Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:02, реферат
Проблема девиантного поведения изучается давно, но, несмотря на это в современном мире она не становится менее актуальной. Дело в том, что девиантное поведение, как правило, закладывается в подростковом возрасте, ведь в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомофизиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. Кроме того, общеизвестно, что подростки в наше время, как и в любое другое, являются одним из наименее защищенных слоев населения.
ВВЕДЕНИЕ
Понятие девиантности.
Биологические теории девиантного повеления.
Психологическая теория девиантного поведения.
Социологическая теория девиантного поведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема девиантного поведения
изучается давно, но, несмотря на это в
современном мире она не становится менее
актуальной. Дело в том, что девиантное
поведение, как правило, закладывается
в подростковом возрасте, ведь в течение
этого периода происходит своеобразный
переход от детства к взрослости, от незрелости
к зрелости, который пронизывает все стороны
развития подростка: анатомофизиологическое
строение, интеллектуальное, нравственное
развитие, а также разнообразные виды
его деятельности. Кроме того, общеизвестно,
что подростки в наше время, как и в любое
другое, являются одним из наименее защищенных
слоев населения. Следовательно, если
не заниматься выявлением и профилактикой
девиантного поведения в подростковом
возрасте, то эта проблема не исчезнет,
несмотря на обилие разработок научных
концепций и теорий девиации, но тем не
менее знать их необходимо. Основными
из них являются: биологическая теория,
психологическая и социологическая.
1.Понятие девиантности.
В современных условиях вряд ли может существовать общество, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Когда человек нарушает нормы, правила поведения, законы, то его поведение в зависимости от характера нарушения называется девиантным, отклоняющимся, криминальным, уголовным и т. п. Такие отклонения отличаются большим разнообразием: от пропусков школьных занятий до кражи, разбоя, убийства.
Однако разные социальные общества отличаются друг от друга степенью социального отклонения. В разных социальных обществах может быть разное количество индивидов попадающих под определение «девианты». Также в разных обществах может быть разная степень самой девиантности, то есть средний уровень отклонения от социальных норм одного общества может отличаться от другого.
Некоторые акции рассматриваются
как правонарушения только в определенных
обществах, другие — во всех без
исключения. К примеру, не существует
общества, прощающего убийство своих
членов или экспроприацию
Итак, девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. Если воспользоваться научным определением, то девиантное поведение, девиантность (лат.deviatio - отклонение) - это:
1. поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (соц. группе) нормам и ожиданиям;
2. социальное явление,
выражающееся в относительно
массовых и устойчивых формах
человеческой деятельности, не соответствующих
официально установленным или
фактически сложившимся в
2.Биологическая теория (теории физических типов).
Некоторые из первых попыток объяснения девиантного поведения (в конце XIX - начале XX вв.) были по своему характеру преимущественно биологическими. Причину склонности к различным девиациям видели во врожденных свойствах человека. То есть основная предпосылка всех теорий физических типов состоит том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. Сама по себе эта идея так же стара, как человеческая история. В обществах давно укоренились выражения: "лицо убийцы", "порочные черты лица" и т.п. Cpeди последователей теорий физических типов можно назвать Ч. Ломброзо, У. Шелдона.
Так, созданная итальянским психиатром и криминалистом Ч. Ломброзо в 1870-х гг. теория объясняла причины девиации, главным образом преступности, определенными анатомическими признаками. Изучив внешность и физические характеристики преступников, Ч.Ломброзо сделал вывод, что для «криминального типа личности» характерны выступающая нижняя челюсть и пониженная чувствительность к боли, что является признаками деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Ломброзо признавал, что социальные условия могут влиять на развитие криминального поведения, но считал большинство преступников дегенеративными и умственно отсталыми. Именно потому что они якобы не достигли полного развития как человеческие существа, их действия обычно не соответствуют установлениям человеческого общества.
Данное направление получило
развитие в 40-х гг. XX столетия в концепции
американского психолога и
Практика доказала несостоятельность теорий физических типов. Всем известны многочисленные случаи, когда индивиды с лицом херувимов совершали тягчайшие преступления, а индивид с грубыми, "преступными" чертами лица не мог и муху обидеть.
3. Психологическая теория
В психологических и
С точки зрения ролевых теорий, ребенок
в процессе социализации должен овладеть
наиболее значимыми для него ролями, но
если этот механизм нарушен, может начать
работать компенсаторный механизм. Ребенок
все равно будет овладевать ролями, но
уже не социальными, а антисоциальными,
например: вор, наркоман, хулиган, драчун
и другими, которые характеризуются определенными
атрибутами.
Освоение роли будет происходить в несколько
этапов. Вначале ребенок получает определенные
сведения о данной роли, ее правах и обязанностях,
узнает разнообразные формы отклоняющегося
поведения, способы выяснения отношений,
механизм решения спорных вопросов. Далее
следует этап принятия этой роли, когда
происходит ее осознание и в нее вкладывается
личностный смысл.
Затем идет проигрывание выбранной для
себя роли. Здесь очень важно получить
одобрение товарищей, чтобы почувствовать
себя в этой роли комфортно. От реакции
окружающих во многом зависит, будет ли
противоправный поступок усилен вниманием,
одобрением, похвалой сверстников, либо
не получит такого подкрепления и подвергнется
осуждению. В этом случае вероятность
повторного проявления подобного противоправного
поступка значительно снизится. Для подростка
первый раз пробующего алкоголь или наркотики,
на первом месте стоит не познание их вкуса
или влияния на человека, а стремление
ощутить себя среди своих, избавиться
от чувства изолированности и беспокойства.
Последним этапом принятия роли является
закрепление за собой выбранной роли,
например, «козла отпущения», «тайного
мстителя», «грубияна» и других на психологическом
(когда ребенок точно знает, какие эмоции
сопровождают данную роль и каким образом
надо их регулировать) и межличностном
(когда выстраиваются определенные типы
взаимоотношений между детьми, играющими
разные роли, подобно тому как актеры играют
в одном спектакле) уровнях.
Немаловажным элементом социальных отклонений
является отношение самой личности к совершенным
ею нарушениям. В большинстве своем это
отношение носит самооправдательный характер,
в чем проявляется самозащитная реакция
организма. Социальными психологами доказано,
что людям с девиантным поведением свойственно
стремление к самоудовлетворению психологической
потребности в оправдании своих поступков
и действий, какими бы опасными они не
были. Причем вследствие прогрессирующей
деградации личности мотивация поступков
снижается и утрачивается, что приводит
к полной потере свойственного человеку
стремления к признанию и успешности.
Первичная девиация (первоначальное нарушение
социальных норм) переходит во вторичную,
а затем к построению девиантной карьеры
– процессу восхождения от слабых форм
девиации к сильным, например, от бытового
пьянства к совершению уголовного преступления.
Принятие на себя роли девианта может
привести ребенка к социальной изоляции,
затем следует этап формирования девиантной
структуры личности, которая определяется
девиантным сознанием, не позволяющим
(или ограничивающим) ребенку овладеть
положительными социальными ролями и
полезными видами деятельности.
4. Социологическая теория
Социологические концепции пытаются учесть в девиации социальные и культурные факторы, влияющие и определяющие поведение человека в обществе. Впервые социологическое объяснение сущности девиации было предложено Э. Дюркгеймом, который разработал теорию аномии (от греч. «аномос» – беззаконный, безнормный, неуправляемый). Под аномией он понимал такое состояние общества, при котором отсутствует четкая регуляция поведения людей вследствие отсутствия в обществе всяческих норм и ценностей (старые себя изжили, а новые еще не приняты)[5]. В таких условиях наблюдается равнодушие, отчужденность, недоверие людей друг к другу, теряется стабильность института семьи, выражается полное безразличие к деятельности государства. Лишенные целей и смысла жизни, люди становятся подверженными стрессу и тревожности, что приводит к различным формам девиантного поведения. Главная мысль Э. Дюркгейма сводилась к тому, что в основе стабильного функционирования общества лежит феномен социальной солидарности, а всякие отклонения от него есть социальная дезорганизация, являющаяся причиной девиантного поведения. Собрав обширный фактический материал, он доказал, что число самоубийств в разных социальных группах не одинаково: у католиков их меньше, чем у протестантов. Объяснение этому явлению было дано такое: чем выше уровень сплоченности, солидарности социальной группы, тем ниже уровень самоубийств. Горожане и протестанты были более разобщены и индивидуалистичны, нежели сельчане и католики, которые жили общинами с очень развитыми коллективными формами взаимопомощи.
Г. Мертон в 1938 году внес некоторые
изменения в теорию Э. Дюркгейма.
По его мнению, возникновение девиации
происходит в результате разрыва
между культурными целями общества
и социально одобряемыми
Так, структура индивидуального девиантного
поведения состоит из поступка, мотивов
и целей. Начальным звеном девиантного
поведения является изменение ценностных
ориентаций в различных слоях населения
и социальных группах, что обусловлено
реальными социально- экономическими
условиями функционирования общества.
Если в нашем обществе еще недавно главенствовали
такие ценности как труд на общее благо,
дружба, взаимопомощь, семья, патриотизм
и другие, то теперь им на смену пришли
стяжательство, культ денег, разгульный
образ жизни, эгоцентризм и т. п. Следовательно,
в обществе имеют место расхождения между
провозглашенными ценностями и реально
существующими; между намечаемыми целями
и теми возможностями, которые существуют
для их реализации.
Искажения в системе ценностей большей
частью ведут к разложению социальных
институтов. Например, нарушения в работе
институтов юстиции – суда, прокуратуры
– ведут к разложению аппарата власти,
порождают аморализм, безверие в правосудие,
апатию и агрессивность. Возникает «двойная
мораль», при которой противоречивые нормы
используются одним и тем же лицом или
социальной группой для разных целей и
в разных противоположных ситуациях. Это
проявляется в деятельности некоторых
представителей власти, политиков, бизнесменов
и других. Общественные нормы предписывают
«не укради», а государство ограничивает
возможности использовать законные пути
для получения средств к существованию,
что заставляет определенную часть населения
нарушать социальные нормы, допускать
социальные отклонения. Возникает «теневое
нормотворчество», своеобразная «мораль
преступного мира». Отсюда явное противоречие
между потребностью субъекта в выходе
из конфликтной ситуации и невозможностью
сделать это социально приемлемым, легальным
путем.
Сторонники культурологических теорий
(Селлин, Миллер, Сутер-Ленд) считали, что
причина девиации – в конфликтах между
нормами господствующей культуры и нормами
субкультуры, складывающейся в той или
иной социальной группе.
В теории стигматизации (клеймения), представителем
которой был Ч. Беккер, считается, что девиация
– «клеймо», которое группы, обладающие
властью, ставят на поведении менее защищенных
групп или отдельного человека.
Сторонники радикальной криминологии,
отстаивают позицию, что девиация – это
результат противодействия норм общества.
Новейшие теории девиации делают акцент
на характере общества и стремятся выявить
в какой мере оно заинтересовано в сознании
и сохранении девиации, делая акцент на
исправлении не какого-то конкретного
человека, а всего общества.
Изучение механизма социальных отклонений
показывает, что факторами, предопределяющими
отклонение от социальных норм, являются:
уровень сознания, нравственности, развитость
в обществе систем социальных регуляторов
поведения человека и сформированное
отношение общества к людям, нарушающим
нормы морали и права.
Заключение
Итак, мы определили, что девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние «социальной дезорганизации», когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения.
Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.
Отклоняющееся поведение
часто служит основанием, началом
существования общепринятых
Список литературы: