Более
сложен для применения, хотя и более
эффективен метод оказания помощи.
Он связан с реализацией конкретных
мер, направленных на личностное развитие
и улучшение социально-бытового
положения лица: направление его
на работу или учёбу, улучшение бытовых
условий, формирование благоприятной
микросоциальной среды.
Наконец,
если убеждение и оказание помощи
оказались неэффективными, может
применяться метод принуждения.
Если убеждение и оказание помощи
должно осуществляться в основном государственными
социальными службами и общественными
организациями, то применение мер принуждения
— прерогатива правоохранительных
органов. В числе основных мер
принуждения, применяемых в рамках
индивидуального предупреждения преступлений,
называются:
- Меры административной
ответственности, носящие как карательный
(например, штраф), так и социально-оздоровительный
характер (изоляция от общества путём
административного ареста или административного
задержания).
- Принудительное
лечение алкоголизма и наркомании, направленное
не только на улучшение состояния здоровья
лица, но и на предотвращение совершения
противоправных поступков в результате
алкогольной или наркотической деградации
личности.
- Пресечение
нарушений ограничений, наложенных на
лицо вследствие ведения им противоправной
деятельности (например, в результате
условного осуждения или условно-досрочного
освобождения).
- Специальными
видами индивидуального предупреждения
являются профилактика безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних[12],
а также выявление лиц, совершивших нераскрытые
преступления, которые могут продолжать
преступную деятельность (следственная
и оперативно-розыскная деятельность).
Другие
основания классификации
мер предупреждения
преступности
Меры
предупреждения преступности могут
классифицироваться и по другим основаниям.
Так, Г. М. Миньковский в зависимости от
территориального и социального охвата
выделяет:
- Общегосударственные
меры.
- Региональные
меры, осуществляемые в отдельном административно-территориальном
образовании (область, район).
- Местные меры,
ограничивающиеся пределами одного муниципального
образования или населённого пункта.
- Объектные
меры, осуществляемые в конкретной организации.
- Контингентные
меры, направленные на определённые социальные
группы.
- Этот же автор
классифицирует меры предупреждения по
содержанию и основному направлению воздействия,
выделяя:
- Социально-экономические
меры, связанные с повышением жизненного
уровня населения, предоставлением социальных
гарантий.
- Меры, связанные
с социально-правовым контролем, основанным
на прозрачности и доступности для проверок
процесса принятия решения государственными
органами и должностными лицами, ведения
хозяйственной деятельности, управления
финансовыми потоками.
- Организационно-управленческие
меры, основанные на повышении эффективности
работы правоохранительных и иных государственных
органов за счёт лучшей организации труда
их служащих.
- Идейно-нравственные
меры, предполагающие формирование в обществе
убеждений и ценностных ориентаций, связанных
с правопослушным поведением.
- Социально-психологические
меры, направленные на подавление негативных
криминогенных тенденций и умонастроений
в обществе, например, связанных с национализмом,
повышенной тревожностью, боязнью социальных
катаклизмов.
- Медицинские
и психолого-педагогические меры, связанные
с предупреждением распространения социально
опасных заболеваний, лечением лиц, имеющих
психические отклонения, психологической
и социальной коррекцией поведения десоциализированных
субъектов.
- Технические
меры, включающие установку технических
средств, усложняющих совершение преступлений
(охранная сигнализация), либо позволяющих
осуществлять контроль за деятельностью,
связанной с возможностью совершения
преступлений (контрольно-кассовые аппараты,
камеры видеонаблюдения), а также меры
информационной безопасности.
- Правовые
меры, связанные с совершенствованием
уголовного законодательства и прочих
нормативно-правовых актов, являющихся
основой для борьбы с преступностью.
Список
использованной литературы:
- Криминология:
Учебник / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В.
Лунеева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.
С. 185.
- Криминология:
Учебник для вузов / Под общ. ред. А. И. Долговой.
3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 435—436.
- Аванесов
Г. А. Криминология. М., 1984. С. 339.
- Криминология:
Учебник для вузов / Под общ. ред. А. И. Долговой.
3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 437; Криминология:
Учебник / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е.
Эминова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005.
С. 265; Криминология: Учебник / Под ред. Б.
В. Коробейникова, Н. Ф. Кузнецовой, Г. М.
Миньковского. М., 1988. С. 161; Криминология.
М., 1979. С. 123; Курганов С. И. Криминология.
М., 2007. С. 80.
- Криминология:
Учебник для вузов / Под общ. ред. А. И. Долговой.
3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 438; Курганов
С. И. Криминология. М., 2007. С. 81.
- Криминология:
Учебник для вузов / Под общ. ред. А. И. Долговой.
3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 438; Курганов
С. И. Криминология. М., 2007. С. 81; Криминология:
Учебник / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В.
Лунеева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.
С. 203.
- См. Постановление
Правительства РФ «О Межведомственной
комиссии по социальной профилактике
правонарушений Правительства Российской
Федерации» от 29 декабря 2007 г. № 1648 // Российская
газета. 1998. 29 января.
- Криминология:
Учебник для вузов / Под общ. ред. А. И. Долговой.
3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 442; Криминология:
Учебник / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В.
Лунеева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.
С. 194—195; Криминология: Учебник / Под ред.
В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. 3-е изд.,
перераб. и доп. М., 2005. С. 271, 280.
- Криминология:
Учебник для вузов / Под общ. ред. А. И. Долговой.
3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 453;
- См.: Федеральный
закон «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // Российская газета.
1999. 30 июня