Преступность в современной России: ситуация, тенденции, перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 15:52, контрольная работа

Описание работы

Печальным итогом являются, с моей точки зрения, два фундаментальных процесса: депопуляция населения (за счет растущего превышения смертности над рождаемостью) и “исключение” (exclusion) массы населения из активной общественной жизни как результат депрофессионализации, деквалификации, маргинализации, алкоголизации, обнищания (в 90-е гг. с доходами ниже прожиточного минимума проживало 21-28% населения), безработицы. Между тем именно “исключенные” (exclusive) составляют основную социальную базу преступности, наркотизма, алкоголизма, суицида.

Содержание

1.Введение
2.Состояние и тенденции преступности
3.Перспективы развития преступности в России

Работа содержит 1 файл

контрольная .doc

— 85.50 Кб (Скачать)

Наибольший интерес  представляет постоянный и значительный рост удельного веса лиц, не имеющих постоянного источника доходов.Это еще раз свидетельствует о возрастании роли “исключенных” (exclusive) как социальной базы преступности. Это же может служить подтверждением селективного подхода милиции и уголовной юстиции к правонарушителям (по известному принципу: “того, кто украл буханку хлеба, сажают в тюрьму, укравшего железную дорогу избирают в сенат”).

Другой интересный факт – устойчивое снижение доли преступности несовершеннолетних. Это может объясняться несколькими причинами: постепенно более терпимым отношением милиции к преступлениям (особенно незначительным), совершаемым подростками, а также относительно лучшей их адаптацией к новым социально-экономическим условиям по сравнению со взрослыми людьми. Однако тогда возникает вопрос: какими средствами происходит адаптация подростков – путем ухода в наркотики? Или - в преступные сообщества?...

Особая тема – организованная преступность в России. Наша точка зрения отражена в ряде публикаций, и здесь мы ограничимся лишь некоторыми выводами.

Организованная  преступность – сложный социальный феномен, выражающийся в функционировании устойчивых управляемых сообществ, занимающихся преступлениями как бизнесом (organized crime as illicit business enterprise) и создающих систему защиты от социального контроля с помощью коррупции.

Рост организованной преступности – естественный, закономерный глобальный процесс. Организованная преступность как социальный феномен “встроена” в систему общественных отношений и оказывает существенное влияние на экономику и политику. Во многих странах, включая Россию, организованная преступность сложилась как социальный институт (в России с конца 70-х – начала 80-х годов минувшего столетия). Об этом свидетельствуют такие признаки социального института как длительность существования, регулярность функционирования, выполнение определенных социальных функций (обеспечение заинтересованных групп населения товарами и услугами, предоставление рабочих мест, перераспределение средств и др.), наличие “профессиональных” норм, символов, языка (сленг), распределение ролей.

Криминальный  бизнес возникает, существует и развивается  при наличии ряда условий:

  • спрос на нелегальные товары (наркотики, оружие и др.) и услуги (сексуальные и др.);
  • неудовлетворенный спрос на легальные товары и услуги (например, тотальный “дефицит” при “социалистической” экономике);
  • рынок труда, безработица, незанятость подростков и молодежи;
  • недостатки налоговой, таможенной, экономической политики государства, а также коррупция, препятствующие нормальному развитию легальной экономики.

Преступные организации (“организации преступного предпринимательства”) – социальные организации типа трудовых коллективов. Их цель – извлечение максимальной прибыли посредством производства и распределения товаров и услуг с использованием как легальных, так и преступных методов.

Преступные организации  стремятся к монополизации своей деятельности в определенных сферах (наркобизнес, торговля оружием, контроль над игорным бизнесом и др.) или на определенной территории.

Основные сферы  деятельности преступных организаций  в России традиционны: нелегальный  оборот наркотиков, торговля оружием, рэкет, нелегальная продажа цветных  металлов, кража и продажа автомобилей, финансовое мошенничество, включая использование современных электронных средств, изготовление и продажа фальсифицированных продуктов – прежде всего алкоголя, контроль над проституцией и порнобизнес, контроль над игорным бизнесом. Организованная преступность интернациональна, российские преступные сообщества сотрудничают (и конкурируют) с “коллегами” из других стран.

Основные тенденции  современной организованной преступности в России: стремление к легализации  свое деятельности, отмывание денег, вхождение со своим капиталом и кадрами в легальный бизнес, проникновение во властные структуры. В результате - политизация организованной преступности и криминализация политики, экономики, общества и государства; образование криминально-предпринимательско-властной “элиты”, правящей страной.

Ослаблению контроля над преступностью, селективности  полиции и уголовной юстиции, развитию организованной преступности способствует коррупция. Она существует во всех странах, различия – в масштабах и, соответственно, в последствиях для общества.

В России коррупция  – традиционное зло. В настоящее  время она приняла тотальный  характер, охватив все ветви и  уровни власти, давно превратившись  в социальный институт. По данным Transparency International, Россия последние годы входит в десятку наиболее коррумпированных стран мира. Ежегодные убытки от коррупции в стране составляют $20-25 миллиардов. Экспорт капитала за границу достигает $15-20 миллиардов в год, а всего за 2000-2006 гг. - $300-350 миллиардов.

По данным Фонда  ИНДЕМ, в стране сформированы коррупционные сети, охватывающие высшие эшелоны власти, в рамках которых (сетей) и решаются все принципиальные вопросы российской экономики и политики…

Перспективы развития преступности в России

Как отмечалось во Введении, преступность и ее виды существенно зависят от социально-экономических, политических, демографических факторов. Поскольку автор не видит реальных позитивных изменений в России с начала 90-х годов и не предвидит их в ближайшие годы, постольку и наш прогноз пессимистичен.

Нельзя ожидать сокращения коррупции и организованной преступности. Бедность и нищета огромной части населения будет порождать имущественные преступления. Зависть, как результат поляризации населения на очень богатых (причем, по мнению большинства, несправедливо богатых, за счет финансовых, экономических махинаций, присвоений, взяточничества) и массу бедных, вражда, недоверие, беззащитность перед преступниками и властью (как образно сказала олимпийская чемпионка Л. Лазутина, “все мы бесправны перед законом”) будут способствовать насильственным преступлениям.

С моей точки  зрения, наибольшую криминогенную опасность  представляют два контингента: растущая масса “исключенных”, маргиналов и развращенная, коррумпированная властная элита.

Пессимистичен прогноз не только автора этой статьи. Аналогичны предположения В. Лунеева, который, в частности, подчеркивает: “Главной опасностью была и остается преступность высокого должностного положения, интеллекта и богатства. "Респектабельная преступность белых и перламутровых воротничков", срастаясь с продажными представителями политической и правящей элиты, законодательных, исполнительных и судебных властей, не только успешно использует имеющиеся возможности для своей преступной деятельности, но и по своему усмотрению формирует их путем многообразных воздействий на политическую, экономическую и управленческую ситуацию в стране или регионе”.

Е. Сторубленкова  не исключает, что “стабилизация "преступной деградации"… грозит перерасти  в будущем в "поголовную криминализацию населения" страны”.

И, наконец, еще  одна цитата: “Происходит громадный  шаг вперед по пути криминализации государства… То есть государство  начинает функционировать не как  организм, в который проникли разные мафии, а как самая крупная  мафия, которая хочет уничтожить мелкие, навести порядок и пополнить "общак"… Государство преобразуется в соответствии с суровыми законами мафии”.

При всем этом важно отметить: констатация тяжелой социально-экономической ситуации, пессимистическая оценка перспектив не является “тоской по социалистическому прошлому”. Советский тоталитаризм был ужасен. К сожалению, современные властные структуры делают значительный шаг назад, по сравнению с реформами периода М. Горбачева.  
 

Информация о работе Преступность в современной России: ситуация, тенденции, перспективы