Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 12:24, реферат
Одним из признаков социально-демографической характеристики личности является возраст. Законода-тель использует этот показатель для определения воз-растного уровня, с которого может наступать уголов-ная ответственность.
Это вполне закономерно, так как объективно воспринять смысл уголовно-правовых запретов, нала-гаемых законодателем на определенный круг действий, и с учетом этого сообразовывать свое поведение может только человек, отличающийся определенным право-сознанием и правовой культурой.
На базе такой категории, как индивидуальное правосознание Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов.- М.: Новый юрист, 1998. - С.572-588., законодатель в ч. 2 ст. 20 УК РФ предусматривает
Введение 3
1. Криминологическая характеристика 5
2. Причины преступности несовершеннолетних 12
3. Меры предупреждения преступности несовершеннолетних 17
Заключение 23
Список литературы 24
В соответствие с этим законом расширен круг полномочий органа по контролю и предупреждению подростковой преступности. В частности, они наделены правом ассигнования государственных средств на созда-ние программ в области предупреждения подростковой преступности. Особое значение имеют целевые програм-мы, создающие условия лечения и реабилитации подро-стков, страдающих от заболеваний мозга, а также став-ших жертвами насильственных преступлений.
Ряд норм данного закона посвящен разработке проектов, касающихся мер по профилактике преступ-ности среди подростков, отбывающих заключение. Осо-бенно приветствуются те проекты, которые основаны на индивидуальном подходе к несовершеннолетним преступникам.
Особое значение для профилактики и превенции подростковой преступности имеют скоординированные усилия государственных органов власти, органов мест-ного самоуправления и представителей местных общин по созданию программ занятости подростков. Сюда же относятся все меры, которые помогают как-то занять несовершеннолетних граждан во время, свободное от посещения школы, а именно: создание спортивных и оздоровительных центров, центров и клубов самодея-тельности, поддержка различных молодежных движе-ний (в частности, бой-скаутского движения) и др.
Согласно указанному закону планируется созда-ние «горячих линий» в школах, по которым была бы возможна оперативная передача сведений о соверше-нии насильственных преступлений в школах. Эти меры не были бы эффективными, если бы законом не нала-гались дополнительные запреты и не усиливались бы санкции за ношение огнестрельного оружия без соот-ветствующей лицензии.
Ряд норм посвящен поддержке национальных меньшинств (в особенности, индейцев) в области пре-дупреждения подростковой преступности.
В последнее время в США особенно широко осу-ществляется политика поддержки крупных городов, улучшения качества в них жизни и обеспечения безо-пасности для граждан. Особое место там занимают спе-циальные программы, направленные на предупрежде-ние насилия среди молодежи. Они осуществляются в трех направлениях:
меры по борьбе с правонарушениями среди молодых людей, относящихся к национальным меньшинствам;
меры предупреждения отсева из школ молодых людей из группы риска и содействие их трудоустройству;
меры обеспечения здорового начала для детей и молодежи.
Профилактика преступности несовершеннолетних должна начинаться с антикриминогенного воздей-ствия семьи на подростка.
Проблема «неблагополучных» семей существова-ла всегда, однако ранее она в какой-то мере компенси-ровалась усилиями детских комнат милиции, инспек-ций по делам несовершеннолетних. Сейчас ситуация резко изменилась в худшую сторону, поэтому необхо-димо возобновление профилактической деятельности комиссии по делам несовершеннолетних, привлечение к профилактике правонарушений несовершеннолетних добровольных фондов, религиозных организаций, об-щественных объединений и движений.
Помимо семьи, антикриминогенное воздействие должно оказывать и окружение подростка по месту жительства или проведения досуга, что справедливо отмечалось и отмечается криминологами.
В советский период это обстоятельство выполня-ло сдерживающую роль, поскольку, во-первых, функ-ционировали специализированные детские учрежде-ния, организующие досуг подростков по месту житель-ства. Во-вторых, действовала система субъектов -- не-государственных организаций, осуществлявших профи-лактическую работу в подростково-молодежной среде. Разрушение этой системы повлекло за собой развитие процессов самоорганизации подростков по месту их проживания.
Важную роль в антикриминогенном влиянии на несовершеннолетних должна оказывать школа, по-скольку само воспитание наряду с обучением составля-ет содержание процесса соответствующего воздействия на подростка, формируя его в качестве полезного для общества человека.
Ранее внеклассная работа была организована в школе на должном уровне. Изменение системы ценност-ных ориентации привело к утрате системного воспита-тельного воздействия на несовершеннолетних. В сочета-нии с различного рода социальными проблемами, кото-рые влекут закрытие школ, забастовки учителей, диф-ференциацию учащихся по их имущественному положе-нию и деление школ на привилегированные и обычные, это влияет и на качество обучения основной массы под-ростков, приводит к ослаблению педагогического конт-роля за учащимися. В итоге весомая доля несовершен-нолетних правонарушителей приходится на учащихся школ, профессионально-технических училищ, когда подростки в учебное время совершают кражи, вымога-тельства, употребляют спиртное, наркотики и в этом состоянии допускают противоправные действия.
Деятельность государственных специализирован-ных органов может также оказать позитивное профи-лактическое влияние на преступность несовершенно-летних.
Этого можно достичь следующими способами:
во-первых, подготовка и осуществление органами местной администрации, органами местного самоуп-равления мероприятий по выявлению подростков, ока-завшихся в трудных жизненных ситуациях, и по ока-занию им своевременной помощи. Здесь важную роль должны сыграть органы прокуратуры, выявляя и при-нимая меры к тем, кто нарушает права несовершенно-летних. В современной сложной обстановке, конечно, трудно изыскивать возможности ресурсного обеспече-ния работы с подростками по месту жительства, одна-ко это необходимо, поскольку деформации нравствен-ного порядка, имеющие место у этого контингента, можно и должно исправить, не говоря уже о предпоч-тении ими криминальной линии поведения. В последнем случае высока вероятность формирования из тако-го подростка рецидивиста;
во-вторых, поддержание и развитие специальной службы уголовного розыска по борьбе с преступностью несовершеннолетних. Безусловно, этот вопрос является актуальным, однако за рубежом наряду с решением проблемы борьбы с преступностью должное внимание на уровне государства, его субъектов уделяется профилактике правонарушении несовершеннолетних Полиция и борьба с преступностью за рубежом: Информационный сборник. -М.: ВНИИМВД СССР, 1991. -С.113-116. В этом плане недопустимо сокращение числа оперупол-номоченных уголовного розыска по делам несовершен-нолетних, совмещение данного направления с работой по другой линии, недостаточное количество и слабое ресурсное обеспечение отделов по профилактике право-нарушений среди несовершеннолетних, важно их взаи-модействие с иными заинтересованными субъектами.
К
мерам общесоциальной
профилактики можно
также отнести
обеспечение координации
деятельности всех органов,
учреждений и организаций (в
том числе общественных),
осуществляющих предупреждение
пре-ступлений
Позитивную роль в деле противодействия под-ростковой преступности могло бы сыграть создание обособленной системы юстиции для несовершеннолет-них, в состав которой входили бы система специализи-рованных судов, мест отбывания уголовного наказа-ния, следственных изоляторов и т. д.
Помимо вышеназванных мер, законодатель должен ввести запретительные и ограничительные меры, пре-пятствующие доступу несовершеннолетних к пор-нографической продукции, наркотикам, алкоголю, оружию и т. п. Проблему беспризорности можно ре-шить специальной подготовкой учительских курсов, ориентированных на выполнение воспитательных фун-кций подростков-беспризорников, а также организо-вать деятельность органов, способствующих трудоуст-ройству несовершеннолетних.
Заключение
Подростковая преступность объясняется избранием несовершеннолетним антисоциального образа поведения в связи с неадекватной оценкой обстоятельств и отсут-ствием жизненного опыта в целях самоутверждения.
Криминалистическая
характеристика преступле-ний,
совершаемых
Список литературы
1. Абубзкиров Ф.М. Уголовно-правовые и криминологические проблемы проти-водействия организованной преступности несовершеннолетних: Автореферат канд. дисс.-М.: Академия МВД РФ, 1995.
2. Венгеров А.Б.
Теория государства и права:
Учебник для юридических вузов.
3. Ермаков В.Д. Преступность несовершеннолетних // Криминология: Учебник для юридических вузов. - М.: Норма-М-Инфра,1999.
4. Криминальная ситуация на рубеже веков в России. М., 1999.
5. Криминологи о
неформальных молодежных
6. Кузнецова Н.Ф.
Проблемы криминологической
7. Миньковский Г.М.
Криминологическая
8. Миньковский Г.М.,
Пронина B.C., Болдырев Е.В. Некоторые
вопросы изучения и
9. Оккультные сипы в СССР. - СПб.: Северо-Запад, 1998.
10. Письмо Генеральной
Прокуратуры Российской
11. Полиция и борьба с преступностью за рубежом: Информационный сборник. -М.: ВНИИМВД СССР, 1991.
12. Федеральный закон
РФ «Об основах системы
13. Хохряков Г.Ф. Криминология: Учебник. - М.: Юристь, 1999.
14. Чучаев А.И. Уголовная
ответственность
15. Шляпочников А.С.
Изучение и предупреждение