Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:17, реферат
Оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.
Подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договора.
Сейчас орган по сертификации и испытательная лаборатория - одно юридическое лицо. Рекомендация ЕС - разделить, их так результаты будут объективнее. Но для нас пока это утопия. Независимость испытательных лабораторий - это задача, которую надо решить, развивая декларирование, следует развивать рынок испытательных лабораторий как источник независимых исследований, по результатам которых предприниматель может судить о выполнении требований и на этой основе принимать или не принимать декларации о соответствии.
3.5. Политика глобального подхода
Если исходить из целей закона о техническом регулировании и концепции реформирования экономики России, наибольшее предпочтителен для дальнейшего развития отечественной законодательной базы технического регулирования является практика ЕС. Каков его опыт?
Европейский союз решил выработать в области оценки соответствия политику, которая сбалансирует необходимость обеспечения свободного обращения товаров на едином внутреннем рынке ЕС с требованиями гарантировать "высокий уровень охраны здоровья, обеспечения безопасности и защиты окружающей среды, а также защиты интересов потребителя". Эта политика получила название "глобальный подход".
Главная цель "глобального подхода" заключается в обеспечении прозрачности систем оценки соответствия. Одним из основных средств достижения этого является гарантия компетентности органов по оценке соответствия и уровня доверия к ним, которые можно объективно проверить. А это в свою очередь способствует взаимному признанию и принятию результатов (протоколов испытаний, сертификатов и т.д.) деятельности органов по оценке соответствия.
Разработчики политики "глобального подхода" определяют орган по оценке соответствия как "глобальный зонтик", который накрывает все связанные с этой деятельностью органы, т.е. органы по аккредитации, контроля, испытательные и поверочные лаборатории, а также органы по сертификации. Органы по оценке соответствия, назначенные согласно директивам ЕС на основе "глобального подхода", известны как "нотификационные органы". (Нотификация - официальное уведомление одним государством другого о своей позиции по какому-либо международному вопросу).
Основная проблема реализации "глобального подхода", имеющая общеполитический характер касается назначения нотификационных органов.
Хотя аккредитация органов по оценке соответствия впервые была введена на добровольной основе, в "глобальном подходе" подчеркивается ее значимость и необходимость ссылки на нее. В настоящее время имеется более 20 директив, разработанных на основе глобального подхода" и распространяющихся на широкий спектр промышленной продукции. Для того, чтобы усилить меры по укреплению доверия к аккредитации Европейская комиссия поддержала работу в духе Многостороннего соглашения (Multilateral Agreement ), разработанного специально организацией Европейского сотрудничества в области аккредитации ( European Cooperation for Accreditation ), ее назначение способствовать взаимному признанию результатов оценки соответствия протоколов испытания, сертификатов на продукцию и т.д.), выдаваемых аккредитованными органами по оценке соответствия.
Наряду с аккредитацией ключевая роль в "глобальном подходе" отводится стандартам. Так директивы, разработанные в рамках политики глобального подхода, утверждают, что нотификационные органы, отвечающие критериям соответствующих гармонизированных стандартов, соответствуют и требованиям директив.
Основные модули глобального подхода, применяемые для подтверждения соответствия приведены в табл. 5.
Таблица 5
Основные модули глобального подхода
Обозначение модуля | Процедуры модуля и его исполнители |
A | Изготовитель Приводит собственные доказательства соответствия . Принимает декларацию о соответствии Маркирует продукцию знаком СЕ
|
B | Уполномоченный орган Рассматривает техническую документацию Испытывает образец продукции Выдает сертификат типа |
C | Следует после выполнения модуля В Изготовитель Получив сертификат на тип продукции Принимает декларацию о соответствии Маркирует продукцию знаком ЕС |
D,E | Следует после выполнения модуля В Уполномоченный орган Оценивает систему качества Изготовитель Принимает декларации о соответствии Маркирует продукцию знаком ЕС Уполномоченный орган Осуществляет надзор за системой качества |
F | Следует после выполнения модуля В Уполномоченный орган Осуществляет контроль партий выпускаемой продукции Выдает сертификаты соответствия на проверенные партии Изготовитель Принимает декларацию о соответствии Маркирует продукцию знаком СЕ |
G | Уполномоченный орган Проводит испытания каждого изделия. Выдает сертификаты на проверенные изделия Изготовитель Принимает декларацию о соответствии Маркирует продукцию знаком ЕС |
H | Уполномоченный орган Оценивает систему качества на стадиях проектирования и производства Изготовитель Принимает декларации о соответствии Маркирует продукцию знаком ЕС Уполномоченный орган Осуществляет надзор за системой качества |
Hbis | Уполномоченный орган Оценивает систему качества на стадиях проектирования и производства Выдает сертификат на проект Изготовитель Принимает декларации о соответствии Маркирует продукцию знаком ЕС Уполномоченный орган Осуществляет надзор за системой качества |
Aa Aa Cbis Cbis | Изготовитель Принимает декларации о соответствии Маркирует продукцию знаком ЕС Уполномоченный орган Осуществляет надзор (инспекционный контроль) за продукцией с помощью периодических испытаний |
Рис.17 Знаки соответствия бытовых электроприборов требованиям безопасности
а) Франция, б) Австрия, в) Германия, г)Великобритания
3.6. Государственный контроль
Качество и безопасность товаров, обращающихся на российском рынке, во многом зависит от эффективности государственного контроля, действенности применения государственными инспекторами по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений и другими должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы и рассматривать дела об административных нарушениях, государственных мер воздействия за совершение правонарушений, предусмотренных законодательством РФ,
Законодательной базой ответственности изготовителей, продавцов, исполнителей за нарушение требований к качеству и безопасности товаров, работ, услуг является Кодекс РФ об административных нарушениях, уголовный и гражданский кодексы РФ, Закон РФ "О защите прав потребителей" и др.
