Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:40, реферат
Профилактика рецидивных преступлений является частью общих профилактических мероприятий. Но она имеет свои характерные особенности. Предупреждение рецидивной преступности предполагает активное, целенаправленное воздействие на весь комплекс обусловливающих ее причин и условий. Это воздействие осуществляется путем применения различных по своему содержанию мер на общесоциальном, социально-криминологическом и индивидуальном уровнях.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Профилактика
рецидивных преступлений является частью
общих профилактических мероприятий.
Но она имеет свои характерные
особенности. Предупреждение рецидивной
преступности предполагает активное,
целенаправленное воздействие на весь
комплекс обусловливающих ее причин и
условий. Это воздействие осуществляется
путем применения различных по своему
содержанию мер на общесоциальном, социально-криминологическом
и индивидуальном уровнях.
Особенности рецидивной
преступности, специфика некоторых обстоятельств,
ее обусловливающих, предопределяют необходимость
осуществления ряда специальных мер правового,
организационного, педагогического и
иного характера, направленных на недопущение
возврата на преступный путь тех, кто уже
подвергался уголовному наказанию, предупреждение
и снижение повторных преступлений. Целям
предупреждения рецидива преступлений
служит также рациональная система назначения
и исполнения наказаний. Важную роль в
предупреждении рецидива преступлений
играет педагогический процесс, организуемый
в исправительных учреждениях УИС. Он
направлен на искоренение у осужденных
антиобщественных взглядов и наклонностей,
привитие им уважения к законам, на формирование
привычки к труду, чувства долга и ответственности
за свое поведение и других положительных
качеств. Режим, труд, воспитательная работа,
общеобразовательное и профессиональное
обучение осужденных – все это подчинено
в конечном итоге задаче возвращения преступника
к социально полезной деятельности после
отбытия наказания.
Важной составной
частью работы по предупреждению рецидива
преступлений является подготовка к
освобождению лиц, отбывших наказание.
В процессе этой работы с ними проводятся
беседы, в ходе которых выясняется,
где они намерены проживать, работать
или учиться после освобождения. Вся
подготовительная работа к освобождению
проводится на основе глубокого и всестороннего
изучения личности осужденного и той микросферы,
в которой он будет находиться после освобождения.
При этом необходимо дать правильную оценку
степени исправления каждого из осужденных,
обеспечить строго индивидуальный подход
к выбору оптимальных для данного лица
путей и средств приобщения к честной
трудовой жизни.
Повышенного внимания
на подготовительном этапе требуют
инвалиды, престарелые, отказывающиеся
вернуться к прежнему месту жительства,
осужденные, не имевшие до осуждения постоянного
места жительства, несовершеннолетние,
особо опасные рецидивисты, судимые три
и более раза за умышленные преступления,
подлежащие к взятию под административный
надзор, не встающие на путь исправления
либо не отказавшиеся от намерений продолжить
преступную деятельность. В отношении
перечисленных категорий лиц подготовительная
работа по трудовому и бытовому устройству
проводится заблаговременно даже в том
случае, если они отказываются от помощи
в решении этих вопросов.
Для обеспечения
успешной социальной адаптации лиц,
отбывших наказание, в территориальные
органы из ИУ УИС представляется информация
о их личности, индивидуально-психологических
особенностях, поведении во время отбывания
наказания, степени исправления и другие
сведения, необходимые для организации
индивидуально-профилактической работы.
По прибытии
освобожденных к избранному месту
жительства сотрудники полиции проводят
с ними беседы, разъясняют порядок прописки,
трудоустройства. В случае необходимости
им оказывается конкретная помощь в обеспечении
работой, жильем, в решении других вопросов
жизненного устройства. Организуется
целенаправленная воспитательная работа
с привлечением представителей общественности
трудовых коллективов и по месту жительства.
Осуществляя общую профилактику рецидива
преступлений, органы внутренних дел проводят
комплексные проверки условий жизни, труда,
поведения в быту лиц, освобожденных из
мест лишения свободы, выявляют и обеспечивают
оперативное прикрытие мест концентрации
ранее судимых и других лиц, ведущих антиобщественный
образ жизни. Обстоятельства, способствующие
рецидиву преступлений лиц, склонных к
повторному совершению преступлений,
выявляются также в ходе комплексных операций.
При проведении мероприятий по выявлению
и устранению причин и условий рецидивной
преступности органы внутренних дел должны
поддерживать постоянную связь с различными
государственными органами и общественными
организациями, наблюдательными комиссиями
акиматов, советами профилактики правонарушений,
администрацией предприятий и т.д.
Есть свои особенности
(с учетом задач предупреждения рецидива
преступлений) у таких общепрофилактических
мероприятий, как выступления сотрудников
органов внутренних дел по месту жительства,
по радио и телевидению, в печати по вопросам
укрепления общественного порядка и борьбы
с правонарушениями, в иных формах их участия
в правовом воспитании граждан. В частности,
определенное сдерживающее значение имеет
разъяснение правовых последствий судимости,
признания некоторых категорий судимости
особо опасным рецидивом, законодательства
об административном надзоре за судимыми
лицами и других законов, регулирующих
правовые вопросы борьбы с рецидивом преступлений.
Одной из важных
задач индивидуальной профилактической
работы органов внутренних дел является
своевременное и полное выявление ранее
судимых, которые в силу сложившихся антиобщественных
взглядов, привычек, наклонностей могут
вновь встать на преступный путь.
Выявление таких
лиц осуществляется в ходе повседневной
деятельности органов и учреждений УКУИС,
аппаратов ОКП, участковых инспекторов
полиции, а также других служб, между которыми
должно обеспечиваться тесное взаимодействие.
Необходимым условием осуществления контроля
за поведением ранее судимых и проведения
с ними индивидуальной воспитательной
работы является глубокое и всестороннее
изучение их личности, прошлого, связей,
обстановки в семье, жилищно-бытовых условий,
материальной обеспеченности, планов
на будущее и т.д. Информацию, полученную
из бесед с освобожденными, их родственниками
и лицами из ближайшего окружения, путем
ознакомления с условиями и труда их жизни,
а также сведения о личности осужденного,
поступившие в полицию из исправительных
учреждений КУИС, работники полиции внимательно
анализируют и используют в профилактической
работе.
Наряду с профилактическими
мероприятиями, проводимыми по месту
работы и жительства ранее судимых
лиц, большое значение имеет устранение
условий, способствующих рецидиву преступлений,
возникающих в сфере досуга. Необходимо
иметь в виду, что связи ранее судимых
лиц на основе общих потребностей, интересов,
прошлого опыта и поведения осуществляются
преимущественно вне досягаемости таких
традиционных форм социального контроля,
как производственный коллектив, семья,
ближайшее бытовое окружение, а именно
в сфере досуга, особенно неорганизованного.
Усилия работников
полиции направляются прежде всего
на разобщение группировок ранее
судимых, общающихся на антиобщественной
основе. При воздействии как на
сферу семейно-родственных
Особое место
в предупреждении рецидивной преступности
занимает гласный административный надзор
полиции за определенными категориями
лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Являясь мерой принудительно-воспитательного
характера, административный надзор подробно
регламентируется законом и применяется
лишь в отношении тех освобожденных, чье
общественное поведение чревато наиболее
реальной угрозой рецидива. Основной целью
административного надзора является предупреждение
повторных преступлений со стороны ранее
судимых, формирование у них положительных
социальных наклонностей. Установление
и осуществление административного надзора
не должно нарушать другие права и законные
интересы поднадзорного, унижать его человеческое
достоинство, компрометировать по месту
работы, учебы и жительства.
Административный
надзор устанавливается в отношении совершеннолетних
лиц:
а) судимых к
лишению свободы за тяжкие преступления
или судимых за два или более
раза за любые умышленные преступления,
если их поведение в период отбывания
наказания свидетельствует об упорном
нежелании встать на путь исправления
и приобщения к честной трудовой жизни;
б) судимых к
лишению свободы за тяжкие преступления
или судимых два или более
раза за умышленные преступления, если
после отбывания наказания они
систематически нарушают общественный
правопорядок и законные интересы граждан,
несмотря на предупреждения органов внутренних
дел о прекращении антиобщественного
образа жизни.
Основанием для
установления административного надзора
является постановление судьи. Он устанавливается
на срок от шести месяцев до одного года.
Административный
надзор прекращается:
а) по истечении
срока, на который он был установлен,
если не имеется оснований для
его продления;
б) досрочно, если
будет установлено, что поднадзорный
твердо встал на путь исправления, положительно
характеризуется на работе, в быту;
в) в случае погашения
или снятия судимости с поднадзорного.
Постановление
судьи об установлении административного
надзора может быть отменено или
изменено по протесту прокурора либо
вышестоящим судом в случае признания
установления надзора необоснованным.
Назначение надзорных правил и ограничений
состоит в том, чтобы помешать поднадзорному
продолжать преступную деятельность и
антиобщественный образ жизни, воспрепятствовать
установлению им социально-негативных
связей, устранить или нейтрализовать
отрицательное влияние на него, не дать
ему возможности совершать правонарушения
в определенное время и в определенных
местах, а также в том, чтобы создать необходимые
условия для систематического контроля
за поведением лица, находящегося под
надзором, и проведение с ним воспитательной
работы. Осуществление административного
надзора возлагается на участковых инспекторов
полиции, которые работают в тесном взаимодействии
с сотрудниками ОКП и других служб, а также
представителями общественности.
Административный
надзор как один из элементов системы
профилактических мер предупреждения
рецидивной преступности не может исчерпываться
установлением определенных правил
поведения, ограничений для поднадзорных
и контроля за их исполнением. Запреты
и предписания, обращенные к поднадзорному,
должны сочетаться с воспитательной, разъяснительной
работой, а также оказанием ему необходимой
помощи.
Предупреждение рецидивной преступности является одним из важнейших направлений сложной, многогранной деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений. Особенности личности рецидивистов, их объективного положения в системе социальных отношений обусловливают необходимость последовательной интенсификации мер борьбы с данной, наиболее опасной формой преступных проявлений и находятся в прямой зависимости от научной обоснованности соответствующих общих и индивидуальных профилактических мер, их целенаправленности, последовательности и взаимной согласованности. Работа по профилактике рецидива преступлений может быть успешной только в том случае, если она базируется на положениях криминологии, педагогики, психологии, достижений других наук.