Почему Э. Дюркгейм утверждал, что преступность явление не только нормальное, но и полезное?

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 21:42, контрольная работа

Описание работы

Задачи:
- рассмотреть утверждение Э. Дюркгейма, дать разъяснение почему он так считал;
- раскрыть понятие латентной преступности, пути и способы борьбы с искусственной латентной преступностью;
- рассмотреть чем отличается взяткополучатель от других типов личности преступника.
Вопросы контрольной работы актуальны в наше время, так как преступность и борьба с преступностью является неотъемлемой частью современного мира.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Почему Э. Дюркгейм утверждал, что преступность явление не только нормальное, но и полезное?...................................................................................4
2. Каковы основные средства борьбы с искусственной латентной преступностью?.......................................................................................................8
3. Чем отличается личность взяткополучателя от других типов личности преступника?..........................................................................................................12
Заключение……………………………………………………………..…….…..15
Список используемой литературы……………………………………………...16

Работа содержит 1 файл

титульник по криминологии.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

      Филиал  НОУ ВПО

      «Самарская  гуманитарная академия»  в г. Димитровграде

      Юридический факультет 
 

            Кафедра Уголовного права и процесса 
             

      Контрольная работа

      По  дисциплине Криминология

Вариант №1.

1. Почему  Э. Дюркгейм утверждал, что  преступность явление не только  нормальное, но и полезное?

2. Каковы  основные средства борьбы с  искусственной латентной преступностью?

3. Чем  отличается личность взяткополучателя  от других типов личности преступника? 
 
 

              Выполнил  студент 4 курса

              Специальности 030501

              Юриспруденция

              Группа  Д-Ю341

              Афандеева Дарина Ришатовна

              ______________________

              Проверила ____________

              Доцент  Будкина Л.В.  
               
               
               

Димитровград 2009

Содержание 
 

Введение……………………………………………………………………..…….3

1. Почему Э.  Дюркгейм утверждал, что преступность  явление не только нормальное, но и полезное?...................................................................................4

2. Каковы основные  средства борьбы с искусственной  латентной преступностью?.......................................................................................................8

3. Чем отличается  личность взяткополучателя от  других типов личности преступника?..........................................................................................................12

Заключение……………………………………………………………..…….…..15

Список используемой литературы……………………………………………...16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Введение 

      Вариант №1 Контрольной работы.

      Вопросы этого варианта следующие:

1. Почему  Э. Дюркгейм утверждал, что  преступность явление не только  нормальное, но и полезное?

2. Каковы основные средства борьбы с искусственной латентной преступностью?

3. Чем отличается личность взяткополучателя от других типов личности преступника?

Целью контрольной работы является полное и четкое раскрытие вопросов.

      Задачи:

- рассмотреть утверждение Э. Дюркгейма, дать разъяснение почему он так считал;

- раскрыть  понятие латентной преступности, пути и способы борьбы с  искусственной латентной преступностью;

- рассмотреть  чем отличается взяткополучатель  от других типов личности преступника.

Вопросы контрольной работы актуальны в  наше время, так как преступность и борьба с преступностью является неотъемлемой частью современного мира.

      Преступность  как неординарное явление всегда интересовала не только специалистов. Человечество живет в страхе перед преступностью и столько, сколько оно существует, ищет методы и средства борьбы с ней. Нельзя сказать, что ученые не уделяли внимание исследование преступности. Раздумья о том, что это за феномен, кто такие преступники, почему они совершают преступления, можно найти в трудах многих ученых с древнейших времен: философов, историков, правоведов, психологов, социологов и психиатров. Для того чтобы вести борьбу с преступностью, необходимо ее познать. Появились ученые, занявшиеся этой проблемой,  постепенно сформировалась и наука, получившая название «криминология».

      Криминология – учение о преступлении, если иметь в виду буквальный перевод слова. Crimen – преступление, logos – учение. Однако фактическое содержание науки криминологии гораздо сложнее и многоаспектнее.

  1. Почему Э. Дюркгейм утверждал, что преступность явление не только нормальное, но и полезное?
 

