Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:12, курсовая работа
В Российской Федерации фискальное значение таможенно-тарифного регулирования остается достаточно высоким. Таможенные платежи составляют значительную долю доходной части федерального бюджета России. Именно поэтому так важно исключить все возможные случаи не до получения казной таможенных доходов. Такие ситуации могут произойти, например, из-за следующих обстоятельств:
из-за наступления неплатежеспособности налогоплательщика (декларанта);
из-за пропажи товаров, находящихся под таможенным контролем;
из-за несвоевременной уплаты таможенных налогов и сборов.
Введение………………………………………………………………………..2
Глава I. Банковская гарантия как гражданско-правовое обязательство….4
Глава II. Банковская гарантия как способ обеспечения уплаты таможенных платежей………………………………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………19
Список используемых источников………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Банковская гарантия как гражданско-правовое обязательство….4
Глава
II. Банковская
гарантия как способ обеспечения уплаты
таможенных платежей…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
используемых источников…………………………………………..20
Введение
В Российской Федерации фискальное значение таможенно-тарифного регулирования остается достаточно высоким. Таможенные платежи составляют значительную долю доходной части федерального бюджета России. Именно поэтому так важно исключить все возможные случаи не до получения казной таможенных доходов. Такие ситуации могут произойти, например, из-за следующих обстоятельств:
из-за наступления неплатежеспособности налогоплательщика (декларанта);
из-за пропажи товаров, находящихся под таможенным контролем;
из-за несвоевременной уплаты таможенных налогов и сборов.
Для решения
этих вопросов в таможенном законодательстве
предусматривается
Такой способ обеспечения обязательств как банковская гарантия с принятием Гражданского кодекса РФ 1994 года был предусмотрен впервые. В соответствии со ст.368 ГК РФ банковская гарантия предоставляется банком, кредитным учреждением или страховой организацией (гарант) по просьбе другого лица (принципала) и выражается в виде выдачи данному лицу письменного обязательства уплатить его кредитору (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по предоставлении бенефициаром письменного требования об ее уплате.
Объектом исследования в данной работе является банковская гарантия, как дополнительное обеспечение платежа или исполнения иных контрактных обязательств. Предметом исследования в данной работе являются общественные отношения, возникающие при предоставлении банковской гарантии.
Цель
данной работы – дать оценку банковской
гарантии, как одной из разновидностей
обеспечения уплаты таможенных платежей
.
Глава I. Банковская гарантия как гражданско-правовое
обязательство.
Говоря о банковской гарантии и удержании как о способах обеспечения исполнения обязательств, сначала необходимо определить, что же представляет собой гражданско-правовое обязательство, каковы его характерные особенности и отличительные черты, например, от вещно-правовых правоотношений. Гражданско-правовое обязательство представляет собой определенное правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие (передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. п.) либо воздержаться от него, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Но для характеристики обязательства недостаточно просто указать на обязанности должника и права требования кредитора. Ведь, например, основной обязанностью налогоплательщика является полная и своевременная уплата налогов, а государство вправе требовать от налогоплательщика неуклонного исполнения его обязанности и применить меры ответственности в виде штрафа за неисполнение такого обязательства. Такие правоотношения не являются гражданско-правовыми и не могут быть признаны обязательством. Дело в том, что административные, финансовые, налоговые отношения основаны, прежде всего, на властном подчинении одного субъекта другому, что не допустимо в гражданских правоотношениях, где главными признаками являются равенство сторон, автономия воли и имущественная самостоятельность участников.
Необходимо также провести отличие обязательства и от других гражданско-правовых отношений, например, от правоотношений собственности. Общим является то, что они аналогично обязательству основаны на равенстве сторон, автономии воли и имущественной самостоятельности субъектов. Отличие же заключается в том, что обязательство отражает динамику указанных гражданских прав и обязанностей. Второй отличительной особенностью является то, что обязательственные правоотношения носят относительный характер, то есть обязанности одной стороны совершить определенные действия всегда противостоит право другой стороны потребовать их выполнения. Право собственности – абсолютное право. Праву собственника противостоит обязанность всех, кто имеет с ним отношение воздержаться от действий, посягающих на право собственности либо нарушающих его. Лишь собственник может действовать в целях реализации своих полномочий по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом1. Право собственности фиксирует статику имущественных прав, определяя имущественный статус участников правоотношений.