За нарушения обязательных требований и правил оценки соответствия законодательством РФ предусмотрена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность физических и юридических лиц.
Основные положения по государственному контролю на настоящий момент определяются Постановление Госстандарта от 1.09.2003 г. № 99.
Государственный надзор и контроль осуществляется за соблюдением обязательных требований к продукции, установленных ФЗ, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами и нормативными документами.
Государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований осуществляется согласно перечням, утвержденным Правительством РФ от13.08.1997 г. №1013, Постановлением Правительства РФ от 7.07.1999 № 766, Постановление Правительства РФ от10.02.2004 г № 72, а также номенклатуре продукции, в отношении которой законодательными актами РФ предусмотрена их обязательная сертификация и номенклатуре продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии. В дальнейшем по мере разработки технических регламентов государственный надзор и контроль будет проверять соответствие продукции требованиям технических регламентов.
Государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований к продукции осуществляется на стадиях ее жизненного цикла, предусмотренных действующим законодательством РФ
При проведении государственного контроля и надзора проверяется:
- продукция,
- техническая документация на продукцию, в том числе документация на соответствие ее обязательным требованиям в области подтверждения соответствия;
- соблюдение юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями требований нормативных и правовых документов, устанавливающих правила проведения обязательного подтверждения соответствия в отношении проверяемой продукции, а также нормативных и правовых документов систем сертификации однородных групп продукции.
Государственный надзор и контроль осуществляется в соответствии с планами, утвержденными главным государственным инспектором РФ по надзору.
Государственный контроль и надзор проводится посредством выборочных проверок.
Плановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся не более, чем один раз в два года в отношении оного юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Внеплановые мероприятия по государственному надзору и контролю проводятся в случаях:
- проверки исполнения выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписаний по результатам государственного контроля и надзора;
- получении информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти об изменении или нарушении технологических процессов, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружаемей среды, имуществу граждан, юридических лиц;
- возникновению угрозы здоровью и жизни граждан, окружающей среды, повреждения имущества физических и юридических лиц;
- обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав.
Продолжительность мероприятий по государственному контролю надзор не должна превышать одного месяца, в исключительных случаях мероприятия могут продлены еще не более чем на месяц.
Федеральный закон "О техническом регулировании" создал основу для реформирования контрольно-надзорной деятельности в стране, установив ряд принципиально новых положений и норм в сфере организации проведения государственного контроля.
Новые нормы положения условно можно разделить на три основные группы.
Первая включает технические аспекты, определяющие сферу государственного контроля, как контроля за соблюдением требований ТР - нормативных правовых документов, законодательно устанавливающих обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования. Контроль наряду с аккредитацией, испытаниям, регистрацией, подтверждением соответствия признан одной из форм подтверждения соответствия.
Вторая группа касается организационных аспектов, устанавливающих недопустимость совмещения органами государственного контроля полномочий органов по сертификации, а также ограничения на выполнение иных видов платных работ и услуг (экспертиз, испытаний и др.).
Третья группа охватывает финансово-экономические аспекты, базирующиеся на принципах недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля .
Целью разработки проекта Концепции по вопросам государственного контроля является установление общих принципов и определение основных подходов по совершенствованию и развитию государственного контроля в РФ в рамках проведения административной реформы. Положения Концепции распространяются на объекты технического регулирования, находящиеся в сфере действия законов "О техническом регулировании", "О защите прав потребителей" и "О защите прав юридических лиц индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля.
При разработке Концепции в значительной мере учитывался зарубежный опыт организации и проведения контрольно-надзорной деятельности.
Основные положения проекта сводятся к следующему.
1. Предложена принципиально новая терминология.
Так, государственный надзор определен как документальная проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований к объектам надзора. Государственный надзор осуществляется исключительно органами исполнительной власти. Мероприятия по государственному надзору могут включать мероприятия по инструментальной проверке с привлечением компетентных организаций.
Контроль - это процедура оценивания соответствия путем наблюдения выводов, сопровождаемых соответствующими измерениями, испытаниями, калибровкой.
Объекты государственного надзора - объекты технического регулирования (продукция, в том числе здания, строения, сооружения, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации утилизации).
Обращение продукции - реализация, использование, хранение, транспортирование и утилизация продукции.
2. Государственный надзор должен осуществляться на соответствие объектов требованиям ТР.
На переходный период государственный надзор проводится за соответствием обязательным требованиям нормативных правовых документов.
3. Основные принципы организации и виды государственного контроля следующие:
o Профилактика нарушений;
o Повышение ответственности производителей;
o Презумпция невиновности проверяемых субъектов;
o Запрет на совмещение функций по государственному надзору с хозяйственной деятельностью;
o Адекватность мер воздействия степени тяжести нарушения;
o Прозрачность, компетентность и независимость надзорных органов;
o Проверка продукции исключительно на стадии обращения, иные объекты проверяются на стадии эксплуатации.
Установлены следующие виды государственного контроля за безопасностью:
o Продукции;
o В строительстве;
o В области связи;
o На промышленных объектах и в горно-добывающей промышленности;
o На транспорте;
o В энергетических системах;
o Радиоционной;
o Пожарной;
o Контроль за обеспечением единства измерений.
4. Органы государственного надзора должны иметь статус самостоятельных федеральных органов исполнительной власти.
5. Порядок проведения контрольно-надзорных мероприятий подлежит унификации через законодательство.
6. Меры, применяемые органами государственного надзора к нарушителям должны включать профилактически-