Предмет, понятие, метод и система криминологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 00:01, контрольная работа

Описание работы

Криминология - это самостоятельная междисциплинарная наука со своей историей, использующая оригинальные методы исследования и имеющая разветвленную сеть институтов и организаций во всем мире.

Работа содержит 1 файл

Криминология.docx

— 36.41 Кб (Скачать)

ПРЕДМЕТ, ПОНЯТИЕ, МЕТОД И СИСТЕМА КРИМИНОЛОГИИ. 

Криминология - это  самостоятельная междисциплинарная  наука со своей историей, использующая оригинальные методы исследования и  имеющая разветвленную сеть институтов и организаций во всем мире.

Общее представление  о содержании данной науки можно  получить путем уяснения смысла ее названия, которое состоит из двух частей: латинского слова "crime" (преступление) и греческого слова "logos" (учение). Буквальный перевод сочетания этих двух слов на русский язык означает "учение о преступлении". Принимая во внимание то обстоятельство, что термин "преступление" практически равнозначен термину "преступность", более точно, можно обозначить криминологию как "науку о преступности". Причем, если уголовное право изучает преступление, ответственность и наказание за них в законодательной форме и правоприменительной практике, то криминология исследует преступность, ее причины и условия, личность преступника и предупреждение преступлений как массовые социальные явления.

Таким образом, можно  определить криминологию сугубо с практической точки зрения, как науку о преступности и методах ее предупреждения. Но это - весьма общее понятие.

ВОПРОС 1. Понятие криминологии и ее предмет.

Впервые термин " КРИМИНОЛОГИЯ " появился на страницах печати в  конце девятнадцатого столетия. Сначала  под ним понимали проблемы этиологии (исследования причин преступности). О  чем, в частности, можно прочитать  в книге Топинарда и Гарофало "Криминология". Примерно в то же время специалистами правоведами были сформулированы ряд взглядов на сущность и предмет криминологии, которые явились основой для создания различных школ криминологии, существующих и в настоящее время. В общем виде их можно свести к пяти основным направлениям:

Представители первого  направления не выделяют криминологию в качестве самостоятельной научной  дисциплины, а считают ее частью уголовного права, если его рассматривать  в широком смысле слова. В настоящее  время такие взгляды представляют лишь исторический интерес.

Представители второго  направления включают в нее изучение причин преступности, методов борьбы с ней, проблемы уголовной политики, пенологии и уголовного права. Эта  концепция возникла в первые годы нашего столетия. Ее основоположником стал австрийский юрист Ганс Гросс (1847-1915) Он считал, что криминология включает в себя уголовную антропологию, уголовную социологию, криминалистику, криминальную психологию, уголовную политику, пенологию, уголовное право и ряд других отраслей науки. Мысль Г.Гросса об объединении всех "вспомогательных по отношению к уголовному праву наук с включением науки о следствии и пенологии" в единую систему криминологии нашла отражение во взглядах ученых второй половины ХХ века, что на наш взгляд, внесло много путаницы.

Третье направление, создателем которого был Лист (1851-1919) - известнейший представитель социологической  школы уголовного права, рассматривает  криминологию как науку о преступности и ее причинах наряду с криминалистикой, уголовным правом и уголовной  политикой.

Как Вы можете заметить, два последних направления объединяет одинаковое понимание содержания криминологии и криминалистики, что объясняется  их единой средой возникновения. Обе  они возникли в силу необходимости  обеспечения потребностей практики познать причины такого опасного социального явления, как преступность, и разработать эффективные методы борьбы с ней. Причем в период своего возникновения они не имели определенной сферы исследования, что в значительной мере повлияло на последующий подход к проблеме связи между криминологией  и криминалистикой.

Четвертое направление  отражает современные тенденции  развития криминологических исследований. Оно рассматривает криминологические  проблемы в связи с пенитенциарными, т.е. большое внимание уделяется изучению личности преступника, в т.ч. лиц с девиантным (отклоняющимся) поведением и применяемых к ним мер. Этот подход наиболее широко используется в США.

Последнее - пятое  направление рассматривает криминологию как науку о преступности и  ее причинах. Это направление характерно для европейской правовой школы.

Что же касается Российских правоведов, то они, в настоящее время, придерживаясь консервативных взглядов незначительно изменили свои взгляды на предмет изучаемой дисциплины. В ряде учебников его основными составными назывались: преступность, причины и условия преступности, личность преступника, предупреждение преступности. В учебнике, по которому предстоит учиться Вам их последовательность несколько изменена, что практически не меняет сути. Изучаемые составные предмета криминологии расположены в следующей последовательности:

1. ПРЕСТУПНОСТЬ (сущность  и ее закономерности).

Криминология изучает  преступность как социально обусловленное, исторически изменчивое явление  в обществе, представляющее собой  совокупность всех преступлений, совершенных  в данном государстве за определенный период времени, которое с позиции  общественных интересов относится  к разряду социальной патологии  и оценивается отрицательно. Понятием преступности охватывается совокупность преступлений, рассматриваемых в  виде фактов социальной действительности, а не юридических конструкций  типа, например, состава преступления. В этом своем реальном социальном бытии преступность подчиняется  определенным закономерностям, имеет  фиксированные качественно-количественные характеристики, которые и изучаются  криминологией. К ним относятся: уровень, структура и динамика преступности. Причем, правонарушения, не образующие преступлений, но тесно связанные  с ними, такие, например, как пьянство, проституция, наркомания и т.п., рассматриваются  криминологией при анализе причин и условий ряда видов преступлений и разработке мер их предупреждения. Исследования же этих явлений и проблем  борьбы с ними в полном объеме не входит в предмет криминологии.

2. ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА  изучается как система социально-демографических,  социально-ролевых, социально-психологических  свойств субъектов преступления. Применительно к личности преступника  рассматривается соотношение биологического  и социального в ней.

Выделение личности преступника  из всей массы людей осуществляется на основе двух критериев: юридического и социального (социально-психологического). Исходя только из юридического критерия, личность преступника определяется как лицо, совершившее преступление. Однако в этом суждении можно усмотреть  элементы тавтологии. Такое понятие  личности преступника "имеет формальный оттенок"(Стручков Н.А.Проблема личности преступника Л.,1983,с.49). Поэтому юридический критерий должен быть по необходимости дополнен критерием социальным (социально-психологическим), в соответствии с которым личности преступника присуща та или иная степень антиобщественной направленности (ориентации) или, как минимум, отдельные антисоциальные черты.

Данное положение  относится не только к злостному, но и к, так называемому, случайному преступлению, а также к лицам, совершающим преступления в состоянии  аффекта и даже по неосторожности. Сюда же включается и изучение тех  лиц, которые еще не нарушили уголовного закона, но в силу антиобщественных взглядов и привычек, проявившихся, например, в виде совершения соответствующих  административных правонарушений, могут  встать на преступный путь (Антонян Ю.М. Изучение личности преступника М.,1982, с.45).

То есть в предмет  рассматриваемой отрасли научных  знаний входит личность правонарушителя, понимаемая в указываемом выше смысле и включающая не только собственно преступника, но и другие категории  лиц, подвергающиеся целенаправленному  профилактическому воздействию.

В целом, данные о личностных свойствах применительно к субъектам  всех преступлений и отдельно по их видам содержат существенную информацию о причинах преступлений, которая  может быть использована при определении  мер, направленных на предупреждение новых  преступлений.

3. ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕСТУПНОСТИ - представляют собой совокупность социально-негативных экономических, демографических, идеологических, социально-психологических, политических, организационно-управленческих явлений, которые непосредственно порождают, продуцируют, воспроизводят (детерминируют) преступность как свое следствие.

Наряду с собственно причинами преступности предметом  криминологического анализа являются ее условия. Это такие явления  и процессы, которые сами по себе преступности не порождают, но, сопутствуя причинам и влияя на них, обеспечивают их действие, приводящее к определенному  следствию (совокупности деяний, нарушающих уголовный закон).

Причинное объяснение, неизменно актуальное для криминологических  исследований, опирается в первую очередь на понятия причин и условий  преступности. Однако криминологов интересуют и другие виды детерминации этого  социально-негативного явления: корреляция, системно-структурная связь и  т.д. Различные по источникам, содержанию, механизму действия и другим признакам  детерминанты преступности изучаются  в криминологии применительно:

а) ко всей совокупности преступлений;

б) к их отдельным  видам (группам, категориям);

в) к индивидуальным актам преступного поведения.

4. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ  ПРЕСТУПНОСТИ или иначе называемая - ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ. Эти  два термина (с точки зрения  этимологии) идентичны и ими пользуются  как взаимозаменяющими.

По своей сути предупреждение преступности - это специфическая  область социального регулирования, управления и контроля, имеющая многоуровневый характер и преследующая цель борьбы с преступностью на основе выявления  и устранения ее причин и условий, иных детерминант.

Криминология изучает  предупреждение преступности как сложную  динамическую систему. Ее функционирование связано с решением как общих задач социального развития, так и специализированных задач в области борьбы с негативными явлениями. Как правило, в криминологии профилактическая система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию, ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей, анализируется по: направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

Все рассмотренные  основные элементы предмета криминологии, во-первых, органично взаимосвязаны, а во-вторых, изучаются не только этой наукой. Например, преступность может  привлекать внимание социологов при  исследовании ими социальных отклонений; проблема личности преступника имеет  наряду с криминологическим криминалистический, оперативно-розыскной и другие аспекты; вопросы, связанные с предупреждением преступности путем назначения и исполнения наказания, изучаются в уголовном и исправительно-трудовом праве.

В чем же тогда заключается  специфика криминологического подхода  к изучению указанных выше явлений? В общем виде такая специфика  проявляется в следующем:

1. Криминология изучает  преступность и связанные с  ней явления как социально-правовую  реальность.

2. Специфика криминологического  познания состоит и в том,  что в нем делается выраженный  акцент на причинном объяснении  изучаемых этой наукой социально-правовых  явлений и процессов.

3. Во главу криминологических  исследований ставится задача  предупреждения преступности.

4. Криминология принимает  участие в разработке не только  правовых, но и иных по содержанию  средств борьбы с преступностью,  ее предупреждения (социально-экономических,  культурно-воспитательных и т.д.).

Некоторыми отечественными учеными предмет криминологии дополняется  историей криминологической науки, организацией и методикой изучения преступности, криминологическим прогнозированием и т.п. В настоящее время этот вопрос остается открытым и мы позволим себе лишь наблюдать за его решением, определив устоявшееся и апробированное представление о криминологии как социально-правовой науке, которая изучает сущность, закономерности и формы проявления преступности, ее причины и иные детерминанты, личность преступника и других категорий правонарушителей, могущих встать на преступный путь, а также систему предупреждения преступности и на этой основе разрабатывает общую теорию предупредительного воздействия на преступность и меры криминологической профилактики.

Вывод по первому вопросу: Криминология - самостоятельная социально-правовая (социолого-правовая) наука. В ее предмете выделяются по содержанию четыре основные составные части, четыре группы изучаемых  социальных явлений:

преступность;

личность преступника;

причины и условия  преступности (детерминанты);

предупреждение (профилактика) преступности.

ВОПРОС 2. Методология  и задачи криминологии.

Изложенные в первом вопросе лекции положения являются отправными для понимания целей, задач и функций криминологии.

Анализ научной  и учебной литературы по криминологии, к сожалению, не дает алгоритма этого  вопроса. Это объясняется рядом  объективных и субъективных причин, на которых мы останавливаться не будем.

Учитывая потребности  и интересы данной науки разделим цели на: теоретические и практические. Их также важно разделить на ближайшие, перспективные и конечные. Все цели естественно должны рассматриваться с позиции единства, но с соответствующей конкретизацией.

Не останавливаясь на их подробном рассмотрении перейдем к основным задачам криминологии, которые определяются "общими задачами обществознания и конкретизируются задачами борьбы с преступностью на современном этапе развития нашего общества ".

Информация о работе Предмет, понятие, метод и система криминологии