Но нельзя не отметить, что такое деление на абсолютные и относительные, вещные и обязательственные правоотношения носит довольно условный характер. Действительно существует немало гражданских правоотношений, имеющих смешанный вещно-обязательственный характер. Например, обязательства по передаче имущества имеют в качестве объекта второго плана вещь. Скажем, предметом договора купли-продажи признается возмездная передача имущества в собственность покупателя2.
Кроме того, целый ряд обязательственных прав кредитора защищаются вещно-правовыми способами от любого и каждого, кто на них посягает. К примеру, права на виндикационный и негаторный иск предоставляются не только собственнику, но и всякому лицу, которое владеет имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором: арендатору, залогодержателю, доверительному управляющему3.
Тем
не менее, такое деление на вещные
и обязательственные
Итак, в соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации «в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности».
Известно, что еще в дореволюционной цивилистике обращалось внимание на неудачное применение к гражданско-правовым отношениям самого термина «обязательство». Так, Д. И. Мейер, указывал, «что лучше называть это юридическое отношение именно правом требования или употреблять выражение право на чужое действие, так как все юридические отношения сводятся к правам и все гражданское право составляет учение о правах и соответствующих правам обязательствах; если же употреблять выражение обязательство, то само право становиться как бы на второй план».
Обязательство имеет определенный субъектный состав (стороны обязательства): должник – лицо, обязанное передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, совершить иные действия, и кредитор – лицо, которое вправе потребовать от должника исполнить его обязанность4. Но реально на стороне как должника, так и кредитора могут находиться несколько лиц, также в гражданском обороте преобладают двусторонние обязательства, когда обе стороны в обязательстве выступают в качестве должника в одном обязательстве и в качестве кредитора в другом. По этому принципу построены почти все обязательства в сфере предпринимательства. Например, по договору аренды арендатор обязан уплатить арендную плату, но вместе с тем он вправе требовать от арендодателя арендуемого им имущества.
Как видно из приведенного выше примера одним из оснований возникновения обязательства является договор, но обязательства возникают и из других указанных в законе оснований. Они могут возникать вследствие причинения вреда (деликтные обязательства). Содержание такого обязательства составляют обязанности лица, причинившего вред личности или имуществу гражданина (юридического лица) возместить его в полном объеме и соответственно право потерпевшего лица потребовать возмещения причиненного вреда5. Сейчас особое значение приобретают положения об обязательствах, возникших вследствие неосновательного обогащения6. Должником в таком обязательстве является лицо, которое без установленных законом или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица (кредитора) и поэтому обязано возвратить последнему неосновательно полученное (сбереженное) имущество.
В ряде случаев источником возникновения обязательств является судебное решение: например, в ситуации, когда на рассмотрение суда сторонами переданы разногласия, возникшие при заключении договора.
Обязательства
могут возникнуть также из сделок,
из актов государственных
Действующий
Гражданский кодекс Российской Федерации
уделяет большое внимание защите
прав кредиторов в случае неисполнения
или ненадлежащего исполнения должником
своих обязательств. В целях предотвращения
или уменьшения размера негативных последствий,
причиненных должником, обязательство
может быть обеспечено одним из способов,
указанных в Гражданском кодексе.
Глава II. Банковская гарантия как способ обеспечения уплаты таможенных платежей
В
соответствии со ст. 342 Таможенного
кодекса РФ таможенные органы в качестве
обеспечения уплаты таможенных платежей
принимают банковские гарантии, выданные
банками, кредитными организациями
или страховыми организациями. Исходя
из сложившейся практики, можно сделать
вывод, что чаще всего договоры о
предоставлении банковской гарантии заключаются
заинтересованными лицами именно с
банками.
