Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 16:22, контрольная работа
При определении целей, задач и объектов виктимологической профилактики необходимо выделить три ее уровня: общесоциальный, специальный, индивидуальный. Виды виктимологической профилактики. Основные направления индивидуально-профилактической деятельности органов внутренних дел (полиции). Приемы и методы индивидуальной виктимологической профилактики.
1. Введение_____________________________________________2
2. Виктимологическая профилактика________________________3
3. Профилактические меры виктимологическогосодержания___9
4. Иследование личности потерпевшего____________________11
5. Прогнозирование индивидуального виктимного поведения_15
6. Заключение__________________________________________24
7. Литература___________________________________________26
Ранняя профилактика используется при больших временных интервалах. Например, для повышения эффективности предупреждения квартирных краж важное значение имеет предварительный сбор информации о жителях района, могущих стать жертвами преступления из-за своего материально-финансового положения, либо непринятия ими мер по обеспечению имущественной безопасности, либо в силу аморального поведения. Выявив таким образом граждан с повышенной виктимностью, необходимо проводить с ними разъяснительные беседы о способах и мерах сохранности имущества.
Индивидуальная
виктимологическая
Меры
индивидуального воздействия
К мерам помощи относится прежде всего организация специальных консультативных пунктов, центров социально-психологической защиты граждан от преступлений, основной задачей которых будет являться информирование населения о мерах защиты от преступлений. На пунктах и в центрах психологической помощи необходимо организовывать групповые и индивидуальные консультации с потенциальными жертвами преступлений, в ходе которых оказывать им социально-психологическую помощь, прогнозировать их индивидуальное виктимное поведение, выявлять и пытаться вместе с ними нейтрализовать виктимологически значимые черты личности и особенности поведения.
Одним
из важных условий снижения
уровня виктимности
В п. 3 Наставления о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений (приложение к Приказу МВД России от 11 августа 1998 года № 490) сказано, что сотрудники ОВД в пределах своей компетенции должны осуществлять профилактическую работу в отношении лиц, которые своим поведением способствуют совершению в отношении их правонарушений.
А так же, п. 7.11. указанного Наставления обязывает сотрудников полиции общественной безопасности, а также некоторых иных подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений информировать население о способах и средствах правомерной защиты от преступных и иных посягательств путем проведения среди граждан соответствующей разъяснительной работы, выступлений в средствах массовой информации. П. 12.5 обязывает осуществлять разъяснительную; работу среди населения по обеспечению сохранности собственности граждан. П. 19.3. Наставления относит к основным обязанностям сотрудников следственных подразделений выступления с сообщениями в образовательных учреждениях, трудовых коллективах, перед населением о результатах расследованных и рассмотренных в суде уголовных дел, о причинах и условиях, способствовавших совершению преступлений, осуществление публикаций и выступлений по этим вопросам в средствах массовой информации.
Приказ МВД РФ от 16 сентября 2002 года № 900 (зарегистрирован в Минюсте РФ 20 ноября 2002 года, регистрационный № 3936) “О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных полиции”. Этим Приказом утверждена Инструкция по организации деятельности участкового уполномоченного полиции. Издание данного документа связано со стремлением повысить авторитет участкового инспектора среди населения в целом и среди молодых специалистов в частности. Участковый инспектор должен стать для людей надежным помощником в трудных ситуациях, а не просто лицом, выполняющим различные мероприятия “для галочки”,оказание содействия в трудовом и бытовом устройстве лиц, отбывших наказание. Названная Инструкция наделяет участкового инспектора большим объемом обязанностей. В плане виктимологической профилактики для нас интересны такие как:
1. принимать в пределах своей компетенции участие в защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих раскрытию преступлений (п. 8.3. Инструкции);
2 участвовать в установленном порядке в обеспечении защиты граждан от лиц, входящих в группы риска (п. 8.4. Инструкции);
3. проводить
среди населения
4. осуществлять
контроль за своевременным
Осуществление профилактики краж подразделениями уголовного розыска следует рассматривать как особую деятельность оперативно-розыскного характера, где используются специальные средства и методы, гласные и негласные источники информации. К гласным источникам информации относятся заявления граждан, сообщения должностных лиц, материалы, поступающие от общественности, сигналы средств массовой информации и т.д. К негласным сведения, полученные oперативно-розыскным путем.
Профилактика включена в систему основной работы уголовного розыска и других оперативных подразделений. Для решения задач по профилактике хищений применяются различные тактические приемы, с помощью которых достигается желаемый результат. Особенно важно осуществить предупредительные меры на ранней стадии замышляемого или подготавливаемого преступления. Необходимо оперативно принимать меры, исключающие возможность совершения хищений.
