Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 06:53, курсовая работа
В ходе исследования предполагается достичь двуединую цель: во-первых, раскрыть специфику таможенной политики государства как предмета исследований политической науки, во-вторых, выявить особенности таможенной политики современной России.
Для реализации цели исследования представляется необходимым последовательно решить комплекс следующих задач:
– проанализировать основные подходы к определению понятия «государственная таможенная политика» и дать его авторскую трактовку;
– раскрыть сущностные черты государственной таможенной политики;
– рассмотреть особенности формирования и реализации государственной таможенной политики в системе внутри- и внешнеполитических мероприятий государства;
– выделить базовые направления и содержание государственной таможенной политики в условиях глобализации;
– исследовать основные модели таможенной политики современных зарубежных стран;
– проанализировать особенности генезиса и эволюции таможенной политики в России;
– определить характер влияния феномена глобализации на внутреннюю и внешнюю политику России;
– выявить основные приоритеты и специфику таможенной политики России в современных условиях.
Введение
Глава 1. Основы таможенной политики в РФ
1.Таможенная политика: цели, методы ее осуществления, этапы формирования
1.2 Субъекты таможенной политики
1.3 Структура таможенной политики
Глава 2. Реализация таможенной политики в РФ
2.1 Внешнеторговый оборот
2.2 Анализ динамики экспортных показателей
2.3 Анализ динамики импортных показателей
Глава 3. Стратегия развития таможенной политики РФ
3.1 Основные направления таможенно-тарифной политики на 2010 год
3.2 Приоритеты таможенно-тарифного регулирования в период 2011-2012 годов
3.3 Меры по совершенствованию таможенного администрирования для реализации приоритетов таможенно-тарифной политики
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приоритетной задачей периода 2011-2012
годов должно стать дальнейшее совершенствование
механизма комплексной
Применение инструментов таможенно-тарифной
политики будет осуществляться с учетом
следующих принципиальных моментов:
– совершенствование условий функционирования
режима свободной торговли в рамках СНГ,
включая продолжение работы по заключению
нового многостороннего соглашения о
свободной торговле стран СНГ, в максимальной
степени обеспечивающего интересы Российской
Федерации;
– создание таможенного союза Белоруссии,
Казахстана и России до присоединения
Российской Федерации к ВТО влечет необходимость
инициирования в 2011-2012 годах переговоров
по присоединению таможенного союза к
ВТО, в ходе которых должны быть достигнуты
договоренности о распространении на
таможенный союз в целом условий, ранее
согласованных Российской Федерацией.
3.3 Меры по совершенствованию
таможенного администрирования для реализации
приоритетов таможенно-тарифной политики
Для эффективной реализации инструментов
таможенно-тарифной политики, обеспечения
транспарентности работы таможенных органов,
как в кризисный период, так и в среднесрочной
перспективе, в том числе в условиях формирования
и, в дальнейшем, функционирования Таможенного
союза, а также недопущения нарушений
таможенного законодательства в целях
минимизации размера таможенных платежей
необходима реализация следующих мер
таможенного администрирования.
1. Улучшение качества таможенного администрирования
за счет:
– осуществления таможенного контроля
на основе системы анализа и управления
рисками (при разработке профилей рисков
необходимо учитывать конъюнктуру мировых
цен с целью актуализации ценовой информации
во избежание необоснованного взимания
повышенных таможенных пошлин и платежей);
– внедрения обязательного предварительного
информирования таможенных органов о
ввозимых товарах;
– осуществления полного или максимально
возможного перехода на электронное декларирование
и на электронный документооборот при
таможенном оформлении.
2. Упрощение технологии таможенного оформления
для производителей, использующих иностранные
сырье и материалы, а также для экспортеров
готовой продукции с целью сокращения
издержек на логистику и хранение товаров.
3. Упрощение системы учета товаров, используемых
для промышленной сборки и переработки,
и операций с ними для таможенных целей
на основе использования сведений, содержащихся
в бухгалтерском или налоговом учете предприятий.
4. Стимулирование применения экономических
таможенных режимов: продление сроков
переработки товаров свыше двух лет в
производствах с длительным циклом, а
также определение перечня товаров, в
отношении которых допускается применение
таможенного режима переработки для внутреннего
потребления.
5. Совершенствование процедуры определения
и контроля таможенной стоимости (в том
числе и на этапе после выпуска товаров),
а также принципов установления размера
сборов за таможенное оформление товаров
исходя из реальных затрат.
6. Разработка нормативной правовой базы
в области таможенного дела в условиях
функционирования таможенного союза,
на основе норм международного права.
Реализация намеченных приоритетов таможенно-тарифной
политики в среднесрочной перспективе
будет содействовать решению тактических
и стратегических задач социально-экономической
политики государства в активной фазе
кризиса и в посткризисный период, способствовать
переходу российской экономики на инновационный
путь развития и обеспечит благоприятные
условия для укрепления конкурентных
позиций российского бизнеса в глобальной
экономике.
Заключение
Государственная таможенная политика
представляет собой совокупность стратегических
и тактических мероприятий административно-
Сущностными характеристиками государственной
таможенной политики являются:
- внутренняя системность, т.е. наличие
органично взаимосвязанных, находящихся
в структурной соподчиненности и осуществляемых
в соответствии с общими целями и задачами
стратегических и тактических мероприятий
административно-
- внешняя системность, т.е. связанность
с другими направлениями деятельности
государства, вписанность в контекст его
текущего внутри- и внешнеполитического
курса;
- целенаправленность, т.е. ориентированность
на достижение конкретных результатов
в целом ряде сфер жизни общества и государства
– экономической, социальной, политической
и т.п.;
- ориентированность на административно-управленческие
механизмы, т.е. использование в ходе ее
осуществления таких приемов управления,
как принятие решений, организация, регулирование,
контроль, надзор, учет и т.п.;
- обусловленность интересами общества
и государства.
Факторами, определяющими сущностные
черты государственной таможенной политики
в современных условиях, выступают:
- экономическая система государства (производство,
распределение, налоги, занятость и т.д.);
- социальная система (социально-демографические
характеристики, социальная стратификация
и т.п.);
- политико-правовая система (политические
институты, политическая культура населения,
особенности политического режима и др.);
- система международных отношений (положение
основных игроков на международной арене,
их ресурсы, характер внешнеторгового
законодательства и т.д.);
- технологическая система (наличие высокотехнологических
и инновационных производств, характерных
для информационногообщества и т.п.).
В условиях глобализации формирование
и реализация государственной таможенной
политики предполагают, наряду с опорой
на общемировые тенденции и закономерности,
учет специфических внутри- и внешнеполитических
условий конкретного национального сообщества.
Государственная таможенная политика
должна быть неразрывно связана с основными
параметрами его политического, экономического,
социального, научно-технического и т.д.
развития, а также соответствовать внутренним
и внешним реалиям, в которых это сообщество
находится, т.е. органично вписываться
в контекст ситуации различного уровня.
Государственная таможенная политика
призвана защищать национальные интересы,
определяемые в том числе исходя из особенностей
социально- экономической структуры страны.
Она является инструментом сохранения
и укрепления единого политического, экономического,
правового и социокультурного пространства
государства.
Государственная таможенная политика
как одно из направлений внутренней и
внешней политики на современном этапе
предполагает:
- превращение таможенного администрирования
в реально действующий инструмент государственного
регулирования внешнеторгового оборота;
- разработку и унификацию процедур таможенного
оформления и контроляиностранных товаров;
- максимальное приближение функций таможенного
администрирования к потребностям субъектов
внешнеэкономических отношений; расширение
и укрепление системы таможенных органов,
усиление их технической оснащенности
и обеспечение высококвалифицированными
кадрами, создание и развитие объектов
таможенной инфраструктуры;
- обеспечение защиты экономического суверенитета
и безопасности государства.
Контуры концептуальной модели государственной
таможенной политики включают в себя такие
основные направления, как:
- создание механизма формирования и реализации
таможенной политики;
- обеспечение наиболее эффективного использования
инструментов таможенного контроля и
регулирования товарообмена на таможенной
территории страны; взаимодействие с другими
государствами в части наиболее эффективного
использования инструментов таможенного
контроля и регулирования товарообмена
на территории страны;
- реализация торгово-политических задач
по защите национального рынка;
- содействие в проведении структурной
перестройки и других задач экономической
политики государства.
В заключение можно сказать, что в современной
России особенности формирования и реализации
таможенной политики, являющейся составной
частью политического курса страны, обусловлены,
наряду с внутренними и внешними факторами,
спецификой организации российского политического
и экономического пространства, а также
действующим федеральным законодательством
в таможенной сфере. При формировании
и реализации государственной таможенной
политики необходимо ориентироваться
на такую систему приоритетов, как:
- открытое обсуждение основных направлений
таможенной политики РФ;
- учет законных интересов всех участников
таможенной сферы деятельности; осуществление
полноценной административной, правовой,
организационной, материально-технической
и т.п. поддержки государством мероприятий
в таможенной сфере.
Для обеспечения эффективной таможенной
политики на современном этапе следует
учитывать, что:
- особенности таможенной политики требуют
отношения к ней как к определенной сфере
деятельности политических институтов
общества, его граждан;
- таможенная политика должна быть сферой
прежде всего государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности;
- таможенная политика должна вырабатываться
с учетом интересов субъектов Федерации
и быть направлена на оптимизацию отношений
между ними.
/
Список использованных
источников и литературы
1 Цит. по: Таможня. 2001, № 20 (45). С. 3.
2 Лист Ф. Национальная
система. СПб., 1910; Риккардо Д. Собр.
соч. СПб., 1908; Смит А. Богатство
народов. СПб., 1892.
3 Мордвинов Н.С. Некоторые
соображения по предмету мануфактур в
России и тарифе. СПб., 1833; Никольский С.О. О
внешних таможенных пошлинах. М., 1865.
4 Сорокин В.А. Таможенная
политика как объект социально-философского
анализа // Материалы менделеевских чтений,
состоявшихся 18 июля 1998. М., 1998; Шамахов В.А. Государственно-правовые
аспекты таможенной политики РФ. СПб.,
1998; и др.
5 "Таможенный кодекс Российской
Федерации" от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят
ГД ФС РФ 25.04.2003) (ред. от 28.11.2009).
6 Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (с изменениями от 2 февраля 2006 г.)
7 Таможенное право России в
схемах и определениях: учебное
пособие (под ред. А.Н.
8 Даштамиров О.Ш. Предпосылки становления и основные направления таможенной политики в современной России // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2006. № 6.