      Эмиль Дюркгейм (фр. - Emile Durkheim), один из крупнейших представителей классический социологии, родился в 1858 г. на северо-востоке Франции, в г. Эпиналь.

    Его неординарные взгляды не могли не вызывать споров и критики. В 1895 вышла работа "Разделение общественного труда", потом "Социологический метод", "Самоубийство". Каждая книга вызывала широкий резонанс.

  В своих трудах Э. Дюркгейм стремился раскрыть специфику детерминации (объективно существующая обусловность вещей, процессов) социального поведения, не сводимую ни к механическому материализму, ни к субъективному идеализму1.

      Рассматривая  социальный феномен преступности, Дюркгейм подчеркивает, что совершение преступлений является нормой для любого общества. Следует пояснить, что Дюркгейм называет нормальным то, что органически присуще обществу и широко распространено. Оценивать социальный факт как норму или патологию на абсолютном уровне нельзя: нормой или патологией его делает исторический тип общества, социальный контекст.

Существование преступности есть норма: "...всегда и везде существовали люди, которые поступали таким образом, что, навлекали на себя уголовное наказание". Более того, согласно Дюркгейму, наличие преступности свидетельствует о здоровье социального организма. Для нормального функционирования общества необходим определенный уровень преступности. Даже у примитивных народов, там, где индивидуальное начало развито очень слабо, существует преступность: отклонения от коллективной модели поведения есть в любом обществе. Э. Дюркгейм утверждал, что девиация (отклонение) играет функциональную роль в обществе, поскольку отклонения в поведении и наказание девианта способствуют осознанию границ того, что считается допустимым, и выполняют роль факторов, побуждающих людей подтвердить свою приверженность моральному порядку общества. Дюркгейму принадлежит идея аномии (социальной безответственности) - общественного состояния, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Люди обнаруживают, что им трудно координировать свое поведение в соответствии с нормами, которые в данный момент становятся слабыми, неясными или противоречивыми. В периоды быстрых общественных перемен люди перестают понимать, чего ждет от них общество, и испытывают трудности в согласовании своих поступков с действующими нормами. "Старые нормы" уже не представляются подходящими, а новые, зарождающиеся нормы еще слишком туманны и нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными и значимыми ориентирами в поведении. В такие периоды можно ожидать резкого возрастания количества случаев девиации.

      Рассматривая  наказание в его историческом развитии, Дюркгейм объяснял его в  духе функционализма как способ удовлетворить  оскорбленное девиацией коллективное сознание. Изначально уголовное право  и наказание были, отмечает Дюркгейм, тесно связаны с религией. Право и религия в архаическом обществе находятся в сращенном состоянии: наиболее тяжким преступлением считается осквернение религиозных святынь, кощунство, нарушение запретов. Постепенно право эмансипировалось от религии, господство коллективного сознания и механического типа солидарности уступило место индивидуализированному обществу и органической солидарности, и самым наказуемым стало преступление против личности. Величайшей ценностью индивидуализированного общества являются человеческая жизнь и неотъемлемые права каждого человека.

     В своей работе "Метод социологии" Дюркгейм выдвигает категорическое требование – надо изучать социальные факты как вещи2. Он был уверен в том, что в процессе объяснения социального явления нужно отдельно исследовать порождающую его причину и выполняемую им функцию. Социальные явления обычно существуют не для достижения полезных результатов, к которым они приводят. Они существуют сами по себе (что и определяется выражением sui generis – особого рода).

Но, признав  реальность социальных явлений и  независимость их от человеческой психики, необходимо обеспечить и способы исследования, которые дадут возможность подойти к этой реальности объективно. Дюркгейм приводит пример такого метода.

