Борьба с контрафактом на таможне

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 16:57, реферат

Описание работы

Удельный вес товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (ОИС) в объеме экспортно-импортных операций, неуклонно возрастает. Таможенные органы могут первыми выявлять признаки перемещения импортируемой или экспортируемой контрафактной продукции и оперативно реагировать на противоправные действия.

Содержание

Введение 2

1 Проблемы борьбы с контрафактом 2

2 Меры по борьбе с контрафактом 2

3 Борьба с «контрафактом по почте» 2

Заключение 2

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 37.35 Кб (Скачать)

    В сфере таможенного законодательства рекомендуется:

  • внести в Таможенный кодекс Российской Федерации дополнения, предусматривающие предоставление таможенным органам дополнительных полномочий по приостановлению выпуска при таможенном контроле товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (в случае наличия соответствующего заявления правообладателя);
  • снизить размер обеспечения обязательства правообладателя о возмещении возможных убытков импортера при осуществлении процедур, связанных с защитой прав правообладателя;
  • утвердить на территории России в качестве нормативной документации Европейские стандарты, идентификационные критерии к ним и методики их определения.
 

    Федеральная таможенная служба призывает правообладателей на торговые марки, присутствующие на рынке в России, активнее расширять Реестр объектов интеллектуальной собственности и активнее регистрировать в нем торговые марки – для пресечения возможного оборота контрафакта. Сейчас реестр содержит чуть более 850 наименований. Для сравнения: во Франции, где используется подобный реестр, список охраняемых марок, в том числе таможней, превышает 5 тыс. позиций. Реестр объектов интеллектуальной собственности, составляемый ФТС с 2004 года, является одним из немногочисленных инструментов таможни для борьбы с контрафактом. По действующему Таможенному кодексу сотрудник таможни имеет право приостановить на десять суток выпуск товара в свободное обращение, если обнаружит признаки его контрафактности. Но эти действия возможны лишь в том случае, если правообладатель внес подробные данные о «настоящей» торговой марке в реестр ФТС. За отведенные десять дней правообладатель должен успеть взять пробы и образцы товаров, провести их экспертизу и с доказательствами о том, что остановленный товар является контрафактным, обратиться в уполномоченный орган с просьбой об изъятии товара. В исключительных случаях, когда владелец товарного знака не успел собрать необходимую информацию, таможня может продлить срок еще на десять дней.

    Сейчас  в таможенном Реестре объектов интеллектуальной собственности содержатся данные о  товарах, принадлежащих таким известным  компаниям, как Procter&Gamble, Unilever, Societe Jeac Hennesy&Co, Kraft Foods, Nestle, Gilette, российские «Рот Фронт», «Руст Инк». За последние пять лет по некоторым категориям товаров доля контрафактной продукции снизилась с 60% до 2-3%, в том числе благодаря реестру. Тем не менее, участники рынка не торопятся пополнять реестр ФТС своими марками. Регистрация в реестре требует раскрытия информации о том, по каким схемам осуществляются поставки товара с упоминанием всех компаний-участников. Раскрытие всей информации могут позволить себе только крупные компании, давно зарекомендовавшие себя на рынке.

    Также ФТС выступает за расширение своих полномочий в борьбе с контрафактом: около года назад таможенниками были подготовлены законодательные инициативы о том, чтобы разрешить приостановку выпуска товаров по принципу ex officio – без заявлений правообладателя о том, что его права нарушены. Принцип ex officio означал, что ФТС может задерживать подозрительный груз и возбуждать судебное дело по собственной инициативе, т.е. без участия правообладателя. Прежде такое было невозможно, и явно контрафактный товар пропускался на российский рынок, если уведомленный правообладатель не реагировал на сигнал таможни. Да и поиск правообладателя по некоторым товарным знакам превращался в отдельную проблему. Теперь пассивность правообладателя была компенсирована активностью таможни. Инициируя расширение полномочий, таможня руководствовалась не только идеей борьбы до победного конца, но и более приземленными мотивами. Дело в том, что борьба с контрафактом является одним из трех основных критериев оценки ее деятельности (наряду с выполнением задания по сбору таможенных платежей и сервисными показателями обслуживания).

    Правда, отношение к этому новшеству  у бизнеса неоднозначное. Ведь таможня  под видом ошибок могла теперь существенно влиять на бизнес той  или иной компании. Формально в  случае ошибочных остановок груза  таможня должна платить бизнесу  компенсацию, но все понимали условность расчета этой выплаты, а также  неизбежные хлопоты, связанные с  ее получением.

      Следующим шагом, по мнению  ФТС, могли бы стать поправки  в Арбитражный процессуальный  кодекс, позволяющие рассматривать  материалы о правонарушении непосредственно  по месту его совершения и  заведения дела, а не по месту  регистрации организации-нарушителя, как это делается сейчас.

    Но как чиновники, так и предприниматели неоднозначно относятся к новым инициативам ФТС, связанным с поправками в Арбитражный процессуальный кодекс. ФТС, например, беспокоит тот факт, что в случае ошибочного ареста партий импорта таможне придется выплачивать компенсации импортерам. Напротив, предприниматели опасаются, что в случае массовой регистрации торговых марок в реестре подозрения на ввоз в Россию контрафакта таможня будет чаще предъявлять и их же легальной продукции. Сейчас в случае отсутствия регистрации марки в реестре ФТС таможня даже при подозрении на контрафакт выпускает товар в свободное обращение.

