Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексное изучение правового института содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, включающее: а) определение содержания правового института содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; б) раскрытие особенностей правового регулирования привлечения отдельных лиц к содействию оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие и классификация лиц, содействующих оперативно-розыскным органам …………………………………………………………………… 5
Глава 2. Основания и условия для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности ………………………………………………… 7
Глава 3. Цели и задачи содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Права и обязанности граждан ……………………………………………………………………………. . 9
Глава 4.Организация содействия граждан подразделениям органов внутренних дел, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность ………………………………………………………………………………16
Заключение ……………………………………………………………….. 25
Список литературы ………………………………………………………. 27
-
обеспечение профессиональной
- анализ оперативной обстановки на участке (зоне, объекте, линии) оперативного обслуживания;
- планирование сотрудничества;
-
подбор граждан для
-
расстановка внештатных
-
обучение и воспитание
-
создание оптимального режима
работы общественников и
- учет работы, анализ содержания и результатов сотрудничества;
-
контроль за деятельностью
С.С. Малыгин отмечает, что профессиональная подготовленность подразумевает высокий уровень способности оперативного работника к работе с лицами, изъявившими желание содействовать ОВД в борьбе с преступностью. Этот уровень должен не только подтвердить его сформировавшееся позитивное отношение к решению проблем активного сотрудничества с населением в любых его формах, но и обеспечить специальный допуск сотрудника оперативного аппарата к такой работе в соответствии с порядком, установленным ведомственными нормативными актами, а также эффективное руководство сотрудничеством.
Планирование
работы с внештатными сотрудниками
осуществляется на основе анализа оперативной
обстановки на обслуживаемом участке
(оперативной зоне, объекте, линии),
а также возможностей оперработника
по руководству ими. Это позволяет
определить реальную потребность в
их количестве, места применения их
возможностей и т.д., что особенно
важно в условиях сегодняшней
ориентации не на формально количественные
показатели, а на действительное качество
участия граждан в решении
задач оперативно-розыскной
Планирование должно также учитывать специализацию содержания и направленность деятельности “внештатников” по известным организационным принципам обслуживания оперативных зон (территорий), объектов и линий, базирующуюся на том из них, по которому работает курирующий их оперработник.
Непосредственная
работа внештатных сотрудников, имеющих
постоянные поручения, планируются
на квартал. Планы составляются под
руководством сотрудников оперативных
аппаратов и, как правило, включают
мероприятия по участию в профилактическом
воздействии на объекты контроля
(лиц, места повышенного
Подбор кандидатов во внештатные сотрудники должен осуществляться с учетом половозрастного, мировоззренческого, медицинского, интеллектуального и профессионального критериев.
Если
общие возрастные критерии установлены
законом и определяются психической
и физической способностью и возможностью
лица к сотрудничеству, то остальные
критерии подбора конкретного лица
будут определяться той задачей,
на решение которой оно
Как
показывает практика, большая часть
внештатных сотрудников принадлежит
к мужскому полу, но разнообразие и
характер тактических задач, которые
им приходится выполнять в ходе подготовки
или участия в оперативно-
С.С. Малыгин пишет, что одним из параметров подбора внештатного сотрудника является его отношение к необходимости борьбы с преступностью, к формам достижения этой цели оперативно-розыскной деятельности и личному участию в такой работе. Обязательно должны быть учтены уровень и характер социальной активности, морально-нравственные установки. Как уже говорилось, в основе изъявления желания к сотрудничеству могут лежать не только патриотические, но и материальные и иные мотивы. Главное, чтобы они не привели их носителей к использованию своего участия в ОРД в преступных целях. В ходе сотрудничества, под влиянием оперативного работника, мотивация может измениться.
Относительно медицинского критерия следует сказать, что внештатным работником не может быть гражданин, состоящий на учете в медицинском учреждении по поводу психического заболевания либо наркомании, а также имеющий ярко выраженные дефекты речи и заболевания, при которых физические и психологические нагрузки противопоказаны.
