Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:03, реферат
Этот принцип, с одной стороны, подразумевает верховенство конституции и закона в иерархии нормативных актов, обеспечиваемое, во-первых, утверждением конституционного режима в правотворческой деятельности, предполагающего строгое соответствие всех нормативных актов, в том числе и законов, Конституции; во-вторых, установлением строгого режима законности в нормотворческой деятельности государства, в соответствии с которыми ни один подзаконный акт не может изменять или дополнять положения Конституции и закона. Они могут приниматься только во исполнение Конституции и закона.
Содержание принципа "Верховенство Конституции и закона".
Пути укрепления законности в Республике Узбекистан
Внешняя политика республики Узбекистан.
Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан
Ким Елена
Проверила:
Татаева З.А.
План:
Принципы внешней политики
1.
Содержание принципа "Верховенство
Конституции и
закона".
В статье 15 Конституции
Республики Узбекистан получил отражение
один из основополагающих принципов правового
государства - принцип верховенства конституции
и закона.
Этот принцип,
с одной стороны, подразумевает
верховенство конституции и закона
в иерархии нормативных актов, обеспечиваемое,
во-первых, утверждением конституционного
режима в правотворческой деятельности,
предполагающего строгое соответствие
всех нормативных актов, в том числе и
законов, Конституции; во-вторых, установлением
строгого режима законности в нормотворческой
деятельности государства, в соответствии
с которыми ни один подзаконный акт не
может изменять или дополнять положения
Конституции и закона. Они могут приниматься
только во исполнение Конституции и закона.
С другой стороны,
принцип верховенства Конституции
и закона означает подчинение жизнедеятельности
общества, прежде всего им. Претворение
в жизнь этого принципа во втором его значении
зависит от многих факторов, но, прежде
всего, от авторитета Конституции и закона
в обществе. Конституция и законы, не пользующиеся
уважением общества, как правило, не исполняются.
Общество не находит нужным считаться
с их требованиями, игнорирует их.
Для того чтобы
авторитет Конституции и закона
в обществе был высоким, в первую
очередь необходимо обеспечить соответствие
принципам права самой Конституции, а
потом добиться абсолютного соответствия
ей законов и всех других правовых актов
государства. Законы должны отвечать духу
времени и обеспечивать решение стоящих
задач. Необходимо, чтобы они защищали
законные интересы человека, стояли на
страже его прав и свобод.
Непременным условием
повышения авторитета закона является
обеспечение качества принимаемых
законов, так как и сегодня
одним из серьезных изъянов
Повышение качества
законов немыслимо без учета
моральных норм при разработке законодательных
актов, без их соответствия духовности
народа. Еще ибн Сино в «Книге исцеления»
писал, что, разрабатывая законы, необходимо
учитывать «нравственные устои народа
и те традиции, которые побуждают к справедливости».
Мораль оказывала, и будет оказывать первостепенную
роль на жизнь людей, и если содержание
закона отходит от выработанных обществом
моральных норм, то авторитет закона оказывается
невысоким. Он не понятен обществу, вызывает
у него недоверие и поэтому практическое
его претворение в жизнь будет крайне
затруднительным.
Наряду с совершенствованием
нормотворческой деятельности важным
средством обеспечения верховенства Конституции
и закона является эффективно работающий
механизм их реализации. Это требует совершенствования
практической деятельности государственных
органов и должностных лиц по созданию
условий, материально-технической базы
для претворения в жизнь закона и Конституции.
Низкая эффективность некоторых наших
законов объясняется или отсутствием
в них норм, указывающих на источник материального
обеспечения или отсутствием достаточных
материальных ресурсов у общества для
претворения в жизнь закона, или создания
трудностей в материально-техническом
обеспечении реализации закона. И пока
в этих вопросах не будет наведен порядок,
эффективность работы закона будет оставаться
низкой.
Необходимо обеспечить
своевременное доведение закона до исполнителей
и обучение их способам эффективной его
реализации, совершенствование функциональных
обязанностей государственных структур
в соответствии с требованиями закона.
Создание эффективно
работающего механизма
Реальное воплощение
в жизнь законов обеспечивается
юридическими механизмами их поддержки.
Законы нередко носят общий характер,
а правовые акты, разъясняющие способы
и пути их реализации отсутствуют. Поэтому
сама жизнь требует, чтобы закон
издавался вместе с актами, определяющими
порядок претворения в жизнь его положений,
чтобы была разработана эффективная система
ответственности государственных органов
и должностных лиц за не обеспечение или
противодействие осуществлению закона.
2. Пути укрепления
законности в Республике Узбекистан.
Торжество конституции
и закона во многом зависит от того,
как их требования будут претворяться
в жизнь, от состояния законности
и правопорядка в обществе. Укрепление
же последних напрямую связано с
усилиями и государства, и органов самоуправления
граждан, и общественных объединений,
и должностных лиц, и граждан.
Важную роль
в решении этой проблемы призваны
играть, например, Олий Мажлис Республики
Узбекистан и Жокаргы кенес Республики
Каракалпакстан, в обязанности которых
входит постоянное усовершенствование
и упорядочение законодательства, что
является фундаментом законности и правопорядка.
Высока роль
в этом деле Советов народных депутатов,
на которые возложено обеспечение
исполнения конституции и законов
предприятиями, учреждениями, организациями,
общественными объединениями и гражданами.
Большое место в деятельности Советов
народных депутатов занимает обеспечение
законности в деятельности государственных
органов, стоящих на страже правопорядка.
Но наряду с
осуществлением контроля над деятельностью
государственных органов, общественных
объединений и граждан за исполнением
нормативных актов на Советах народных
депутатов лежит обязанность обеспечивать
законность и в своей собственной работе.
Соблюдение законности непосредственно
Советами народных депутатов - непременное
условие укрепления законности во всех
сферах государственной и общественной
жизни. Если Советы народных депутатов
сами нарушают закона, то тем самым они
дают повод для незаконных действий другим,
в том числе, и гражданам.
Важной гарантией
обеспечения законности Советами народных
депутатов является участие в
этой работе народных депутатов. Народный
депутат как представитель
Действенным средством
укрепления законности служит депутатский
запрос - право депутатов в необходимых
случаях на сессиях Советов народных депутатов
потребовать и получить от органов управления
официальное объяснение по любому вопросу
их деятельности, в том числе и по вопросам
нарушения законности.
Одной из форм привлечения
депутатов к работе по обеспечению
законности в период между сессиями Советов
народных депутатов являются постоянные
комиссии, которые, каждая в своей отрасли,
должны обеспечивать точное и своевременное
исполнение законов и других актов министерствами,
ведомствами, предприятиями, учреждениями
в их хозяйственной деятельности.
Укрепление законности
тесно связано с деятельностью
органов исполнительной власти, отличающихся
от других частей государственного аппарата
тем, что в своей деятельности
наиболее широко организуют применение
и исполнение законов и других правовых
актов.
Реализация принципов
законности в деятельности органов
исполнительной власти означает безусловное
выполнение Конституции и законов,
издание правовых актов с соблюдением
требований законности, их упорядочение
и систематизацию, защиту всех форм
собственности, прав и свобод человека,
укрепление общественного порядка. Строгое
следование принципам законности позволяет
добиваться четкости и повышения культуры
работы органов исполнительной власти,
что, в конечном счете, способствует повышению
эффективности управления, росту сознательности
и активности граждан.
Одной из важнейших
форм обеспечения законности в деятельности
органов исполнительной власти является
контроль и проверка фактического исполнения.
Основное назначение контроля и проверки
фактического исполнения – способствовать
неукоснительному выполнению решений
в установленный срок, достижению высоких
конечных результатов, повышению уровня
организованности в управленческой деятельности
и ответственности в работе должностных
лиц, обеспечение ритмичности и целеустремленности
в работе государственного аппарата управления.
Действенным средством
улучшения качества управления, укрепления
законности является своевременное
рассмотрение жалоб и заявлений
граждан и их правильное разрешение.
Ибо общественное мнение есть ни что иное,
как оценка уровня деятельности, культуры
работы государственных организаций и
должностных лиц.
В системе мер
по укреплению законности первоочередное
место отводится
В условиях качественного
обновления общества неизмеримо возрастает
роль прокурорского надзора в
укреплении законности. Органы прокуратуры
присущими им методами и средствами
обязаны всемерно содействовать
обеспечению твердого правового
режима перестройки деятельности Советов
народных депутатов, хокимов, органов
самоуправления граждан, общественных
объединений и должностных лиц. Важнейшей
своей задачей они должны считать обеспечение
прав и свобод человека, искоренение нарушений
законности в работе правоохранительных
органов, улучшение надзора за исполнением
законов в местах содержания задержанных,
арестованных и осужденных.
Центральное место
в системе мер, направленных на укрепление
законности, занимает дальнейшее совершенствование
работы органов, стоящих на страже общественного
порядка, деятельность которых составляет
реальную основу режима законности. Они
обеспечивают функционирование общественных
отношений в соответствии с законами Республики
и политическую стабильность в стране,
защищают интересы общества и личности.
Требует дальнейшего
совершенствования деятельность адвокатов,
призванных путем оказания юридической
помощи населению и организациям, обеспечивать
укрепление законности и правопорядка,
пропаганду законодательства, защиту
прав, свобод, и интересов граждан и юридических
лиц. Важная форма борьбы адвокатов за
законность – участие в уголовном судопроизводстве.
В соответствии с новым уголовно-процессуальным
кодексом, адвокат сегодня в качестве
защитника допускается к участию в уголовном
деле с момента предъявления обвинения,
а в случае задержания лица, подозреваемого
в совершении преступления, или применения
к нему меры пресечения в виде заключения
под стражу до предъявления обвинения
– с момента объявления ему об избрании
меры пресечения, но не позднее 24 часов
с момента задержания.