    Явные изменения произошли в отношениях предпринимателей и таможни. Именно стараниями таможни объясняют значительное сокращение импорта контрафакта. Изменения не сводятся к активизации, росту ответственности и прочим приятным проявлениям «человеческого фактора» на таможне. Наиболее значимые изменения:

    • признание таможней серого (или параллельного) импорта за род правонарушений. Серый импорт – это не санкционированные правообладателями поставки оригинальной (т.е. неподдельной) продукции в ту или иную страну. То есть имело место расширение понятия контрафакта (помимо подделок в него стали включать серый импорт) в практическом, а не в юридическом смысле, изменение практики охраны «правомонополии».
    • таможня добилась увеличения сроков исковой давности с 1 до 3 лет, а также стала использовать в своей работе базу данных Роспатента, что несопоставимо шире собственного реестра объектов интеллектуальной собственности и фактически покрывает весь спектр товарных знаков.

    Таможня получила карт-бланш на борьбу с  контрафактом. Поскольку оборот контрафакта  неизбежно сопровождался неуплатой  налогов, незаконным предпринимательством, недобросовестной конкуренцией и пр., таможня «додавливала» нарушителей  силами разных ведомств, используя  различные формальные основания.

    Фактически, есть только два серьезных препятствия  для прохождения контрафакта  на рынок: таможня и розница. Таможня  подобна «узкому горлышку» в  силу ограниченности таможенных постов. Розница – огромное поле, но ее контролируют множество органов. И если таможня  не могла по какой-то причине остановить поток контрафакта, она, используя  контакты с другими проверяющими и контролирующими инстанциями, добивалась закрытия фирм-нарушителей  уже на поле розницы. То есть начал  складываться механизм взаимодействия различных госорганов в решении  проблем контрафакта при активном начале таможни. 

 

3 Борьба с «контрафактом по почте»

 
 

    Во  всем мире контрафакт уходит в интернет: музыка скачивается, товары продаются  через интернет. Впервые эту тенденцию  выявили американцы.

    Российская  таможня усилит контроль за товарными  посылками из-за рубежа, в том  числе купленными через Интернет, и на предмет контрафакта, и в  части полноты уплаты таможенных пошлин. Это будет проводиться в рамках действующего законодательства. Размеры таможенных платежей при интернет-покупках не увеличились, законодательство осталось то же самое, просто таможня будет более внимательно отслеживать почтовые отправления. По действующему законодательству, таможенная пошлина должна уплачиваться, если цена полученного по почте товара превышает 100 долларов. Кроме этого таможня будет отслеживать подделки известных брендов. Практика показывает, что если начать такие проверки, то люди начнут уходить из этого бизнеса и искать другие пути незаконного заработка.

    Проблемы с получением международных посылок с товарами, купленными через интернет и доставляемыми службами быстрой доставки DHL и TNT, связаны с реорганизацией российской таможни, которая переносит свои пункты ближе к границам. Так, в Москве было четыре пункта таможенного оформления, а остался один, в Московской области сейчас действуют три из прежних пяти, а к концу года тоже останется одна областная таможня.

    Проблемы  с оформлением на границе международных  посылок возникли еще в начале года. Как сообщило в четверг Центральное  таможенное управление (ЦТУ), с 22 марта  на Международном почтамте к уже  работающим таможенникам были прикомандированы еще 15 человек из Московской и подмосковных таможен. А с 29 марта таможенный пост «Международный почтамт Московской таможни» будет работать круглосуточно.

    Планируется также перенести обработку части  почтовых отправлений в Брянский сортировочный центр. Сейчас 80% всех международных посылок в Россию и транзитные посылки для стран  СНГ оформляется в Москве, что создает эффект «бутылочного горлышка».

    В международных почтовых отправлениях таможенники нередко находят  запрещенные и ограниченные к  ввозу в Россию опасные товары: курительные смеси, лекарственные  препараты, наркотические вещества, огнестрельное и холодное оружие.

    Наряду с интернет-технологиями, контрафакт попадает в РФ и традиционным способом – с использованием «челноков». Оптовые компании избегают таможенного контроля и уходят от уплаты пошлин, нанимая частных лиц, которые, по действующему законодательству, могут беспошлинно ввезти в страну 35 килограмм товаров на 65 тысяч рублей.

    «Челноки» проносят сумки с товарами через границу и затем везут их на склад.

    Этот  способ придумали в Северной Америке, где предприниматели таким «челночным» способом перевозили из США в Канаду сигареты, цена на которые из-за разницы в акцизах существенно отличалась в этих странах. 
 

 

Заключение

 
 

    Контрафактные товары стараются ввезти в нашу страну контрабандно, в обход таможни, что  наносит вред российскому потребителю  и значительный урон нашей экономике. Поэтому выявление подделок является делом государственной важности, особенно в условиях экономического кризиса, когда страна испытывает дефицит  бюджета. Да и некачественные изделия  уже порядком поднадоели нашему потребителю. Единственный их козырь – более  низкая цена – уже не является единственным критерием покупательского спроса. Ведь зачастую фильмы на контрафактных  дисках записаны из рук вон плохо. Основная причина распространенности контрафактных DVD с фильмами состоит  в том, что «пираты» умещают несколько  фильмов на один диск. При почти  одинаковой отпускной цене с лицензионными  носителями покупатель имеет возможность  приобрести пиратский диск сразу  с несколькими фильмами. 

Информация о работе Борьба с контрафактом на таможне