Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 21:07, шпаргалка
Криминология изучает преступность, виды преступности, преступления, их причины, иные виды их взаимосвязей с различными явлениями и процессами; результативность принимавшихся мер по борьбе с преступностью. На этой базе криминологи вырабатывают рекомендации по совершенствованию борьбы с преступностью. Многие из этих рекомендаций передаются другим специалистам: экономистам, социологам, юристам разного профиля для их детальной проработки с учетом специальных научных познаний и разработки целого комплекса конкретных мер по устранению причин и условий криминальных явлений.
61 Предупреждение экономической преступности.
Предупреждение экономических преступлений представляет собой сложный, многогранный процесс, включающий применение экономических, финансовых, организационно-управленческих, правовых, технических, культурно-воспитательных и других мер. При этом предупреждение может быть успешным только при комплексном воздействии на причины экономической преступности и условия, ее порождающие.
Деятельность по предупреждению экономических преступлений может осуществляться в различных масштабах. Она может проводиться как на федеральном и региональном уровнях, так и на отдельных предприятиях, в учреждениях и организациях, в отношении отдельных граждан (индивидуальных предпринимателей, руководителей или работников коммерческих организаций). В этой связи различают общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения.Общесоциальные меры предупреждения предполагают проведение государством экономической политики, свободной от криминальных издержек, сужающей возможности «теневой» экономики. Эти меры направлены на разрешение глобальных экономических проблем, порождающих «теневую» экономику и связанную с ней преступность.Таким образом, определяющая роль в предупреждении преступлений в сфере экономической деятельности принадлежит общегосударственным мероприятиям по устранению системного кризиса в обществе, в первую очередь по стабилизации отношений в сферах экономики и социальной жизни, по разрешению присущих им противоречий, обеспечению роста промышленного и сельскохозяйственного производства, демонополизации экономики и формированию конкурентной среды, развитию инфраструктуры рынка, укреплению гарантий частной собственности, социальной защите наиболее уязвимых слоев населения, совершенствованию законодательства, программированию предупреждения экономических преступлений.
62 Общеуголовная корыстная преступность: понятие и общая характеристика.
1. Корыстная преступность
— это совокупность
во-первых, это посягательство на чужое имущество. Общеуголовные корыстные преступления посягают в основном на вещи, включая деньги и ценные бумаги, и иное имущество. Вымогательство бывает связано с требованием передачи права на имущество;
во-вторых, корыстная цель - противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного;
в-третьих, корыстное посягательство используется вне хозяйственной деятельности или без использования виновным своего положения в сфере производства, распределения, обращения материальных ценностей.
63 Причины,
условия и особенности борьбы
с общеуголовной корыстной
К основным причинам корыстной преступности относятся:
криминогенная роль социально-экономического неравенства;
материальная нужда;
ослабление государственного и социально-правового контроля за экономической деятельностью;
отставание законодательного обеспечения борьбы с корыстными преступлениями;
недостатки деятельности правоохранительных органов.
Стратегия предупреждения
заключается в локализации
64 Криминологическая
характеристика коррупционной
1. Под коррупционной преступностью понимается совокупность преступлений коррупционного характера.
Коррупция — это социальное явление, характеризующееся подкупом-продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей.
2. Механизм коррупции — это:
-двусторонняя сделка,
при которой лицо, находящееся
на государственной или иной
службе, нелегально "продает" свои
служебные полномочия или
-вымогательство служащим
взятки, дополнительного
-активный подкуп служащих,
связанный с одновременным
3. Коррупция является следствием как общих, так и специфических процессов детерминации преступности. Последние преимущественно связаны с государственной или иной службой.
При рассмотрении причин
и условий коррупционной
-характеристику служебной среды;
-характеристику служащих;
-состояние социального контроля.
4. В служебной среде (условиях службы) обстоятельствами, из-за которых возникает коррупция, являются следующие:
-Невыполнение правила о таком размере оплаты труда служащих, который позволил бы достойно жить им и их семьям. При этом в России задержка выплаты государственным служащим зарплаты порождает ситуацию крайней нужды в семьях и под влиянием последней у части служащих формируется мотивация на совершение коррупционного преступления.
-Тип управления. При ситуативном управлении задачи решаются в значительной мере по усмотрению отдельных служащих. Правовое регулирование осуществляется лишь в общем порядке, поэтому здесь отмечается простор для личного усмотрения и произвола. При нормативном управлении речь идет о применении в определенных типах ситуаций подробно их регламентирующих правовых норм. В этом случае тоже существует взяточничество, но взятки даются инициативно за то, чтобы чиновник нарушил установленные правила.
-Социально-психологическая обстановка. Признание коррупции в среде государственных служащих нормальным явлением является фактором формирования криминальной мотивации.
5. В характеристике самих служащих, совершающих коррупционные преступления, существенна иерархия их ценностей и, в частности, готовность принести в жертву материальной выгоде закон и нормы морачи, профессиональную честь. Сказываются и такие характерологические черты, как жадность, зависть. Моральная неустойчивость проявляется при инициативном подкупе. Говоря о социальной среде, окружающей личность, следует отметить:
-наличие в ней лиц
с высоким уровнем
-материально обеспеченный
уровень жизни личности и
-наличие дорогостоящих привычек, интересов и т. д.
6. Социальный контроль должен носить упреждающий характер. Отсутствие контроля за доходами и расходами служащих, за выполнением ими служебных обязанностей, нереагирование на факты коррупции либо слабое, не основанное на законе реагирование являются условиями, облегчающими совершение коррупционных преступлений. А для части виновных - это составляющие причинного комплекса, порождающие криминальную мотивацию.
65 Причины и
условия коррупционной преступн
Причины коррупционной преступности имеют сложный характер не только потому, что представляют собой комплекс явлений разной природы, но и потому, что многие из них существуют очень давно и превратились в традиции и образ жизни. Наиболее важные из них можно сгруппировать следующим образом.
1. Экономические:
– нестабильность в экономике, зависящая от политики и внешних влияний;
– инфляционные процессы;
– проникновение организованной преступности в легальный бизнес;
– материальная необеспеченность мелкого чиновника, идущего на поборы и взятки ради удовлетворения собственных нужд и своей семьи;
– появление богатых людей, имеющих возможность давать взятки, иногда огромные;
– процедура приватизации и непродуманное завышение ее темпов, отсутствие нужной для нее правовой базы;
– отсутствие эффективной рыночной конкуренции, что позволяет получать сверхдоходы, а также добиваться успеха не работой, а подкупом.
2. Политические и организационные:
– отсутствие прозрачности действия властей, достаточно традиционное для России;
– возможность определять в своих интересах особые правила отношений с населением и предпринимателями, в том числе из-за отсутствия контроля;
– проникновение в государственные учреждения представителей преступных организаций;
– непомерное количество чиновников, что снижает возможность их высокой оплаты;
– отсутствие эффективных правовых механизмов смещения коррумпированных лиц, многие из которых, даже будучи уличены в получении взяток, все-таки избегают уголовного наказания; практически неуязвимы для правосудия некоторые высшие чиновники, обладающие связями и богатством;
– коррупция в правоохранительных органах, отдельные представители которых не хотят, да и не могут бороться с коррупцией;
– отсутствие у высшей власти желания действительно бороться с коррупцией;
– отсутствие единого учета лиц, которым запрещено занимать должности на государственной или муниципальной службе.
3. Психологические:
– игровая мотивация: как показывают отдельные исследования, коррумпированными личностями может двигать не только корысть, но и бессознательное желание поучаствовать в острой, захватывающей игре;
– отчуждение личности от государственной власти, в результате люди привыкли думать, что без подкупа нельзя ничего сделать, а контролировать власть невозможно;
– круговая порука среди коррупционеров, каждый из них помогает, даже спасает другого, тем самым поддерживая и защищая себя, при этом «другой» сохраняет и свой источник дохода, и собственную безопасность;
– многовековая история мздоимства, сделавшая коррупцию традицией, вписанной в образ жизни;
– традиционное отсутствие солидарности населения с законами, запрещающими коррупцию; существует ряд должностей и профессий, которые становятся вожделенными только потому, что открывают возможность для поборов и мздоимства, например правоохранительные органы, для некоторых людей весьма соблазнительные именно по этой причине;
– низкий уровень правовых знаний населения, правосознания;
– психологическая готовность к подкупу;
– феномен обоюдной вины дающего и берущего взятку: поскольку каждый из них знает, что и другой виноват, это снижает его ответственность перед самим собой, у него чувство вины исчезает, так как он может переложить вину и на другого; здесь имеет место рефлексивная игра, которую необходимо учитывать при расследовании коррупционных преступлений и рассмотрении их в суде.
66 Предупреждение коррупционной преступности.
До сих пор борьба с коррупцией в России носит бессистемный характер, чувствуется отсутствие продуманной программы борьбы. Поэтому нет ясных представлений о наиболее перспективных направлениях предупредительной деятельности, ее формах и методах, объектах и субъектах, сроках и т. д.
Основой экономических мер
– взятка должна быть экономически невыгодной, она должна влечь за собой имущественный ущерб, в том числе и из-за потери доброго имени взяткодателя или взяткополучателя;
– должна быть обеспечена прозрачность реализации государственных программ, предлагающих различные расходы: существуют программы помощи районам, терпящим бедствие или природные катастрофы, без государственной поддержки эти районы просто не выживут, но денежные средства, отчисляемые на данные программы помощи, разворовываются так, что до адресатов доходят лишь малые крохи; изменить ситуацию можно, усилив государственный контроль, а также контроль со стороны общественных организаций и общественности;
– должна быть обеспечена публичность, прозрачность объявления и проведения различных конкурсов для юридических лиц, коммерческих организаций на предоставление им разрешений на экономическую деятельность в рамках государственных заказов. При распределении заказа важна репутация того предприятия (фирмы), которому он делается. Если предприятие (фирма) заведомо не способно выполнить заказ или у него плохая репутация, это может послужить сигналом, что здесь дело не чисто.
Чиновники должны быть просто «винтиками», не имеющими никаких политических пристрастий; это должны быть профессионально подготовленные люди, на которых будет распространяться строгий запрет заниматься коммерцией. Аполитичной прозрачности и честности можно достичь следующими мерами: