Жертва преступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 11:00, контрольная работа

Описание работы

Виктимология – это «учение о жертве» довольно-таки молодое направление в криминологии, изучающее все, что связано с жертвами преступлений, и, те условия и обстоятельства, которые способствуют становлению жертвы.
Основные вопросы виктимологии – почему человек стал жертвой преступления и что необходимо для того, чтобы не стать жертвой.
Целью виктимологии является всестороннее, полное, глубокое исследование личности жертвы, её роли в механизме конкретного преступления и виктимизации, т.е. процесса превращения в потерпевшего от преступления.

Содержание

1. Виктимологическа терминалогия
2. Виктимизация и виктимность.
3. Криминалогическая характеристика жертв и основания их классификации.
4. Роль жертвы в механизме совершения преступности.

Работа содержит 1 файл

Жертва преступности.docx

— 36.09 Кб (Скачать)

   Виктимность может быть подразделена на виновную и невиновную. К виновной виктимности обычно относят противоправное или безнравственное поведение лица, а также проявление им неосмотрительности, легкомыслия, неосторожности, в силу чего оно и становится жертвой преступлений. Невиновная виктимность связана, как правило, со служебными и общественными обязанностями (сотрудник милиции, инкассатор, дружинник) или с психофизическими особенностями лица (дети, старики, инвалиды).

   Категория виктимности, рассматриваемая в широком смысле, включает в себя четыре различных по содержанию понятия: индивидуальная виктимность, видовая виктимность, групповая виктимность и виктимность массовая.

   Индивидуальная  виктимность — это свойство конкретного  человека, обусловленное его социальными, психологическими или биофизическими качествами (либо их совокупностью), способствующее в определенной жизненной ситуации формированию условий, при которых возникает возможность причинения ему вреда противоправным актом. Социально-демографический анализ жертв преступления показывает, что индивидуальная виктимность во многих случаях проявляется избирательно. Например, люди, обладающие различными свойствами и качествами, как правило, становятся жертвами разных видов преступлений, а люди со сходными личностными, социальными, демографическими и иными показателями нередко несут ущерб от одинаковых по объекту посягательства преступлений. Это обстоятельство позволяет говорить о наличии видовой и групповой виктимности.

   Видовая виктимность выражается в относительной «предрасположенности» отдельных людей становиться в силу ряда обстоятельств жертвами отдельных видов преступлений (например, краж, мошенничества, телесных повреждений). Представляется, что именно видовая виктимность позволяет наиболее полно выделить основные типичные черты потерпевших от того или иного вида преступлений и осуществить типологию жертв. Такая типология помогает разработке профилактических мер защиты лиц, которые в силу своих индивидуальных свойств и качеств с большей вероятностью, чем другие граждане, могут нести ущерб от конкретных видов преступлений.

   Групповая виктимность заключается в общей для отдельных категорий лиц повышенной «способности» при определенных условиях становиться жертвами преступлений. Такой виктимностью обладают, например, работники милиции, инкассаторы, охранники, представители некоторых других профессий, которые уже в силу выполняемой ими работы нередко становятся жертвами преступников. Групповой виктимностью обладают также лица, входящие в группу риска, злоупотребляющие спиртными напитками или наркотиками, занимающиеся проституцией, бродяжничеством и т.д.

   Термин  «массовая виктимность» указывает  на объективно существующую реальность для определенной части людей  в силу своих субъективных качеств нести физический, моральный и материальный ущерб от преступлений, на состояние и структуру совокупности пострадавших от преступлений в результате их виктимной предрасположенности.

   Состояние виктимности выражается в количественных показателях жертв преступления (в абсолютных числах, коэффициентах, индексах) применительно как к общему числу потерпевших от преступной агрессии, так и к численности населения вообще или его групп. Состояние виктимности может определяться в статике (количество жертв, доля пострадавших, индекс виктимности) либо в динамике, развитии, изменении, т.е. оцениваться применительно к той или иной территории (стране, республике, району, городу, микрорайону, улице и т.д.) в определенные периоды времени (год, месяц, день недели, время суток).

    4.Роль  жертвы в механизме совершения  преступления.

   Во  многих случаях жертва - активный элемент  в предпреступной ситуации и в динамике преступного деяния. Иногда, лишь случай решает, кто будет потерпевшим, а кто преступником. Возможно совмещение преступника и жертвы в одном лице, одно и то же лицо в одном и том же эпизоде может быть попеременно и преступником, жертвой. Так бывает в обоюдной драке или при сведении счетов между конкурирующими преступными сообществами, мести их членам и т.д. Последнее имеет немалое распространение в современном российском криминальном мире, при этом часто страдают посторонние лица.

     Действуя как активный элемент  ситуации, потерпевший, своим поведением  может привести преступника в  состояние сильнейшего аффекта,  страха, ненависти, ярости с сильными  психомоторными реакциями, которые  внезапны, а иногда даже нежелательны  для преступника. Этим нередко  объясняется тот факт, что вор,  грабитель или насильник превращается  в убийцу, хотя перед совершением  преступления он вовсе не намеревался  убивать потерпевшего. В других  случаях будущая жертва постоянными  унижениями и оскорблениями приводит  будущего преступника в аффективное  состояние и тем самым провоцирует  его на насилие.

   Потерпевшие могут быть совершенно невиновны  в возникновении криминогенной ситуации. И виновны в этом также, как и преступник, даже виновны больше него. Например, когда они своими уголовно наказуемыми действиями провоцируют другое лицо на совершение преступления. Разумеется, понятие "вина" применяется здесь в криминологическом смысле и существенно отличается от аналогичного понятия в уголовном праве. О вине потерпевшего можно говорить лишь тогда, когда его поведение способствует возникновению преступного умысла и его реализации. В этом же смысле необходимо понимать и "провокацию" со стороны жертвы, выражающуюся в вызове определенных явлений, побуждению к конкретному действию. Криминогенная ситуация может порождаться и неосторожным поведением пострадавшего.

     Исходя из поведения потерпевшего, ситуации, предшествующие преступлению, можно разделить на три группы.

   1. Ситуации, в которых действия  потерпевшего носят провоцирующий  характер, содержат в себе повод  для совершения преступления (насилие  и т.д.). Это противоправное или  аморальное поведение.

    2. Ситуации, в которых действия  потерпевшего носят неосторожный  характер, содержат в себе повод  для совершения преступления (например, оставление без присмотра личных  вещей в таких местах, где существует  большая вероятность их хищения). Неосторожность поступков потерпевшего  понимается, конечно, не в уголовно-правовом, а в криминологическом смысле.

    3. Ситуации, в которых действия  потерпевшего являются правомерными, но вызывают противоправное поведение  преступника (например, правильная  критика в адрес человека, нетактично  ведущего себя в общественном  месте, порождает с его стороны  насилие по отношению к сделавшему  замечание лицу).

     Конкретные лица могут быть, как  бы, предназначены стать жертвой  преступления в силу, во-первых, своих  психологических и поведенческих  особенностей и, во-вторых, ролевой  специфики и групповой принадлежности. Психологическая предрасположенность  стать жертвой предполагает наличие  таких личностных черт, как излишняя доверчивость, неосмотрительность, повышенная вспыльчивость и раздражительность, агрессивность, а в поведении склонность к авантюрным, наглым, несдержанным поступкам. К этой же группе нужно отнести и тех, кто, обладая психологической предрасположенностью, еще и ведет определенный образ жизни, вращаясь среди тех, кто представляет для них опасность. Это и бродяги, и проститутки, и наркоманы, и алкоголики, и профессиональные преступники.

   Весьма  распространенными взаимоотношениями  между убийцей и его жертвой  являются длительные и интенсивные  личные, часто интимные отношения. Такие  отношения как один из мотивообразующих факторов бытовых убийств и причинения вреда здоровью развиваются, как правило, постепенно, превращаясь в конфликтное, а затем и в агрессивное поведение. Среди форм виктимного поведения, предшествующего убийствам, следует особо выделить провокацию, т. е. действия потерпевшего в виде угроз, насилия, оскорбления, часто при совместном распитии спиртных напитков. Формы провокации различны. Активная форма провокации - это обычно действия потерпевшего, создающего большую опасность для его жизни, которую он надеется ликвидировать, рассчитывая на то, что провоцируемое лицо в силу своего социального положения, свойств характера или недостаточной физической силы не посмеет ответить ему насилием. Так нередко случается в армии и местах лишения свободы. При совершении бытовых преступлений часто имеет место ошибочная оценка возможной реакции члена семьи, ставшего объектом провокации. Потерпевшие обычно убеждены в том, что семейные традиции или страх удержат провоцируемого от применения насилия. Пассивная форма провокации встречается реже, чем активная и связана с невыполнением потерпевшим обязанностей, вытекающих из общественных, товарищеских, семейных и иных отношений (например, неуплата денежного долга). Провокации в той и другой форме чаще всего имеют длительный характер и протекают в рамках конфликтных ситуаций. Долговременное неприятное воздействие на психику человека "аккумулирует" в нем ненависть и в конечном итоге может привести к тому, что какой-нибудь мелкий инцидент порождает бурную реакцию. Постоянное провокационное поведение жертвы часто предшествует убийству ближайших членов семьи. Возможна несознательная провокация, когда будущий потерпевший не отдает себе отчета в том, что его неосторожный поступок может вызвать такую реакцию, которая приведет к опасным последствиям. Однако, не следует считать провокацией, например, справедливые замечания граждан хулиганам и дебоширам, которые из-за отрицательных ориентации и навыков или черт характера могут расценить такое замечание как оскорбление и повод для мести. В этих случаях, "виновность" потерпевшего отсутствует, а преступник поступает в соответствии со своими субъективными представлениями о сложившейся ситуации, которую он воспринимает неправильно. Таким образом, нельзя расценивать как провокацию любое поведение потерпевшего, противоречащее интересам преступника.

     Другой формой виктимного поведения  потерпевшего является его неосторожность. Жертвы убийств (как и многих  других преступлений), не понимая  конечных последствий своего  поведения, не принимают необходимых  мер предосторожности и создают  ситуации, благоприятные для совершения  в отношении их преступлений.

     Таким образом, виктимологическая профилактика - одно из наиболее важных направлений борьбы с преступностью, когда предупредительные усилия реализуются, образно говоря, не со стороны преступника, а со стороны жертвы. Это деятельность правоохранительных органов, общественных организаций, социальных институтов по выявлению и устранению обстоятельств, формирующих "виновное" поведение жертвы, установление людей, составляющих группу криминального риска, и применения к ним профилактических мер. Виктимологическая профилактика может осуществляться как в отношении общества в целом или отдельных социальных групп, так и конкретных лиц, т. е. профилактические усилия здесь различны по своим масштабам. При этом названная профилактика должна осуществляться одновременно с выявлением лиц, могущих стать на преступный путь, и воздействием на них. Данное обстоятельство тем более важно подчеркнуть, что нередко будущие жертвы вращаются в том же порочном криминальном круге, что и будущие преступники. Вот почему необходимо изучение уголовной и около уголовной субкультуры, социально-психологических и иных процессов, протекающих в ее рамках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

  1. Одинцова М.А. - Многоликость «жертвы» или немного о Великой манипуляции  – М., 2010г.
  2. Одинцова М.А. - Психология жертвы. Сказкотерапия для взрослых - Самара., 2010г.
  3. Быков В.М.  - О возможности использования виктимологического анализа при расследовании преступлений – Ташкент., 1978г.
  4. Шиканов В.И.  - Актуальные вопросы уголовного судопроизводства и криминалистики в условиях современного научно-технического прогресса.Иркутск., 2000г.
  5. Квашис В.Е. - Основы виктимологии. - М., 1999г.
  6. Ривман Д.В. - Криминальная виктимология - СПб., 2002г.
  7. Шнайдер Г. Й. – Криминалогия – М., 1994г.
  8. Ривман Д. В. – Криминальная виктимология – Спб., 2002г.
  9. Долговая А. И. – Криминалогия – М., 2002г.
  10. Никитин А. Ф. – Юридический словарь – М., 2005г.

Информация о работе Жертва преступления