Преступность несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 12:24, реферат

Описание работы

Одним из признаков социально-демографической характеристики личности является возраст. Законода-тель использует этот показатель для определения воз-растного уровня, с которого может наступать уголов-ная ответственность.
Это вполне закономерно, так как объективно воспринять смысл уголовно-правовых запретов, нала-гаемых законодателем на определенный круг действий, и с учетом этого сообразовывать свое поведение может только человек, отличающийся определенным право-сознанием и правовой культурой.
На базе такой категории, как индивидуальное правосознание Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов.- М.: Новый юрист, 1998. - С.572-588., законодатель в ч. 2 ст. 20 УК РФ предусматривает

Содержание

Введение 3
1. Криминологическая характеристика 5
2. Причины преступности несовершеннолетних 12
3. Меры предупреждения преступности несовершеннолетних 17
Заключение 23
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

динаммка.docx

— 38.79 Кб (Скачать)

В соответствие с этим законом расширен круг полномочий органа по контролю и предупреждению подростковой преступности. В частности, они  наделены правом ассигнования государственных  средств на созда-ние  программ в области  предупреждения подростковой преступности. Особое значение имеют целевые  програм-мы, создающие  условия лечения  и реабилитации подро-стков, страдающих от заболеваний  мозга, а также  став-ших жертвами насильственных преступлений.

Ряд норм данного закона посвящен разработке проектов, касающихся мер по профилактике преступ-ности среди  подростков, отбывающих заключение. Осо-бенно  приветствуются те проекты, которые основаны на индивидуальном подходе  к несовершеннолетним преступникам.

Особое  значение для профилактики и превенции подростковой преступности имеют  скоординированные  усилия государственных  органов власти, органов  мест-ного самоуправления и представителей местных общин  по созданию программ занятости подростков. Сюда же относятся  все меры, которые  помогают как-то занять несовершеннолетних граждан во время, свободное от посещения  школы, а именно: создание спортивных и оздоровительных  центров, центров  и клубов самодея-тельности, поддержка различных  молодежных движе-ний (в  частности, бой-скаутского движения) и др.

Согласно  указанному закону планируется  созда-ние «горячих линий» в школах, по которым была бы возможна оперативная  передача сведений о  соверше-нии насильственных преступлений в школах. Эти меры не были бы эффективными, если бы законом не нала-гались дополнительные запреты и не усиливались бы санкции за ношение огнестрельного оружия без соот-ветствующей лицензии.

Ряд норм посвящен поддержке  национальных меньшинств (в  особенности, индейцев) в области пре-дупреждения  подростковой преступности.

В последнее время  в США особенно широко осу-ществляется  политика поддержки  крупных городов, улучшения качества в них жизни  и обеспечения  безо-пасности для  граждан. Особое место  там занимают спе-циальные программы, направленные на предупрежде-ние  насилия среди  молодежи. Они осуществляются в трех направлениях:

меры  по борьбе с правонарушениями среди молодых  людей, относящихся  к национальным меньшинствам;

меры  предупреждения отсева из школ молодых людей  из группы риска и  содействие их трудоустройству;

меры  обеспечения здорового  начала для детей  и молодежи.

Профилактика  преступности несовершеннолетних должна начинаться с  антикриминогенного воздей-ствия семьи  на подростка.

Проблема  «неблагополучных»  семей существова-ла всегда, однако ранее  она в какой-то мере компенси-ровалась усилиями детских  комнат милиции, инспек-ций  по делам несовершеннолетних. Сейчас ситуация резко  изменилась в худшую сторону, поэтому  необхо-димо возобновление  профилактической деятельности комиссии по делам  несовершеннолетних, привлечение к  профилактике правонарушений несовершеннолетних добровольных фондов, религиозных организаций, об-щественных объединений  и движений.

Помимо  семьи, антикриминогенное  воздействие должно оказывать и окружение  подростка по месту  жительства или проведения досуга, что справедливо  отмечалось и отмечается криминологами.

В советский период это обстоятельство выполня-ло сдерживающую роль, поскольку, во-первых, функ-ционировали  специализированные детские учрежде-ния, организующие досуг  подростков по месту  житель-ства. Во-вторых, действовала система  субъектов -- не-государственных  организаций, осуществлявших профи-лактическую  работу в подростково-молодежной среде. Разрушение этой системы повлекло за собой развитие процессов самоорганизации  подростков по месту  их проживания.

Важную  роль в антикриминогенном  влиянии на несовершеннолетних должна оказывать  школа, по-скольку  само воспитание наряду с обучением составля-ет содержание процесса соответствующего воздействия  на подростка, формируя его в качестве полезного для  общества человека.

Ранее внеклассная работа была организована в  школе на должном  уровне. Изменение  системы ценност-ных  ориентации привело  к утрате системного воспита-тельного воздействия  на несовершеннолетних. В сочета-нии с  различного рода социальными  проблемами, кото-рые  влекут закрытие школ, забастовки учителей, диф-ференциацию  учащихся по их имущественному положе-нию и деление  школ на привилегированные  и обычные, это  влияет и на качество обучения основной массы  под-ростков, приводит к ослаблению педагогического  конт-роля за учащимися. В итоге весомая  доля несовершен-нолетних правонарушителей приходится на учащихся школ, профессионально-технических  училищ, когда подростки  в учебное время  совершают кражи, вымога-тельства, употребляют  спиртное, наркотики  и в этом состоянии  допускают противоправные действия.

Деятельность  государственных  специализирован-ных  органов может  также оказать  позитивное профи-лактическое  влияние на преступность несовершенно-летних.

Этого можно достичь  следующими способами:

во-первых, подготовка и осуществление  органами местной  администрации, органами местного самоуп-равления мероприятий по выявлению  подростков, ока-завшихся в трудных жизненных  ситуациях, и по ока-занию  им своевременной  помощи. Здесь важную роль должны сыграть  органы прокуратуры, выявляя и при-нимая  меры к тем, кто  нарушает права несовершенно-летних. В современной  сложной обстановке, конечно, трудно изыскивать возможности ресурсного обеспече-ния работы с подростками  по месту жительства, одна-ко это необходимо, поскольку деформации нравствен-ного порядка, имеющие место  у этого контингента, можно и должно исправить, не говоря уже о предпоч-тении  ими криминальной линии поведения. В последнем случае высока вероятность  формирования из тако-го подростка рецидивиста;

во-вторых, поддержание и  развитие специальной  службы уголовного розыска  по борьбе с преступностью  несовершеннолетних. Безусловно, этот вопрос является актуальным, однако за рубежом  наряду с решением проблемы борьбы с  преступностью должное  внимание на уровне государства, его  субъектов уделяется  профилактике правонарушении несовершеннолетних Полиция и борьба с преступностью за рубежом: Информационный сборник. -М.: ВНИИМВД СССР, 1991. -С.113-116. В этом плане недопустимо сокращение числа оперупол-номоченных уголовного розыска по делам несовершен-нолетних, совмещение данного направления с работой по другой линии, недостаточное количество и слабое ресурсное обеспечение отделов по профилактике право-нарушений среди несовершеннолетних, важно их взаи-модействие с иными заинтересованными субъектами.

К мерам общесоциальной профилактики можно  также отнести  обеспечение координации  деятельности всех органов, учреждений и организаций (в  том числе общественных), осуществляющих предупреждение пре-ступлений несовершеннолетних, устранение дублиро-вания  и четкое размежевание компетенции, осуществ-ление  совместных мероприятий, а также обмен  инфор-мацией между  ними.

Позитивную  роль в деле противодействия  под-ростковой преступности могло бы сыграть  создание обособленной системы юстиции  для несовершеннолет-них, в состав которой  входили бы система  специализи-рованных судов, мест отбывания  уголовного наказа-ния, следственных изоляторов и т. д.

Помимо  вышеназванных мер, законодатель должен ввести запретительные и ограничительные  меры, пре-пятствующие  доступу несовершеннолетних к пор-нографической  продукции, наркотикам, алкоголю, оружию и  т. п. Проблему беспризорности можно ре-шить специальной  подготовкой учительских  курсов, ориентированных  на выполнение воспитательных фун-кций подростков-беспризорников, а также организо-вать деятельность органов, способствующих трудоуст-ройству  несовершеннолетних.

Заключение

Подростковая  преступность объясняется  избранием несовершеннолетним антисоциального  образа поведения  в связи с неадекватной оценкой обстоятельств  и отсут-ствием жизненного опыта в целях  самоутверждения.

Криминалистическая  характеристика преступле-ний, совершаемых несовершеннолетними, имеет свою специфику. Чаще всего подростки  решаются на группо-вые  преступления - более  половины краж, две  трети грабежей и 90% разбоев среди  несовершеннолетних со-вершается группой. Если было обнаружено, что пре-ступление  было совершено группой, изучается роль каждого  участника группы, наличие связи  группы с организованной преступностью. При  расследовании обя-зательному выяснению подлежит выяснение наличия  взрослых в группе несовершеннолетних. Взрослые в та-ких  случаях чаще всего  являются подстрекателями.

Список  литературы

1. Абубзкиров Ф.М.  Уголовно-правовые  и криминологические  проблемы проти-водействия  организованной преступности  несовершеннолетних: Автореферат канд. дисс.-М.: Академия  МВД РФ, 1995.

2. Венгеров А.Б.  Теория государства и права:  Учебник для юридических вузов.- М.: Новый юрист, 1998.

3. Ермаков В.Д. Преступность  несовершеннолетних // Криминология: Учебник  для юридических вузов. - М.: Норма-М-Инфра,1999.

4. Криминальная ситуация  на рубеже веков в России. М., 1999.

5. Криминологи о  неформальных молодежных объединениях. М., 1990.

6. Кузнецова Н.Ф.  Проблемы криминологической детерминации. - М.: Изд-во Мос-ковского университета, 1984.

7. Миньковский Г.М.  Криминологическая характеристика  преступности несо-вершеннолетних  и молодежи // Криминология: Учебник. - М.: Изд-во БЕК, 1998.

8. Миньковский Г.М., Пронина B.C., Болдырев Е.В. Некоторые  вопросы изучения и предупреждения  преступности несовершеннолетних // Советское государство и право. -1964. - №9.

9. Оккультные сипы  в СССР. - СПб.: Северо-Запад, 1998.

10. Письмо Генеральной  Прокуратуры Российской Федерации  «О неудовлетво-рительном функционировании  государственной системы профилактики  правонару-шений несовершеннолетних»  от 17.06.1997 г. №1-ГП-79-97//Образование  в доку-ментах, -1997.-№19.

11. Полиция и борьба  с преступностью за рубежом:  Информационный сборник. -М.: ВНИИМВД  СССР, 1991.

12. Федеральный закон  РФ «Об основах системы профилактики  безнадзорнос-ти и правонарушений  несовершеннолетних» от 24.06.1999 г.  №120-ФЗ II Россий-ская газета. - 1999, 30 июня.

13. Хохряков Г.Ф.  Криминология: Учебник. - М.: Юристь, 1999.

14. Чучаев А.И. Уголовная  ответственность несовершеннолетних // Уголовное право России. Общая  часть: Учебник. - Институт международного  права и экономи-ки. Изд-во «Триада», ЛТД, 1997.

15. Шляпочников А.С.  Изучение и предупреждение преступности  несовершен-нолетних // Советская криминология: Учебник. - М.: Юридическая литература, 1966.

Информация о работе Преступность несовершеннолетних