Однако
в отличие от общегражданских
отношений, касающихся выдачи банковской
гарантии и регулируемых, в основном,
Гражданским кодексом РФ и банковским
законодательством, предоставление банковской
гарантии в качестве обеспечения
уплаты таможенных платежей подчиняется
еще и таможенному Согласно
Гражданскому кодексу РФ банк, иная
кредитная организация или Стоит заметить, что исполнение обязанности уплаты таможенных платежей обеспечивается, в том числе и банковской гарантией, в следующих случаях:
В любом случае банковская гарантия для обеспечения уплаты таможенных платежей предоставляется только, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет более 20 тысяч рублей. Таким образом, если сумма подлежащих уплате таможенных платежей по сделке не превышает 20 тысяч рублей и у таможенного органа есть все основания полагать, что лицо полностью исполнит перед ним свои обязательства, то заключение банковской гарантии не является необходимым обстоятельством прохождения таможенных процедур. Сумма банковской гарантии является существенным условием заключения соглашения о ее выдаче. Как и в случае выдачи банковской гарантии, которая подчиняется только нормам общегражданского законодательства, сумму банковской гарантии, выдаваемой для обеспечения уплаты таможенных платежей, определяет бенефициар. Однако в законодательстве содержится своеобразное ограничение для бенефициара – согласно Таможенному кодексу РФ размер обеспечения уплаты таможенных платежей не может превышать размера этих самых таможенных платежей, под выполнение которых, собственно, и выдается данная банковская гарантия. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что размер банковской гарантии для обеспечения уплаты таможенных платежей не может быть меньше 20 тысяч рублей и выше общей суммы подлежащих уплате таможенных платежей. Как правило,
плательщик таможенных платежей (принципал)
принимает решение о заключении
соглашения о выдаче банковской гарантии
для обеспечения уплаты таможенных
платежей, уже имея информацию о
характере и количестве товара, подлежащего
прохождению таможенных процедур. Здесь
стоит сразу оговориться, что
выбор способа обеспечения Более
того, мониторинг движения денежных средств
на расчетном счете клиента С другой стороны, имея доступ к счетам принципала, банк всегда может приостановить по ним движения при наличии соответствующих условий в соглашении о выдаче банковской гарантии. Так вот,
предполагается, что, обращаясь, как
правило, в обслуживающий банк за
банковской гарантией, плательщик должен
иметь указание таможенного органа
на предполагаемый размер таможенных
платежей, подлежащих уплате по данной
таможенной процедуре. Однако, законодательством
не исключена и такая ситуация,
когда точная сумма таможенных платежей
не может быть установлена в силу
непредставления плательщиком в
таможенный орган точных сведений о
характере товаров, об их наименовании,
о количестве, стране происхождения
и таможенной стоимости. Казалось бы,
что отсутствие подобной информации
может сделать невозможной Но Таможенный
кодекс предоставил плательщику
в подобной ситуации возможность
избежать задержки с оформлением
всех таможенных процедур, разрешив таможенному
органу определять размер обеспечения
исходя из наибольшей величины ставок
таможенных пошлин, налогов, стоимости
товаров и (или) их количества, которые
могут быть определены на основании
имеющихся сведений. Следует заметить,
что подобные сведения имеются лишь
у таможенного органа. А потому
проверить правомерность В данном
контексте необходимо упомянуть
о возможности пересмотра таможенным
органом заявленного Как видно из названия, указанный приказ касается лишь подакцизных товаров, а именно: всех видов спиртосодержащей продукции, табачных изделий, лекарств, бензина и автомобилей. Таможенные органы в обеспечение уплаты таможенных платежей принимают от плательщиков лишь банковские гарантии, выданные банками, кредитными организациями или страховыми организациями, включенными в Реестр банков и иных кредитных организаций. Реестр был введен в действие приказом ГТК РФ от 30.08.2004 г. № 847. Но он не является статичным документом. ФТС РФ, ответственная за его ведение, вносит в него необходимые изменения, связанные, прежде всего, либо с включением в Реестр новых банков, либо с исключением из него прежних участников, либо с изменением некоторых параметров банков – участников. В Реестре ФТС банков и иных кредитных организаций содержатся, помимо стандартной для подобных документов информации, следующие сведения:
Два последних показателя Реестра исчисляются в евро. Указанный Реестр формируется исходя из объективных данных деятельности банков, и включение в него осуществляется без взимания платы. Включение банка в Реестр осуществляется на основании его заявления в ФТС РФ. Для принятия последней положительного решения по вопросу включения банка в Реестр необходимо наличие некоторых условий. Все они являются обязательными и лишь при наличии всех условий одновременно возможно включение в Реестр нового участника. Такими условиями являются:
В последнем условии, по всей видимости, имеется в виду соблюдение банком всех предусмотренных законом правил и процедур осуществления банковской деятельности не только на территории РФ, но и зарубежом (при наличии представительств). Для включения
в Реестр филиала банка, кроме
всех вышеперечисленных условий
в отношении головного банка,
необходимо внесение филиала в Книгу
государственной регистрации Вместе с заявлением о включении в Реестр банк представляет в ФТС следующие документы:
Филиал
банка также дополнительно
В ходе рассмотрения вопроса о включении банка в Реестр таможенный орган вправе запрашивать у третьих лиц всю необходимую ему для принятия решения информацию. В этом случае указанные лица обязаны представить запрашиваемую информацию в течение 10 дней со дня получения запроса. Срок рассмотрения заявления о включении в Реестр не может превышать 30 дней со дня его получения ФТС РФ. Причем отказ во включении в Реестр может быть вынесен ФТС только в случае несоблюдения претендентом условий включения в Реестр, указанных выше. Уведомление о включении в Реестр либо об отказе во включении с указанием причин направляется банку в течение 3 дней с момента принятия такого решения. Банк включается в Реестр с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о включении в Реестр. Срок действия уведомления составляет один год со дня включения в Реестр. При этом срок действия уведомления, выданного филиалу банка, включенного в реестр, ограничивается сроком действия уведомления, выданного банку. Если по истечении срока действия уведомления банк пожелает остаться включенным в Реестр ему необходимо подать заявление на повторное включение в Реестр не позднее чем за месяц до истечения срока действия уведомления. Банк может быть исключен из Реестра в следующих случаях:
Исключение банка по указанным условиям грозит банку тем, что в дальнейшем он может быть повторно включен в Реестр лишь через год при условии ликвидации причин исключения из Реестра. Таким образом, в случае пропуска банком месячного срока уведомления о повторном включении его в Реестр, возвращение его в Реестр возможно лишь по истечении года со дня окончания действия первоначального уведомления. Однако, исключение банка из Реестра не прекращает действия выданных им и принятых таможенными органами банковских гарантий. Включение в Реестр налагает на банк дополнительные обязанности. Так, после получения уведомления о включении в Реестр банк обязан информировать ФТС обо всех изменениях финансовых реквизитов, юридического и почтового адресов, учредительных документов, карточек с образцами подписей лиц, имеющих право подписи на банковских гарантиях, и оттиском печати, о ликвидации или реорганизации, об отзыве лицензий на осуществление банковских операций. Кроме того, банк обязан представлять в ФТС следующую информацию:
В свою
очередь, ФТС РФ осуществляет контроль
за соблюдением банками В заключении
хотелось бы заметить, что наличие
у банка уведомления о |
Заключение
В любой отрасли
общественных отношений действует
презумпция добровольного исполнения
обязанности, возложенной государственными
органами. Однако участники таможенных
тарифных правоотношений в случаях,
предусмотренных законом, обязаны
также предоставить таможенным органам
РФ обеспечение исполнения возложенной
на них обязанности - уплатить таможенные
платежи в установленные
Одной из важнейших мер в обеспечении законности в таможенной сфере, а также в реализации фискальной функции таможенного регулирования является институт обеспечения уплаты таможенных платежей.
Проведенный анализ показал, что институт обеспечения уплаты таможенных платежей также является одним из действенных механизмов упрощения порядка таможенного оформления и применения упрощенных процедур таможенного оформления.
Из положений
таможенного законодательства следует,
что обязанности по уплате таможенных
платежей возникает с момента
пересечения таможенной границы, момента
подачи таможенной декларации или совершения
действий, непосредственно направленных
на вывоз товаров с таможенной
территории РФ. Момент прекращения
обязанности по уплате таможенных платежей
определяется в соответствии с налоговым
законодательством РФ.
Список используемых
источников
1.Таможенный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004 г.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004 г.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья). - М: Юридическая литература.
5. Бадулин О. Обеспечение
уплаты таможенных платежей // «Право и
экономика» - июль 2009 г. - № 7 - С.21.