскую была преобразована Дальневосточная таможня, зона деятельности которой ограничивалась Приморским краем.
В ходе реформы внешнеэкономической деятельности многим предприятиям и организациям было предоставлено право самостоятельно проводить экспортно-импортные операции. Чтобы увеличить пропускную способность таможен и таможенных постов, а также освободить местные таможенные учреждения от существенного объема работ по оформлению грузов, предусматривалась возможность проведения досмотра и таможенного оформления грузов непосредственно в месте расположения участника внешнеэкономических связей. Для этого заинтересованное предприятие (организация) могли вызвать за свой счет сотрудника таможни, обратиться в таможенное управление с просьбой об организации досмотровой комиссии или о назначении постоянного таможенного уполномоченного.
Порядок создания досмотровых комиссий и назначения таможенных уполномоченных был утвержден приказом ГУГТК от 29 января 1988 г. (2). Досмотровые комиссии создавались на смешанной основе из представителей таможенных учреждений и администрации предприятий. Таможенные уполномоченные были постоянными представителями таможенных органов на тех предприятиях, которые осуществляли экспортно-импортные операции регулярно. В отличие от досмотровых комиссий таможенные уполномоченные были официальными представителями органов таможенного контроля на местах и вместе с таможнями и таможенными постами входили в единую систему ГУГТК. В целом, однако, практика организации досмотровых комиссий не получила распространения. Таможенный кодекс 1991 г. уже не предусматривал возможности их создания.
Логическое завершение данного этапа - принятие в 1991 г. нового Таможенного кодекса и Закона СССР «О таможенном тарифе».
Таможенный
кодекс СССР и Закон СССР о таможенном
тарифе, принятые в 1991 г., внесли существенные
изменения в организацию
Несмотря на известный радикализм законодательных актов нового Таможенного кодекса и Закона СССР «О таможенном тарифе», создать принципиально новую таможенную систему на практике так и не удалось.
Формирование национальных таможенных служб в России и других государствах - членах СНГ приходится уже на новый этап развития таможенной системы.
Заключение.
Заканчивая анализ развития таможенного законодательства в послереволюционной России и СССР, и анализируя возможность применения предшествующего опыта развития таможенной системы в СССР, следует отметить следующие позиции:
Первое. Несмотря на ограниченность историческими рамками (1917 - 1991 гг.), непоследовательность и противоречивость, предшествующий опыт создания и функционирования таможенной службы представляет теоретико-прикладной интерес для формирования и развития российской таможенной системы, которая, несомненно, будет развиваться и далее.
Второе. В процессе работы над Таможенным кодексом Российской Федерации были учтены и по возможности использованы предыдущий опыт при подготовке основополагающих таможенно-правовых актов, прежде всего актов о статусе таможенных органов разных уровней, особенно при определении их структуры и компетенции.
Третье. При разработке нового Тарифного кодекса были приняты во внимание опыт систематизации и кодификации таможенного законодательства, главным образом при создании оптимальной модели таможенной службы и схемы управления таможенным делом. В дальнейшем желательно использовать и правовое регулирование этих вопросов в Таможенных кодексах 1964 и 1991 гг. Не стоит отрекаться от этих законодательных актов, видя в них лишь негативный административно-силовой дух и изоляционистскую направленность. Многие правовые категории, нормы и институты кодексов, такие, как понятие и содержание таможенного дела, определение таможенного тарифа, классификация таможенных пошлин, система таможенных органов, специфика таможенного контроля и ряд других, полезно будет проанализировать при подготовке новых правовых актов о задачах, функциях и основных полномочиях Государственного таможенного комитета Российской Федерации, региональных таможенных управлений и таможен, а также таможенных постов, статус которых, как, впрочем, и всей подсистемы местных таможенных органов, требует совершенствования.
В процессе формирования российской таможенной службы и нового таможенного законодательства, находящегося на рассмотрении Государственной Думы, целесообразно учесть международный аспект организации и ведения таможенного дела. В частности, разумно применить к российским условиям правовой материал, содержащийся в Генеральном соглашении о тарифах и торговле (ГАТТ), в Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, почерпнуть все полезное и оригинальное, что содержится в правовом статусе Совета таможенного сотрудничества (СТО).
Использованная литература.
Михайлов Б. В. Таможенная система в первые годы советской власти. Уч. Записки МГИМО. - М.: 1958
Габричидзе Б. Н., Полежаев Д. М. Становление и развитие таможенной службы в Советском государстве (1917-1991 гг.) // Государство и право. 1992. № 10.
Дмитриев С. С. Возникновение и развитие советской таможенной системы. // Социалистический таможенный контроль. 1967. № 3-4. С. 11
Храбсков В. Г. Таможня и закон. - М., 1979.
Козырин А. Н. Таможенное право России. Общая часть. - М.: 1995.
Информация о работе Характер и направленность таможенной политики Советского государства