Под
интеллектуальным уровнем развития
подразумевается
Учет
профессионального критерия предполагает
оценку уровня готовности лица к выполнению
обязанностей, т.е. его возможности
без предварительной
Отечественный
и зарубежный опыт использования
такого содействия определил следующие
основные этапы подбора и привлечения
отдельных лиц к
-
подбор кандидата, пригодного
по своим возможностям для
решения конкретных оперативно-
-
проверка и изучение кандидата
(его личностных и деловых
-
привлечение кандидата к
-
правовое закрепление (
-
обучение некоторым приемам
-
привлечение к подготовке или
осуществлению отдельных
-
самостоятельное выполнение
В зависимости от конкретной ситуации установления сотрудничества, личных характеристик внештатных помощников, этап оформления сотрудничества может следовать сразу за их проверкой и изучением (т.е. приближен к начальной фазе подбора и привлечения).
Результативность сотрудничества с внештатными помощниками, как показывает практика, обеспечивается компетентным руководством со стороны работников оперативных аппаратов ОВД, которое содержит два основных компонента.
Первый: верная организация деятельности внештатных сотрудников предусматривает не только оптимальность их расстановки по участкам (зонам, объектам и линиям) деятельности, но и создание для них необходимого режима работы. Здесь следует исходить не только из реальных возможностей и личных способностей “внештатников” выполнять предполагаемую работу, но и наличия для этого времени.
В связи с этим основной формой организации работы конкретного внештатного сотрудника по выполнению поручений оперативного работника может стать одна из предложенных ниже форм:
1)
индивидуальная, предусматривающая
самостоятельную деятельность
2)
групповая, когда внештатный
3)
смешанная, при которой
Второй включает в себя планирование их работы (о чем уже говорилось), дачу им конкретных поручений, обучение методам и тактике их выполнения, оказание на них необходимого воспитательного воздействия, контроль за правильностью и законностью действий по выполнению поручений.
Поручение
внештатному сотруднику, как правило,
дает тот работник оперативного подразделения,
за которым он закреплен в связи
с обслуживанием последним
В процессе инструктирования осуществляется и обучение внештатных помощников формам и методам работы по борьбе с преступностью. Однако оно может проходить и во время специальных занятий, проводимых их непосредственным руководителем либо другими наиболее подготовленными сотрудниками ОВД, прокуратуры, суда, преподавателями учебных заведений.
При необходимости использования в ходе выполнения поручений специальных познаний к занятиям могут привлекаться специалисты различных отраслей знаний.
С
учетом возможностей использования
различных форм обучения внештатных
сотрудников такие занятия
В общую подготовку следует включать изучение комплекса вопросов, связанных с психологией и этикой общения, педагогикой, психиатрией, оказанием медицинской помощи и пр.
Юридическая
подготовка должна предусматривать
изучение основ административного
и уголовного права, уголовного процесса,
организации и тактики защиты
личности, собственности, чести и
достоинства граждан. Внештатные помощники
должны иметь четкое представление
о содержании институтов необходимой
обороны и крайней
Специальная подготовка включает изучение основ предупреждения, раскрытия преступлений и розыска преступников, тактики сбора оперативно-значимой информации, распознания преступников по поведению и внешности, одежде и другим признакам, а также приемов самообороны, задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений.
Воспитательное воздействие на внештатных сотрудников оказывается в процессе общения с ними при даче поручений, инструктажах о порядке их выполнения, обучении, а также при осуществлении контроля и должно быть основано на неукоснительном соблюдении законности, выполнении гражданского долга и взятых обязательств по участию в борьбе с преступностью, сохранению в тайне сведений, ставших известными в процессе содействия подразделениям милиции, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
За оказание активной помощи в борьбе с преступностью внештатные сотрудники могут поощряться руководством органа внутренних дел.
Вопросы социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим ОРД, требуют особого внимания, т.к. впервые закреплены законодательно.8
Особенность
правовых отношений органов внутренних
дел и лиц, взявших на себя обязанности
по оказанию им помощи в осуществлении
оперативно-розыскной
Информация о работе Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность