Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:40, реферат
Вопрос о пределах действия акта налогового законодательства во времени имеет очень большое практическое значение. От правильного решения этого вопроса нередко зависит, какой закон (новый или старый) будет применяться судом или правоприменителем (например, налоговым органом) к конкретным отношениям, как будут осуществляться его предписания. Чтобы определить временные рамки действия акта законодательства, нужно выяснить, когда он начал действовать и когда его действие прекратилось или должно прекратиться. А для разрешения данного вопроса на практике необходимо бывает установить два обстоятельства:
Вопрос о пределах действия акта налогового законодательства во времени имеет очень большое практическое значение. От правильного решения этого вопроса нередко зависит, какой закон (новый или старый) будет применяться судом или правоприменителем (например, налоговым органом) к конкретным отношениям, как будут осуществляться его предписания. Чтобы определить временные рамки действия акта законодательства, нужно выяснить, когда он начал действовать и когда его действие прекратилось или должно прекратиться. А для разрешения данного вопроса на практике необходимо бывает установить два обстоятельства:
1) момент (дату) вступления
акта налогового
2) пределы действия этого акта после вступления в силу;
3) момент (дату) прекращения действия акта налогового
законодательства.
Общие положения о действии актов законодательства о налогах и сборах во времени сформулированы в ст. 5 НК РФ. Названная статья закрепляет правило о том, что все акты налогового законодательства, так или иначе ограничивающие права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов или других участников налоговых отношений либо ухудшающие их положение, не могут иметь обратной силы.
Принцип непридания налоговым законам обратной силы содержится в ст. 57 Конституции РФ. Налоговый кодекс РФ развивает данное положение Основного Закона и распространяет это правило не только на налогоплательщиков, но и на иных участников налоговых отношений.
По общему правилу, федеральный конституционный закон, (а значит, кстати, и содержащиеся в нем нормы налогового права) вступает в силу через 10 дней после официального опубликования (в Российской газете, Собрании законодательства Российской Федерации), если законодатель не установит иного срока. Нередко в самом акте, при решении вопроса о вступлении закона в силу, либо во вводном законе к акту (например, кодифицированный акт (кодекс) вводится в действие специальным законом — законом о введении в действие соответствующего кодекса Российской Федерации) оговаривается разное время начала действия разных норм (статей, пунктов), содержащихся в этом законе.
Дабы проиллюстрировать
это примером, напомним, что, часть
первая Налогового кодекса
Таким образом,
обобщив вышесказанное,
1) на основе общего правила (через 10 дней после опубликования или немедленно).
2) со специально названного в этом акте или в ином законе срока. Таким иным законом к кодексам является вводный закон к нему, а к актам специального налогового законодательства — Налоговый кодекс Российской Федерации.
Налоговым кодексом
Российской Федерации
установлено в отношении актов, изменяющих условия взимания установленных налогов. Что касается федеральных законов, устанавливающих новые налоги и сборы, а также актов законодательства субъектов Федерации и органов местного самоуправления, вводящих налоги и сборы, то они могут вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, и не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Таким образом,
налоги, налоговый период по которым
равняется календарному году (например,
единый социальный налог,
Порядок правового
регулирования налогов с
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ изменения порядка правового регулирования сборов (разовых платежей, применительно к которым налоговый период не устанавливается), могут вступать в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования соответствующего акта законодательства.
Однако следует
учитывать, что существуют
Как разрешается второй вопрос — вопрос о пределах действия акта во времени после его вступления в силу? Введенный в действие акт налогового законодательства обладает юридической силой вплоть до его отмены. При этом различают три варианта пределов действия такого акта во времени:
а) перспективное действие, когда действие акта распространяется на юридические факты и отношения, возникшие после вступления ее в силу (например, норма, усиливающая новый налог);
б) немедленное действие, когда действие акта распространяется на вновь возникшие и ранее возникшие правоотношения, но с даты вступления такого акта в силу;
в) действие с обратной силой, когда действие акта распространяется на вновь возникшие отношения и на правоотношения, которые возникли до ее вступления в силу, но с более ранней даты (например, акт, который устраняет, смягчает ответственность за совершение налогового правонарушения). Рассмотрим правило обратной силы более подробно.
По общему правилу, в соответствии с положениями ст. 54 Конституции РФ 1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. 2. Никто не может нести ответственность за деяния, которые в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него установлена или смягчена, применяется новый закон. Кроме того, в ст. 57 Конституции РФ специально предусматривается, что обратной силы не имеют законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков.
Смысл требования о непридании закону обратной силы состоит в том, что изменения, вносимые в законодательство (в том числе налоговое), не должны пагубно влиять на устойчивость отношений между субъектами права, не должны подрывать уверенность граждан в стабильности их правового и экономического положения, в прочности публичного правопорядка. Придание законам о налогах обратной силы означает не только принятие соответствующего закона по истечении срока уплаты налога, но и до этой даты, однако после совершения событий или действий, в результате которых возникла обязанность уплатить налог.
Поэтому применительно к налоговому законодательству рассматриваемый принцип является важной гарантией обеспечения прав и законных интересов налогоплательщиков и плательщиков сборов.
