Анализ специфики таможенной политики РФ как предмета исследований политической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 06:53, курсовая работа

Описание работы

В ходе исследования предполагается достичь двуединую цель: во-первых, раскрыть специфику таможенной политики государства как предмета исследований политической науки, во-вторых, выявить особенности таможенной политики современной России.
Для реализации цели исследования представляется необходимым последовательно решить комплекс следующих задач:
– проанализировать основные подходы к определению понятия «государственная таможенная политика» и дать его авторскую трактовку;
– раскрыть сущностные черты государственной таможенной политики;
– рассмотреть особенности формирования и реализации государственной таможенной политики в системе внутри- и внешнеполитических мероприятий государства;
– выделить базовые направления и содержание государственной таможенной политики в условиях глобализации;
– исследовать основные модели таможенной политики современных зарубежных стран;
– проанализировать особенности генезиса и эволюции таможенной политики в России;
– определить характер влияния феномена глобализации на внутреннюю и внешнюю политику России;
– выявить основные приоритеты и специфику таможенной политики России в современных условиях.

Содержание

Введение
Глава 1. Основы таможенной политики в РФ
1.Таможенная политика: цели, методы ее осуществления, этапы формирования
1.2 Субъекты таможенной политики
1.3 Структура таможенной политики
Глава 2. Реализация таможенной политики в РФ
2.1 Внешнеторговый оборот
2.2 Анализ динамики экспортных показателей
2.3 Анализ динамики импортных показателей
Глава 3. Стратегия развития таможенной политики РФ
3.1 Основные направления таможенно-тарифной политики на 2010 год
3.2 Приоритеты таможенно-тарифного регулирования в период 2011-2012 годов
3.3 Меры по совершенствованию таможенного администрирования для реализации приоритетов таможенно-тарифной политики
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

1!курс.docx

— 174.26 Кб (Скачать)
  •  
    стимулирование развития нефтеперерабатывающих мощностей, глубины переработки нефти;
  •  
    развитие конкуренции на рынке нефтепродуктов;
  •  
    диверсификация направлений транспортировки и обеспечение развития инфраструктуры;
  •  
    обеспечение технологического развития отрасли и эффективности разработки месторождений.
  •  
    наполнение бюджета;

 
Приоритетной задачей периода 2011-2012 годов должно стать дальнейшее совершенствование  механизма комплексной поддержки  экспорта. На этом этапе станет актуальным создание национального агентства  по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. 
 
Применение инструментов таможенно-тарифной политики будет осуществляться с учетом следующих принципиальных моментов: 
 
– совершенствование условий функционирования режима свободной торговли в рамках СНГ, включая продолжение работы по заключению нового многостороннего соглашения о свободной торговле стран СНГ, в максимальной степени обеспечивающего интересы Российской Федерации; 
 
– создание таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России до присоединения Российской Федерации к ВТО влечет необходимость инициирования в 2011-2012 годах переговоров по присоединению таможенного союза к ВТО, в ходе которых должны быть достигнуты договоренности о распространении на таможенный союз в целом условий, ранее согласованных Российской Федерацией. 
3.3 Меры по совершенствованию таможенного администрирования для реализации приоритетов таможенно-тарифной политики 
Для эффективной реализации инструментов таможенно-тарифной политики, обеспечения транспарентности работы таможенных органов, как в кризисный период, так и в среднесрочной перспективе, в том числе в условиях формирования и, в дальнейшем, функционирования Таможенного союза, а также недопущения нарушений таможенного законодательства в целях минимизации размера таможенных платежей необходима реализация следующих мер таможенного администрирования. 
 
1. Улучшение качества таможенного администрирования за счет: 
 
– осуществления таможенного контроля на основе системы анализа и управления рисками (при разработке профилей рисков необходимо учитывать конъюнктуру мировых цен с целью актуализации ценовой информации во избежание необоснованного взимания повышенных таможенных пошлин и платежей); 
 
– внедрения обязательного предварительного информирования таможенных органов о ввозимых товарах; 
 
– осуществления полного или максимально возможного перехода на электронное декларирование и на электронный документооборот при таможенном оформлении. 
 
2. Упрощение технологии таможенного оформления для производителей, использующих иностранные сырье и материалы, а также для экспортеров готовой продукции с целью сокращения издержек на логистику и хранение товаров.  
 
3. Упрощение системы учета товаров, используемых для промышленной сборки и переработки, и операций с ними для таможенных целей на основе использования сведений, содержащихся в бухгалтерском или налоговом учете предприятий. 
 
4. Стимулирование применения экономических таможенных режимов: продление сроков переработки товаров свыше двух лет в производствах с длительным циклом, а также определение перечня товаров, в отношении которых допускается применение таможенного режима переработки для внутреннего потребления. 
 
5. Совершенствование процедуры определения и контроля таможенной стоимости (в том числе и на этапе после выпуска товаров), а также принципов установления размера сборов за таможенное оформление товаров исходя из реальных затрат. 
 
6. Разработка нормативной правовой базы в области таможенного дела в условиях функционирования таможенного союза, на основе норм международного права. 
 
Реализация намеченных приоритетов таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе будет содействовать решению тактических и стратегических задач социально-экономической политики государства в активной фазе кризиса и в посткризисный период, способствовать переходу российской экономики на инновационный путь развития и обеспечит благоприятные условия для укрепления конкурентных позиций российского бизнеса в глобальной экономике. 
Заключение 
Государственная таможенная политика представляет собой совокупность стратегических и тактических мероприятий административно-управленческого характера, систематически и целенаправленно осуществляемых специально уполномоченными органами и направленных на выявление, согласование и реализацию различных внутри- и внешнеполитических интересов общества и государства посредством таможенного дела. 
 
Сущностными характеристиками государственной таможенной политики являются: 
 
- внутренняя системность, т.е. наличие органично взаимосвязанных, находящихся в структурной соподчиненности и осуществляемых в соответствии с общими целями и задачами стратегических и тактических мероприятий административно-управленческого характера; 
 
- внешняя системность, т.е. связанность с другими направлениями деятельности государства, вписанность в контекст его текущего внутри- и внешнеполитического курса; 
 
- целенаправленность, т.е. ориентированность на достижение конкретных результатов в целом ряде сфер жизни общества и государства – экономической, социальной, политической и т.п.; 
 
- ориентированность на административно-управленческие механизмы, т.е. использование в ходе ее осуществления таких приемов управления, как принятие решений, организация, регулирование, контроль, надзор, учет и т.п.; 
 
- обусловленность интересами общества и государства. 
 
Факторами, определяющими сущностные черты государственной таможенной политики в современных условиях, выступают: 
 
- экономическая система государства (производство, распределение, налоги, занятость и т.д.);  
 
- социальная система (социально-демографические характеристики, социальная стратификация и т.п.);  
 
- политико-правовая система (политические институты, политическая культура населения, особенности политического режима и др.);  
 
- система международных отношений (положение основных игроков на международной арене, их ресурсы, характер внешнеторгового законодательства и т.д.); 
 
- технологическая система (наличие высокотехнологических и инновационных производств, характерных для информационногообщества и т.п.). 
 
В условиях глобализации формирование и реализация государственной таможенной политики предполагают, наряду с опорой на общемировые тенденции и закономерности, учет специфических внутри- и внешнеполитических условий конкретного национального сообщества. 
 
Государственная таможенная политика должна быть неразрывно связана с основными параметрами его политического, экономического, социального, научно-технического и т.д. развития, а также соответствовать внутренним и внешним реалиям, в которых это сообщество находится, т.е. органично вписываться в контекст ситуации различного уровня. Государственная таможенная политика призвана защищать национальные интересы, определяемые в том числе исходя из особенностей социально- экономической структуры страны. Она является инструментом сохранения и укрепления единого политического, экономического, правового и социокультурного пространства государства. 
 
Государственная таможенная политика как одно из направлений внутренней и внешней политики на современном этапе предполагает: 
 
- превращение таможенного администрирования в реально действующий инструмент государственного регулирования внешнеторгового оборота; 
 
- разработку и унификацию процедур таможенного оформления и контроляиностранных товаров;  
 
- максимальное приближение функций таможенного администрирования к потребностям субъектов внешнеэкономических отношений; расширение и укрепление системы таможенных органов, усиление их технической оснащенности и обеспечение высококвалифицированными кадрами, создание и развитие объектов таможенной инфраструктуры;  
 
- обеспечение защиты экономического суверенитета и безопасности государства. 
 
Контуры концептуальной модели государственной таможенной политики включают в себя такие основные направления, как:  
 
- создание механизма формирования и реализации таможенной политики; 
 
- обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории страны; взаимодействие с другими государствами в части наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на территории страны; 
 
- реализация торгово-политических задач по защите национального рынка; 
 
- содействие в проведении структурной перестройки и других задач экономической политики государства. 
 
В заключение можно сказать, что в современной России особенности формирования и реализации таможенной политики, являющейся составной частью политического курса страны, обусловлены, наряду с внутренними и внешними факторами, спецификой организации российского политического и экономического пространства, а также действующим федеральным законодательством в таможенной сфере. При формировании и реализации государственной таможенной политики необходимо ориентироваться на такую систему приоритетов, как:  
 
- открытое обсуждение основных направлений таможенной политики РФ;  
 
- учет законных интересов всех участников таможенной сферы деятельности; осуществление полноценной административной, правовой, организационной, материально-технической и т.п. поддержки государством мероприятий в таможенной сфере. 
 
Для обеспечения эффективной таможенной политики на современном этапе следует учитывать, что:  
 
- особенности таможенной политики требуют отношения к ней как к определенной сфере деятельности политических институтов общества, его граждан; 
 
- таможенная политика должна быть сферой прежде всего государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;  
 
- таможенная политика должна вырабатываться с учетом интересов субъектов Федерации и быть направлена на оптимизацию отношений между ними. 
 

 
Список использованных источников и литературы 
 

  1.  
    "Таможенный кодекс Российской Федерации" от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (ред. от 28.11.2009).
  2. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (с изменениями от 2 февраля 2006 г.)
  3. Даштамиров О.Ш. Предпосылки становления и основные направления таможенной политики в современной России // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2006. № 6.
  4.  
    Драганов В.Г. Основы таможенного дела. Под общей ред. В.Г. Драганова. М., «Экономика», 1998. 
  5.  
    Беляшов В.А. Таможенный энциклопедический словарь. В 2-х томах. М., «Летописец», 1999.
  6.  
    Диденко Н. "Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации, - Спб, 2000 г.
  7.  
    Таможня 2001, № 20 (45). С. 3.
  8.  
    Национальные проекты 2006, № 1. С. 11.
  9.  
    Козырин А.Н. Таможенное право России в схемах и определениях: учебное пособие (под ред. А.Н. Козырина). - Система ГАРАНТ, 2009 г.
  10.  
    Сорокин В.А. Таможенная политика как объект социально-философского анализа // Материалы менделеевских чтений, состоявшихся 18 июля 1998. М., 1998
  11.  
    Шамахов В.А. Государственно-правовые аспекты таможенной политики РФ. СПб., 1998
  12.  
    Основные направления таможенно-тарифной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов
  13.  
    Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/

 

 
1 Цит. по: Таможня. 2001, № 20 (45). С. 3.

 
2 Лист Ф. Национальная система. СПб., 1910; Риккардо Д. Собр. соч. СПб., 1908; Смит А. Богатство народов. СПб., 1892.

 
3 Мордвинов Н.С. Некоторые соображения по предмету мануфактур в России и тарифе. СПб., 1833; Никольский С.О. О внешних таможенных пошлинах. М., 1865.

 
4 Сорокин В.А. Таможенная политика как объект социально-философского анализа // Материалы менделеевских чтений, состоявшихся 18 июля 1998. М., 1998; Шамахов В.А. Государственно-правовые аспекты таможенной политики РФ. СПб., 1998; и др.

 
5 "Таможенный кодекс Российской  Федерации" от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят  ГД ФС РФ 25.04.2003) (ред. от 28.11.2009).

6 Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (с изменениями от 2 февраля 2006 г.)

 
7 Таможенное право России в  схемах и определениях: учебное  пособие (под ред. А.Н. Козырина). - Система ГАРАНТ, 2009 г.

8 Даштамиров О.Ш. Предпосылки становления и основные направления таможенной политики в современной России // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2006. № 6.


Информация о работе Анализ специфики таможенной политики РФ как предмета исследований политической науки