В этих целях используется оперативно-розыскная профилактика в отношении специального контингента, которая относится к области негласной работы. Изучение положительного опыта показывает, что для успешной организации профилактической работы оперативным подразделениям необходимо:
иметь
своевременную информацию, необходимую
для оперативно-розыскной
тщательно проверять такую информацию и использовать ее целенаправленно;
контролировать поведение спецконтингента;
выявлять среди таких лиц организаторов и подстрекателей, применять к ним необходимые меры воздействия;
осуществлять активное профилактическое влияние на спецконтингент;
организовать
взаимодействие заинтересованных служб
и подразделений органов
Несмотря на то, что доля несовершеннолетних преступников в совершенных хищениях невелика, службам по профилактике преступлений среди несовершеннолетних отводится особое место в предупреждении рассматриваемых преступлений. Изучение личности лиц, совершивших хищения, показало, что те качества, обладателями которых они являются, нередко были приобретены ими еще в детстве. Следовательно, знание подростков, которые склонны к совершению корыстных и корыстно-насильственных преступлений, способствует правильной организации индивидуальных профилактических мероприятий. Если эта работа окажется положительной, то в будущем не будут совершаться десятки и сотни краж. Одной из мер, направленных на улучшение профилактической работы указанной службы, является выявление несовершеннолетних с признаками моральной деформации в виде формирующейся или уже сформировавшейся корыстной преступной ориентации, постановка их при наличии необходимых оснований на специальный учет.
Наряду с рассмотренными субъектами предупредительной деятельности, существуют и другие подразделения ОВД, которые непосредственной профилактикой преступлений не занимаются, но в процессе своей деятельности в состоянии опосредованно повлиять на профилактику исследуемых преступных посягательств. Рассмотрим некоторые профилактические возможности их деятельности. Как отмечалось ранее, что в связи с особенностями мест совершения карманных краж, работу по предупреждению данного вида преступления могут осуществлять подразделения полиции общественной безопасности.
В решении задач по охране общественного порядка, возложенных на органы внутренних дел, важное место отводится полиции общественной безопасности. Особенность охраны общественного порядка заключается, прежде всего в том, что она осуществляется в людных местах: на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, пристанях, в аэропортах, при проведении массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Рассматриваемая деятельность, кроме того, определяется свойствами общественного порядка как объекта правовой охраны. В качестве объектов охранительного воздействия выступают люди, совокупность действий которых образует конкретные акты и процессы поведения. Общественный порядок в местах массового скопления людей складывается преимущественно в условиях так называемого внеколлективного поведения, когда (в отличие от поведения в трудовом коллективе) каждый индивид вступает в общение друг с другом, руководствуясь лишь собственными стремлениями, интересами и мотивами, связанными с удовлетворением личных материальных и духовных потребностей. Устанавливающиеся при этом взаимоотношения носят, как правило, временный, неустойчивый, характер, в результате чего появляется большая вероятность несогласованности действий (поступков), возникновения конфликтных ситуаций. Все это приводит к необходимости своевременного предупреждения и пресечения антиобщественного поведения, упорядочения отношений между людьми в рамках, определенных правовыми и другими социальными нормами.
Оказание помощи при взаимодействии с оперативными подразделениями по предупреждению и профилактики краж, совершаемых в общественных местах может заключаться в следующем. Например, деятельность патрульно-постовой службы может оказаться полезной в том случае, если при установлении маршрутов патрулирования будет учтено расположение мест наиболее частого совершения определенных видов краж, работники данной службы своевременно станут оповещаться о приметах преступников. Это будет способствовать задержанию, а, следовательно, пресечению преступной деятельности лиц, совершающих кражи в общественном месте.
В интересах
профилактики изучаемых преступлений
следует подготовить
От службы дежурной части требуется оперативное реагирование на сигналы о совершенных хищениях, правильная организация поиска преступников по “горячим следам”, своевременное направление информации в соседние регионы и другие заинтересованные службы. Одной из мер совершенствования ими профилактики является улучшение организации взаимодействия и оперативного реагирования на сигналы о возможном совершении хищений.
При планировании мер по предупреждению краж необходимо учитывать их способы, приемы и место совершения. Под контроль правоохранительных органов должны быть взяты общественные места, где наиболее распространены карманные кражи, например, места досуга и отдыха, заключения различных сделок, связанных с оборотом денежных средств и др.
Важным аспектом предупреждения хищений чужого имущества должны стать меры, направленные на улучшение контактов органов внутренних дел со средствами массовой информации. Исследование показывает, что когда органы внутренних дел тесно сотрудничают со средствами массовой информации в деле предупреждения различных форм и видов хищений, результаты такого сотрудничества бывают весьма ощутимыми. Информирование населения о наиболее распространенных приемах и способах краж, должно стать одним из важнейших направлений сотрудничества органов внутренних дел со средствами массовой информации.
Заключение
Сотрудник полиции, осуществляющий проведение оперативно-розыскных мероприятий, должен быть готов к тому, что жертва своими действиями может значительным образом затруднить его работу. Он должен быть чуток, вежлив и корректен. Как бы он ни торопился, он должен терпеливо выслушать все, что посчитает нужным сказать жертва. Обязательно следует разъяснить жертве какие будут предприняты шаги со стороны милиции, чтобы отыскать похищенное и поймать преступника.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Европейская конвенция по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений от 24 ноября 1983 года
2. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью от 29 ноября 1985 года
Информация о работе Профилактика, проводимая среди жертв преступлений