Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:49, реферат
Криминология является сравнительно молодой наукой. Как самостоятельное научное направление она появляется во второй половине ХIХ в. Дословно криминология — это учение о преступлении (crimen — преступление и logos — учение).
1. Понятие и предмет криминологии
Криминология является сравнительно молодой наукой. Как самостоятельное научное направление она появляется во второй половине ХIХ в. Дословно криминология — это учение о преступлении (crimen — преступление и logos — учение).
В предмет криминологии входят четыре основные проблемы. 1. Преступность — специфическое социальное явление, выраженное совокупностью совершенных преступлений в данном государстве (или регионе) за определенный период времени. 2. Личность преступника — специфическое социальное качество, своеобразный продукт негативного процесса социализации. 3. Причины и условия преступности — существующие в обществе социально-экономические, социально-политические, социально-психологические и социально-нравственные противоречия, порождающие преступность как свое закономерное следствие. 4. Предупреждение преступности — разновидность социального управления в обществе, имеющее целью удерживать преступность на минимально возможном уровне посредством воздействия на причины и условия, ее порождающие.
Дискуссия вокруг
главного вопроса предмета криминологии
— что такое преступность, породила
два самостоятельных подхода
в криминологии: биологический и
социологический, которые сосуществуют
и поныне. Криминология — это
самостоятельная наука о
Процесс формирования личности преступника длится не всю жизнь, а на протяжении времени, необходимого для становления индивида как личности. Процесс формирования личности характеризуется активной ролью общества, являющегося своеобразным поставщиком необходимой для восприятия информации, комплекса норм, ролей, установок, которые запечатлеваются в сознании и в определенной степени влияют в будущем на становление либо личности преступника, либо добропорядочного гражданина.
Основополагающую роль в данном случае играет так называемая первичная социализаци я, которая характеризуется тем, что протекает на уровне подсознания ребенка.
Семья, будучи средой
для первичной социализации, играет
важную роль в процессе становления
личности. Имеют место случаи, когда
у ребенка и подростка есть
необходимые эмоциональные
В нашей стране существуют объективные обстоятельства, формирующие высокий уровень неблагоприятного развития личности:
Очередной школой на пути формирования личности является воспитание ребенка в кругу своих сверстников. Влияние группы значительно постольку, поскольку данный человек ценит свое участие в ее жизнедеятельности.
Личность преступника формируется не только под влиянием микросреды (семьи, иных малых социальных групп), но и широких, макросоциальных явлений и процессов.
Изучение и учет криминологических особенностей личности позволяет установить отличия преступников от непреступников, выявить факторы, влияющие на совершение преступлений. Выборочные криминологические исследования, статистические данные свидетельствуют о том, что:
Системы криминологии как науки и учебной дисциплины (курса) не совпадают. Систематизация криминологической науки предполагает выделение в ней относительно самостоятельных, но органически связанных в единую концепцию разделов, посвященных четырем основным проблемам, составляющим в целом ее предмет. В ней должны быть отражены полученные на настоящий момент знания о преступности, ее детерминантах, личности преступника и предупреждении преступности. Помимо такой концепции в отечественной криминологии стали появляться самостоятельные научные направления (отрасли), в которых освещается влияние на преступность отдельных социальных институтов, например: семьи — семейная криминология, пенитенциарных учреждений — пенитенциарная криминология, экономики — экономическая криминология, политики — политическая криминология, средств массовой информации — криминология СМИ.
Систему курса криминологии образуют Общая и Особенная части, в которых обобщены позитивные криминологические знания, отражающие научное и практическое понимание основных вопросов предмета криминологии и криминологические характеристики отдельных видов преступности.
В Общей части криминологии рассматриваются следующие вопросы: история криминологии; преступность; личность преступника; причины преступности; механизм совершения отдельного преступления; изучение преступности (криминологические исследования) и ее прогнозирование; предупреждение преступности.
В Особенной части криминологии дается криминологическая характеристика относительно самостоятельных блоков преступности, выделенных по содержанию преступной деятельности либо по особенностям контингента преступников. Традиционно в ней предусматривается: насильственная, имущественная, экономическая, рецидивная, профессиональная, неосторожная, женская, организованная преступность, преступность несовершеннолетних. В последнее время также выделяют экологическую, воинскую, пенитенциарную, налоговую, коррупционную, государственную преступность.
ОСНОВНЫЕ МЕРЫ, ПО
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.
Меры проводимые по предупреждению преступности
несовершеннолетних могут быть разделены
на пять групп. При этом первые две направлены
на профилактику первичной преступности,
а последние три – рецидивной.
Первая группа мер - это меры по устранению
неблагоприятных условий семейного воспитания
детей, которые чаще всего приводят к нравственной
деформации личности подростка и становлению
его на путь совершения антиобщественных
поступков. Эти меры предусматривают воздействие
только на родителей или лиц, их заменяющих;
причем эта мера может быть и чисто воспитательным
и принудительным (например: лишение родительских
прав).
Данная группа мер применяется на этапе
ранней профилактики преступлений несовершеннолетних,
когда появляется лишь отдельная угроза
нравственному здоровью человека. Это
чрезвычайно серьезный этап предупредительной
работы, ибо, как показывает практика,
результаты негативного влияния на ребенка
в дальнейшем устраняются с большим трудом,
и то лишь при условии специального педагогического
воздействия. Ранняя профилактика всегда
связана с выявлением неблагополучных
семей и принятием мер к устранению этого
неблагополучия.
Вторая группа мер – это меры по оказанию
помощи подросткам, оказавшимся в неблагоприятных
условиях жизни и воспитания, начавшим
совершать поступки, свидетельствующие
о высокой степени вероятности становления
их на преступный путь (уход из дома и бродяжничество,
мелкие кражи, мелкое хулиганство и т.д.)
в сочетании с плохой учебой и дисциплиной
в школе, неподчинение родителям и т.д.
Главное здесь – воспитательные усилия
направленные на подростка, иногда сочетаемые
с принудительными мерами. Последние могут
широко использоваться в отношении родителей,
а также тех, кто вовлекает подростков
в пьянство, совершение правонарушений
и т.д.
Эффективное применение этих двух мер
во многом предопределяет успех всей работы
по предупреждению преступности несовершеннолетних.
Более того, само существование трех последних
этапов – это порождение брака в деятельности
на первых двух этапах.
Третья группа мер – это меры по установлению
подростков, совершивших преступления,
привлечение их к ответственности, судебное
рассмотрение соответствующих уголовных
дел, исправление и перевоспитание тех
из них, кто не осужден к лишению свободы.
Мы выделяем этот этап в качестве самостоятельной
меры и не сливаем с этапом исправления,
перевоспитания уже осужденных несовершеннолетних
по следующим причинам:
- привлечение к уголовной ответственности
подростка далеко не во всех случаях означает
его наказание в виде лишения свободы
и осуществление в отношении него воспитательно-карательного
воздействия в условиях воспитательно-трудовой
колонии;
- не всегда совершивший преступление
подросток вообще привлекается к уголовной
ответственности;
- воспитательная работа должна начинаться
с момента обнаружения факта преступного
поведения несовершеннолетнего и продолжаться
в процессе всего хода расследования уголовного
дела и рассмотрение его в суде.
Четвертая группа мер– это воспитательные
и карательные меры к подросткам, отбывающим
наказание в воспитательно-трудовых колониях,
в целях предотвращения рецидива с их
стороны.
Пятая группа мер – это меры по приобщению
к нормальной жизни, включению в трудовые
и учебные коллективы несовершеннолетних,
отбывающих наказание в местах лишения
свободы.
Работа с такими подростками должна быть
ориентирована в первую очередь на то,
чтобы они не допустили новых преступных
действий. Однако, проблема этим не исчерпывается,
поскольку освобожденные из колонии приобретают
ореол героев в глазах своих сверстников
и часто оказывают на них самое отрицательное
влияние, например, вовлекая в преступную
деятельность. Поэтому очень важно предупреждение
антиобщественного влияния отбывших наказание
на других лиц.
Все эти меры по предупреждению преступлений
несовершеннолетних в зависимости от
содержания, характера делятся на:
- Воспитательные, т.е. направленные на
перестройку нравственного сознания личности,
ее взглядов, потребностей, ориентаций.
Многие из форм воспитательной работы
(а именно в ней участвует наибольшее количество
организаций и учреждений) регламентированы
законом и иными нормативными актами.
Воспитательное воздействие реализуется
в ходе бесед, повседневных контактов
с подростком, путем вовлечения в работу
или учебу, подачи ему положительных примеров,
приобщения к художественной литературе,
искусству, спорту и т.д.
-Принудительные, т.е. уголовно-правовые,
административные, дисциплинарные, исправительно-трудовые.
Все они, конечно, регламентированы правом
и применяются в основном правоохранительными
органами. Однако и общественные организации
участвуют в их реализации.
- Организационные — специальные меры
по улучшению выявления и учета неблагополучных
семей и совершающих правонарушения подростков,
оказавшихся в трудных условиях и т.д.,
планирование работы с ними, контроль,
координацию действий различных организаций
(в отношении несовершеннолетних это наиболее
актуально в силу отмеченного выше значительного
числа •субъектов предупредительной
работы).
- Различные виды помощи подросткам, оказавшимся
в сложных жизненных ситуациях: устройство
на работу или учебу, разрешение семейных
конфликтов или конфликтов в учебных или
производственных коллективах.
Криминологическая характеристика насильственной преступности и ее предупреждение
Данный вид преступлений главным образом связан с посягательствами на права личности, ее неприкосновенность. Характерной чертой насильственной преступности является физическое насилие или угроза его применения над личностью, нарушение прав человека на жизнь, здоровье, другие интересы, охраняемые законом.
Для предупреждения преступлений, связанных с насилием над личностью, как и для предупреждения преступности вообще, требуется проведение неотложных мер по социально-экономическим и политическим преобразованиям в стране.
Нужно возродить
такие понятия, как патриотизм, дружба
народов, интернационализм, совесть, честь
и достоинство, скромность, уважение
к женщине, осуждение распущенности
и пресечение вседозволенности (не
путать с понятием демократии); пропагандировать
здоровый образ жизни, уважение к
труду и отрицательное
Следует повысить активность органов внутренних дел по выявлению и разобщению преступных групп, особенно среди подростков, занимающихся преступной деятельностью, связанной с преступлениями против личности, по недопущению вовлечения несовершеннолетних в преступные организованные структуры, пресечению фактов незаконного ношения холодного и огнестрельного оружия.
Профилактическую работу по предупреждению насильственных преступлений, хулиганства необходимо проводить комплексно на:
В этой работе должны
быть задействованы все
Требуется усовершенствование
уголовно-правового
Профилактику насильственной преступности, хулиганства надо считать первоочередной задачей в работе всех правоохранительных органов и за ее результаты соответствующим образом спрашивать. Много говорится на всех уровнях о необходимости укрепления кадров правоохранительных органов, в первую очередь органов внутренних дел, прокуратуры и суда, но мало что в этом плане делается. До тех пор пока эти органы не будут укомплектованы знающими свое дело, работоспособными и честными высококвалифицированными работниками, правопорядка в стране не будет. Обстановка требует также, чтобы за законностью в стране, в том числе и за законностью в деятельности органов внутренних дел и суда, был восстановлен высший прокурорский надзор.
Взаимосвязи криминологии с юридическими и неюридическими науками (дисциплинами)
Существует множество юридических наук, так или иначе способствующих делу борьбы с преступностью, их можно разделить на косвенные и специальные.
Косвенные науки занимаются рассмотрением проблемы преступности поверхностно, не углубляясь в нее.
К ним относятся:
К разряду специальных наук относятся:
Криминология
непосредственно
Изначально связь криминологии с уголовным правом проявлялась в том, что вопросы, относимые к предмету криминологии, ранее входили в рамки курса уголовного права, так как сама криминология признавалась лишь частью данной науки.