Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:46, контрольная работа
В настоящее время распространение преступности в России стало одной из острейших проблем. Увеличивается количество преступлений, поднимается уровень насилия, его проявления становятся все более жестокими и профессиональными. От посягательств на собственность преступники все чаще переходят к заказным убийствам, терроризму, захвату заложников, активнее используются оружие, взрывные устройства. Криминальные деяния насильственной группы составляют примерно 20% всех преступлений, тяжкие - около 5%.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПРЕСТУПНОСТЬ В СЕМЕЙНОЙ СФЕРЕ 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 12
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
ПРЕСТУПНОСТЬ В СЕМЕЙНОЙ СФЕРЕ | 4 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 11 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 12 |
ВВЕДЕНИЕ
В
настоящее время
В последние годы все большее внимание и беспокойство общественности и правоохранительных органов вызывает насилие в семье, ставшее наиболее распространенной формой агрессии в современной России. Так, по результатам исследований, 30-40% тяжких насильственных преступлений совершается именно в семье. Жертвы семейно-бытовых конфликтов составляют наиболее многочисленную группу среди погибших и пострадавших от любых преступлений. Насилие в семье является распространенным явлением во всем мире, а на Четвертой Всемирной конференции ООН по положению женщин (Пекин, 4-15 сентября 1995 года) оно признано "эпидемией" в большинстве стран.
В
результате проникновения насилия
в жизнь семьи наблюдается
деконструкция нравственных, гуманистических
основ семейного воспитания, прогрессируют
детская безнадзорность и беспризорничество,
несовершеннолетние все активнее вовлекаются
в потребление спиртных напитков, наркотиков,
в проституцию и криминальную деятельность.
В такой обстановке совершенствование
мер предупреждения насилия в семье становится
важнейшей задачей органов внутренних
дел.[1]
ПРЕСТУПНОСТЬ
В СЕМЕЙНОЙ СФЕРЕ
Семейная
криминология (криминофамилистика) —
относящаяся к школе преступных
подсистем отрасль
Семью определяют достаточно широко, относя к ее членам (независимо от факта их совместного или раздельного проживания) лиц, находящихся (ранее находившихся) в юридическом или фактическом браке, в состоянии родства любого характера (прямое или боковое, нисходящее или восходящее, полнородное или неполнородное), степени, свойства. Любая форма принятия несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей (в т.ч. осуществление фактического воспитания и содержания), а так же иных лиц, попавших в материальную, психологическую или иную зависимость вследствие неспособности обеспечить уход за собой, самостоятельно защищать свои права (например, нетрудоспособный иждивенец).[1]
Результаты криминофамилистических исследований показывают, что взаимосвязь семейных отношений и преступности нельзя охарактеризовать однозначно со знаком “плюс” или “минус”. С одной стороны, безусловно, значительная часть умышленных преступлений совершается не без негативных влияний, аккумулированных в родительской семье либо в супружестве. С другой стороны, отсутствие семьи также способствует совершению преступлений.
Преступлениям несовершеннолетних способствует не только сиротство, но и нарушение родительской семьи, выраженное в отсутствии одного из родителей, что у несовершеннолетних правонарушителей распространено в 2—4 раза больше, чем у подростков, правонарушений не совершавших.
В последние годы приблизительно каждый третий подросток, совершивший преступление на территории бывшего СССР, вырос в неполной семье.
Семья,
в известной мере, является моделью
взаимоотношений индивида с обществом,
она выполняет функцию
Пассивное отношение к развитию преступных наклонностей, замыслов, согласно данным криминологичесских исследований, отмечается приблизительно в половине семей преступников: как в родительских, так и в собственных семьях. Причем пассивность семьи объясняется обстоятельствами в одних случаях объективными (болезнь или чрезмерная занятость близких к преступнику людей), а в других субъективными (неумение либо нежелание оказывать воспитательное воздействие). [3]
Семьи, способствующие тому, что их члены становятся преступниками, делятся на оказывающие общее отрицательное воздействие и на непосредственно вовлекающие в преступную деятельность. Первые распространены, конечно, значительно больше. Соотношение между первыми и вторыми — 9:1.
Общее отрицательное влияние семьи проявляется в стереотипах жестокости, корысти, наличии в семье лиц, привлекавшихся к административной и уголовной ответственности. Имеются некоторые отличия семей корыстных и насильственных преступников. У корыстных грубость в домашнем общении наблюдается в несколько раз реже, причем семейные конфликты чаще связаны с материальными притязаниями друг к другу.
Семьи,
целенаправленно вовлекающие
Иногда имеет место большой разрыв во времени между криминогенными семейными обстоятельствами и преступлением. Скажем, недостаточная теплота со стороны матери к малолетнему сыну, давшая толчок к развитию у него жестокости, проявляется, спустя несколько десятилетий, в акте агрессии. Впрочем, разноплановое влияние семьи на формирование преступной личности нередко осознается последней, что, в частности, находит выражение в татуировках, символизирующих криминогенное влияние родителей, жены и т. д., а также в нательных надписях и аббревиатурах, наподобие следующей: УТРО (Ушла тропою родного отца).
Внутрисемейные преступления, подавляющее большинство среди которых составляют те, которые связаны с применением насилия одним из членов семьи по отношению к другому члену семьи, в том числе детоубийства и другие преступления против детей, обычно имеют в своей основе конфликт либо внутри семьи между ее членами, либо между членами семьи и ее окружением. За рубежом данное направление криминологии семейных отношений чаще всего именуется "domestic violence" (домашнее насилие).
Проблема внутрисемейных преступлений исследуется крими-нофамилистикой как одна из значимых составляющих ее предмета. Когда говорят о внутрисемейных преступлениях, то имеют в виду преступления, которые совершаются внутри семьи одними ее членами против других ее членов. При этом не имеет значения, оформлены ли отношения между супругами юридически. В семье совершаются и корыстные, и насильственные, и многие другие преступления, хотя основную массу составляют все же насильственные преступления. В России насильственные преступления против членов семьи совершаются чаще, чем против просто знакомых, не являющихся родственниками, а преступления против знакомых — чаще, чем против незнакомых. Внутри же семьи наиболее часто преступления совершаются одним супругом в отношении другого.
Внутри семьи совершаются различные по характеру и степени тяжести насильственные преступления, среди которых преобладают преступления против жизни и здоровья, против половой неприкосновенности и половой свободы личности. К настоящему времени в России лучше изучены в криминологическом плане наиболее опасные из внутрисемейных преступлений, такие, как убийство и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.
Внугрисемейные убийства, по данным эмпирических исследований, составляют около 40 % всех имеющих место в России убийств. В год совершается приблизительно 12 000 внутрисемейных убийств. Из них около 65 % приходится на супружеские убийства, что составляет более 25 % всех совершаемых в России убийств.
Среди жертв внутрисемейных убийств женщин больше, чем мужчин. Такова ситуация в современной России. И аналогичная тенденция наблюдается в некоторых странах западной Европы, в частности, в Германии, где женщина чаще, чем мужчина становится жертвой внутрисемейного преступления. Впрочем, так происходит не везде. Исключение составляет, например, Уганда, в которой внутрисемейные насильственные преступления чаще совершаются против мужчин. [3]
Рассмотрим виды внутрисемейных преступлений на примере наиболее исследованной их разновидности, а именно супружеских убийств. Можно выделить четыре вида вышеназванных преступлений: 1) корыстные, 2) связанные со стремлением освободиться от различных забот, 3) связанные с ревностью, 4) убийства в связи с борьбой за власть или самоутверждение в семье. Два вторых вида распространены гораздо больше нежели два первых.
Корыстные убийства составляют всего лишь около 5 % от общего числа супружеских убийств. К ним относятся, в частности, убийства, связанные со стремлением освободиться от уплаты алиментов. Последние годы участились супружеские убийства, связанные с желанием получить дополнительную жилую площадь, ускорить получение наследства или же получить страховку. Этому, по-видимому, в некоторой степени способствуют средства массовой информации, красочно описывающие подобные преступления. В связи с наблюдаемым расширением и повышением доступности рынка криминальных услуг сегодня для “разрешения семейных проблем” все чаще приглашаются наемные убийцы. На это влияет также отмеченная выше тенденция к повышению в 90-е годы преступной активности женщин, поскольку женщине совершить супружеское убийство собственноручно в техническом отношении труднее, чем мужчине. Кроме того, отмечаются отдельные супружеские убийства, которые по своему характеру примыкают к такой разновидности внутрисемейных преступлений, как “брачные аферы”. Убийца-аферист вступает в брак с целью завладеть имуществом супруга, а затем лишает его жизни и получает страховку или наследство.
Убийства, связанные со стремлением освободиться от различных забот (также около 5 %), характеризуются обычно тем, что преступника тяготит необходимость постоянного ухода за больным или пожилым супругом либо какая-либо иная зависимость от него. Отсюда возникает мысль об избавлении от него посредством убийства. Эта разновидность преступлений может быть связана также с несовместимостью брачных партнеров или желанием одного из них заключить новый брак при возникающих осложнениях, чаще всего психологического характера, с расторжением старого. Обычно все подобные убийства являются предумышленными, они тщательно, вплоть до мелочей планируются. Поэтому высока их латентность.
Убийства одного супруга другим, связанные с ревностью, весьма распространены, их доля среди супружеских убийств превышает 50 % . Чаще они происходят в ситуации установленной, а не лишь предполагаемой супружеской измены, хотя наблюдается, что порой даже сомнение в верности супруга постепенно приводит его партнера по браку к душевном срыву, за которым следует убийство. Мужчины по мотивам ревности совершают супружеское убийство на 15— 20 % больше, чем женщины. За этими цифрами, вероятно, стоят психолого-исторические предпосылки, проявляющиеся в том, что женщина, учитывающая исторический опыт взаимоотношений полов, в большей степени готова к возможности пережить драму супружеской неверности. [5]
В
семейной криминологии применительно
к криминогенным ситуациям
Убийства, совершаемые в результате борьбы за власть и самоутверждение в семье составляют более 50 % от числа супружеских убийств (часть внутрисемейных преступлений совершаются под влиянием не одного, а нескольких факторов, например, драма супружеской неверности наслаивается на борьбу за лидерство). В ситуации совершения данной разновидности внутрисемейных преступлений имеет место столкновение двух сильных характеров на фоне низкой культуры поведения. Оба супруга обычно авторитарны и грубы. Борьба за власть между ними идет в различных аспектах совместной жизни. Это и финансовые вопросы, и распределение хозяйственных обязанностей в семье, и решение вопросов воспитания детей, и вражда с родственниками партнера по браку.