Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 22:05, контрольная работа
Личность преступника является составным элементом предмета криминологии. Значимость исследования личности преступника состоит прежде всего в том, что преступление как акт человеческого поступка и волеизъявления конкретного лица в значительной степени производно от его сущностной характеристики и особенностей. Образно говоря, преступление и преступник являются теми клеточками своеобразного организма преступности, изучение и познание которых способны дать криминологический материал для последующей организации и осуществления предупреждения преступлений.
Введение………………………………………………………………….3
1. Понятие личности преступника……………………………………..6
2. Структура личности преступника…………………………………..10
3. Соотношение социального и биологического в личности преступника……………………………………………………….13
4. Основные черты криминологической характеристики личности преступника…………………………………………………………16
5. Классификация и типология преступников.………………………..21
6. Заключение…………………………………………………………....30
Список литературы………………………………………………………31
вторая объединяет такие
третью образуют психические процессы, свойства и состояния личности;
в четвертую входят
далее идут интеллектуальные свойства, такие как уровень умственного развития, культурно-образовательный уровень, объем знаний, широта взглядов, умения и навыки, жизненный опыт;
затем эмоциональные свойства состоят из таких признаков, как уравновешенность нервных процессов, динамичность чувств, степень эмоциональной возбудимости, характер реагирования на различные проявления внешней среды.
волевые свойства включают: способность принимать и осуществлять принятые решения, умение регулировать свою деятельность и направленность поступков, обладание выдержкой, стойкостью, твердостью, настойчивостью и др.
Изъятие любой из подструктур разрушает целостность всей структуры, поскольку ни одна из них не может существовать самостоятельно. Следовательно, все они находятся в определенных взаимоотношениях и взаимосвязи, образующих в целом личность преступника2.
Могут быть предложены и другие варианты структуры личности преступника. В частности, известна следующая схема, включающая:
-социально-
-социальные проявления в различных сферах общественной жизни;
-нравственные свойства;
-психические особенности.
Надо сказать, что любая такая схема не будет содержать в себе каких-либо специфических черт, присущих именно личности преступника, ибо она отличается от личности как таковой не отсутствием или наличием каких-либо компонентов своей структуры, а прежде всего содержанием, негативной направленностью определенных компонентов этой структуры. Вот почему мы говорим об антиобщественной направленности взглядов, интересов, потребностей, привычек, которые и выступают причиной совершения конкретного преступления. Поэтому необходимо знать и учитывать все особенности личности преступника, поскольку они влияют на индивидуальное поведение.
Направленность
личности представляет собой характеризующее
данного человека отношение к действительности,
и то, как оно влияет на его деятельность.
Направленность оказывает определяющее
влияние на другие элементы типа личности
- объем знаний, характер, темперамент,
задатки. Направленность имеет решающее
значение для определения социального
типа личности. То обстоятельство, что
выбор преступного поведения порождается
определенным своеобразием самой личности,
подтверждено многими криминологическими
исследованиями. Эта направленность и
определяет выбор лицом соответствующего
варианта преступного поведения.
3. Соотношение социального
и биологического в личности
Одной из коренных проблем изучения личности преступника является проблема соотношения социального и биологического. Она имеет принципиальное практическое и правовое значение. От ее решения во многом зависят объяснение причин преступности и определение главных направлений борьбы с ней.
Отечественные криминологи исходили и исходят из того, что преступность, как и конкретные преступления, в любом обществе имеет социальный характер, социально обусловлена. Это отнюдь не означает игнорирования биологических факторов, однако они могут носить лишь характер условия, способствующего преступному поведению, но не его причины.
Некоторые ученые в подтверждение того, что биологические факторы могут сами по себе приводить к преступному поведению, что предрасположенность к этому поведению может передаваться по наследству, приводят данные о том, что в общей массе преступников немало лиц с расстройствами психической деятельности.
Действительно, как показывают исследования, среди преступников, особенно совершающих насильственные преступления, высок удельный вес людей, имеющих различные психические отклонения. Такие науки как психология, психофизиология, психиатрия, а также некоторые криминологические данные дают основание считать, что ослабление или искажение психической деятельности любого происхождения способствует возникновению и развитию таких черт характера, как раздражительность, агрессивность, жестокость, и, вместе с тем ведет к снижению волевых процессов, повышению внушаемости, ослаблению сдерживающих контрольных механизмов. Эти черты препятствуют нормальному развитию личности, приводят к инвалидности, мешают заниматься определенными видами деятельности и вообще трудиться, что повышает вероятность совершения противоправных действий и ведения антиобщественного образа жизни.
Однако это вовсе не означает, что аномалии психики являются причиной совершения преступлений.
Во-первых, среди всей массы преступников субъекты с такими аномалиями не составляют большинства.
Во-вторых, даже наличие психических аномалий у конкретного лица далеко не всегда свидетельствует о том, что они сыграли криминогенную роль в его противоправном поведении.
В-третьих, как доказано многими эмпирическими исследованиями, не сама аномалия психики предопределяет совершение преступления, а то воспитание, те неблагоприятные условия формирования индивида, которые породили его криминогенные личностные черты. Разумеется, аномалии могут способствовать их возникновению и развитию, как и самого противоправного поведения, но лишь в качестве условия, не определяющего это поведение в целом.
Констатация какой-то психической аномалии (например, психопатии, олигофрении в степени дебильности, органического поражения центральной нервной системы и т.д.) отнюдь не объясняет, почему данный человек совершил преступление. А вот мотивация, внутренние причины преступного поведения, как раз и не представлены в медицинском диагнозе, который лишь определяет наличие того или иного расстройства, его степень, тяжесть и т.д. Поэтому понять субъективные причины преступления, представленные в мотиве, можно лишь путем психологического изучения личности3.
Как установлено, психопатия, например, является одним из факторов, способствующих совершению насильственных преступлений. В то же время давно известно, что психопаты успешно трудятся на благо общества и выполняют многие другие обязанности. Поэтому основное значение имеет не аномалия сама по себе, а социальный облик лица, сформированный обществом.
Криминологами
предпринимались попытки
В
плане соотношения
4. Основные черты криминологической
характеристики личности преступника
Объектом криминологического изучения являются отдельные лица, совершающие преступления; различные контингенты преступников (несовершеннолетние, рецидивисты); различные криминологические типы преступников.
Задача
такого изучения - вычленить круг тех
характеристик, которые позволяют
выявить ближайшие к
Изучение и учет криминологических особенностей личности позволяет установить отличия преступников от не преступников, выявить факторы, влияющие на совершение преступлений. Такой анализ необходимо осуществлять не только в масштабах страны, республики, края или области, но и в городах и районах, отдельных участках оперативного обслуживания, по отдельным делам. Его результаты помогут определить наиболее важные направления предупредительной работы.
Выборочные
криминологические
-среди
преступников значительно
-возрастная
характеристика преступников
-
семейное положение родителей и то,
какими методами они осуществляют воспитание
будущих членов общества, оказывает влияние
на формирование личностных качеств. Такие
отклонения от общепринятых норм, как
фактические брачные отношения родителей,
неполные семьи, раздельные бюджеты родителей,
низкий уровень культурных отношений
в семье, наличие в ней стереотипов девиантного
поведения, один ребенок в семье или наоборот
много детей или детдомовское воспитание,
должны вызывать особое внимание;
-коэффициент преступности среди не состоявших в браке почти в два раза выше, чем среди состоявших (хотя это объясняется и тем, что значительную долю преступников составляют молодые люди не успевшие обзавестись семьей). В целом распространенность преступности среди холостяков и одиноких, выше, чем среди лиц, имеющих семьи. В большинстве случаев семья стимулирует позитивное поведение и выполняет функции социального контроля;
-особое внимание необходимо обращать на трудовую деятельность до совершения преступления (здесь характерна частая смена места работы и учебы, большие перерывы в трудовой деятельности и пр.). Следует отметить большую категорию в их контингенте лиц без определенных занятий. Среди неработающих достаточно велика доля преступников-рецидивистов;
-Характеристика уровня образования лиц, совершивших преступления, имеет криминологическое значение, поскольку связана с культурой личности, с ее социальным статусом, кругом контактов, жизненными планами и возможностями для их реализации. Уровень образования преступников в целом немного ниже, чем у законопослушных граждан. Причем, особенно низка доля лиц, имеющих высшее и среднее специальное образование. Наименее низкий уровень образования у лиц, виновных в совершении насильственных, насильственно-корыстных преступлений, хулиганства; наиболее высокий – среди совершивших должностные преступления и хищения путем присвоения, растраты или злоупотребления доверием, служебным положением;
-современное
положение, выраженное в