В 1997 г. в одном из своих решений Конституционный Суд Российской Федерации особо отметил, что недопустимо не только придание законам о налогах обратной силы путем прямого указания на это в законе, но и издание законов, по своему смыслу имеющих обратную силу, хотя бы и без особого указания на это в тексте закона. В равной степени недопустимо придание таким законам обратной силы в актах официального или иного толкования либо правоприменительной практикой1.
В соответствии с рассматриваемым конституционным принципом в п. 2 ст. 5 НК РФ установлено правило, в соответствии с которым обратной силы не имеют акты законодательства о налогах и сборах:
а) устанавливающие новые налоги и сборы;
б) повышающие налоговые ставки;
в) устанавливающие или отягчающие ответственность
за налоговые правонарушения;
г) устанавливающие новые
д) иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Естественно, конституционный запрет
на придание законам о новых налогах
Следует отметить, что Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает два режима обратной силы актов, улучшающих положение налогоплательщиков:
а) в первом случае, в соответствии с п. 3 ст. 5 НК РФ всегда имеют обратную силу законы:
— устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
— устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей;
б) во втором случае, в соответствии с п. 4 ст. 5 НК РФ имеют обратную силу, в случаях, когда это прямо предусмотрено в самих этих актах:
— акты, отменяющие налоги и сборы;
— акты, снижающие размеры ставок налогов и сборов;
— акты, устраняющие обязанности
От правильного решения
вопроса о пределах действия актов
налогового законодательства РФ во времени нередко зависит, какой закон ("новый"
или "старый") будет применяться судом
или другим правоприменительным органом
(например, налоговым органом) к конкретным
отношениям, как будут осуществляться
его предписания.
Для разрешения вопроса о временных рамках
действия акта налогового законодательства
РФ на практике необходимо установить:
момент (дату) вступления акта налогового
законодательства РФ в силу, то есть порядок
введения его в действие;
пределы действия этого акта после вступления
в силу;
момент (дату) прекращения действия акта
налогового законодательства РФ.
По общему правилу, федеральный
конституционный закон, федеральный закон (а значит и содержащиеся в нем нормы налогового
права) вступают в силу через 10 дней после официального опубликования (в "Российской газете", "Собрании законодательства
Российской Федерации"), если законодатель
не установит иной срок.
При этом может оговариваться разное время
начала действия
разных норм (статей, пунктов), содержащихся
в одном законе. Например, часть первая
НК РФ была введена в действие Федеральным
законом "О введении в действие части
первой НК РФ" от 31:07.98 № 147-ФЗ1. При этом
было оговорено, что в целом часть первая
вступает в силу с 1 января 1999 года. Но для
отдельных ее положений был установлен
другой срок введения в действие - п. 1 ст.
1, статьи 12, 13, 14, 15 и 18 части первой НК РФ
будут введены в действие только со дня
введения в действие полностью всей Особенной
части НК РФ (то есть когда все действующие
сейчас законы о конкретных налогах и
сборах, принятые с 1991 по 1999 гг., будут заменены
соответствующими главами части второй
НК РФ) и признания полностью утратившим
силу Закона Российской Федерации "Об
основах налоговой системы в Российской
Федерации".
Такие, не введенные на момент принятия
акта статьи или
пункты закона именуют "спящими нормами". Таким образом, сроки вступления в силу актов
налогового законодательства РФ могут быть следующими:
10 дней после опубликования;
немедленно;
специально названный в этом или в ином
акте срок.
Таким "иным актом"
к частям Кодекса является Вводный закон, а к актам специального налогового законодательства
РФ - НК РФ.
3. Налоговым Кодексом РФ предусматривается,
что акты законодательства РФ о налогах
и сборах, изменяющие условия взимания установленных
налогов, вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования
и не ранее 1-го числа очередного налогового
периода по соответствующему налогу.
Федеральные законы, устанавливающие новые налоги и сборы, а также акты законодательства
субъектов Федерации и органов
СЗ РФ, 1998, № 31. Ст. 3825; СЗ РФ, 1999, № 28. Ст. 3488.
местного самоуправления, вводящие налоги
и сборы, могут вступать в силу не ранее
/ января года, следующего за голом их принятия,
и не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Нормативные акты, регламентирующие изменения порядка правового регулирования сборов (разовых платежей, применительно
к которым налоговый период не устанавливается),
могут вступать в силу не ранее чем по
истечении одного месяца со дня опубликования соответствующего
акта законодательства.
Однако существуют определенные особенности
пределов действия во времени и порядка
вступления в силу актов налогового законодательства,
которым в установленном порядке придана обратная сила. Тогда общие правила вступления в силу
применимы к ним, если иное не оговорено
в самом таком законодательном акте.
4. Введенный в действие акт налогового
законодательства РФ об
ладает юридической силой вплоть до его
отмены. Различают три варианта пределов действия такого
акта во времени:
перспективное действие (действие акта распространяется
на юридические факты и отношения, возникшие
после даты вступления такого акта в силу);
немедленное действие (действие акта распространяется
на вновь возникшие и ранее возникшие
правоотношения, но с даты вступления
такого акта в силу);
действие с обратной силой (действие акта распространяется на
вновь возникшие отношения и на правоотношения,
которые возникли до его вступления в
силу, но с более ранней даты, например,
акт, который устраняет, смягчает ответственность
за совершение налогового правонарушения).