               «Допустим, мы решили исследовать, что в обществе является нормальным, а что патологическим. Как решает этот вопрос обыденное сознание? Естественно то, что в обществе служит удовлетворению потребностей его членов, - обеспечивает им порядок, справедливость, спокойствие, безопасность и проч. Это нормальные элементы общества, а то, что порождает противоположные явления, - это патология. Но в одних случаях и состояниях общества этому служат одни элементы, в других - другие. Если исходить из заданного выше принципа, невозможно ничего понять в развитии общества как независимой реальности. Нужно задавать такие критерии, которые к пользе могут не иметь никакого отношения, но зато могут устойчиво и недвусмысленно прослеживаться в разных обстоятельствах и на разных обществах.

       Возьмем самый простой пример - будем считать нормальными факты, наиболее распространенные в обществе: по территории (везде встречаются) и по времени (устойчиво повторяются). Это не что иное, как, так называемый "средний тип". Применим этот критерий к такому явлению как преступление. И получаем вывод, крайне трудно воспринимаемый нашим сознанием: оказывается, что преступление - это нормальное явление в обществе. Для обыденного сознания это вопиющая нелепость, ведь преступление - это очевидная социальная патология!». Однако ближайшее исследование показывает, что это не так. Преступление присутствует во всех обществах. По крайней мере, во всех известных и как-то описанных наукой обществах. Преступность не уменьшается с развитием цивилизации и смягчением нравов, наоборот. Дюркгейм приводит статистику, согласно которой за XIX век во Франции преступность не только не уменьшилась, но даже повысилась, и рост составил целых 300%. Преступность существует весьма устойчиво, но общество при этом не дезорганизуется, стало быть, в таком размере, в каком она существует устойчиво, для общества она - явление нормальное. Только с выходом за пределы определенного уровня она начинает оказывать дезорганизующее воздействие, вот тогда и включаются социальные механизмы. Но не те, которые имеют своей функцией поддерживать определенный уровень преступности, а те, которые начинают воздействовать на причины, лежащие более глубоко. Как правило, эти средства воздействуют на многие элементы общества и могут затруднить их работу. Например, введение военного положения, смертной казни за определенные преступления, проверки документов у частных лиц, обыски в частных квартирах и проч. Все это не только осложняет жизнь всем членам общества, но требует также мобилизации социальных ресурсов: перемещения воинских контингентов, увеличения полицейского персонала, расширения его прав, обеспечения его специальными средствами борьбы и т.д. и т.п. Поэтому, как только преступность снижается до нормального уровня, все эти меры отменяются или сокращаются.

     Таким образом, благодаря своим исследованиям и отождествляя развитие капитализма с социальным прогрессом, Дюркгейм3 пришёл к выводу о том, что социальная функция преступности заключается в том, что её существование (в определённых пределах) есть проявление условий, необходимых для социального развития и изменения общества.4 Преступность – один из факторов общественного здоровья, неотъемлемая часть всех здоровых обществ. Ненормальны лишь чрезмерная преступность либо её слишком низкий уровень. В первом случае обществу грозит распад, во втором – застой в социальном развитии. 

  1. Каковы основные средства борьбы с искусственной латентной преступностью?

        В течение последнего столетия в мире неоднократно предпринимались попытки сравнить количественные и качественные данные анализа преступности различных стран. В этих целях проводились многочисленные исследования, охватывающие, как правило, некоторые развитые страны по более или менее сопоставимым и выборочным формам преступного поведения.

      Латентная преступность представляет собой совокупность лиц и совершенных ими в конкретном регионе и в конкретный период времени преступных деяний, не зарегистрированных в уголовной статистике.

      Не  отъемлимыми последствиями искусственной латентности является:

    1. Искажение представления о фактическом состоянии в уровне, в структуре, динамики преступности, о влечение и характера ущерба причиненного обществу преступными деяниями;
    2. Препятствие реализации, принципы неотвратимости ответственности за совершение преступления, рост преступности особенно рецидивной;
    3. Снижение достоверности прогнозов преступности затрудняющее определение основных направлений борьбы с ней;
    4. Снижение авторитета правоохранительных органов;
    5. Снижение активности граждан в борьбе с преступностью.

В латентной преступности выделяются 2 части:

1 часть - Скрытая преступность оказывает серьезное влияние и на социально-психологический климат в обществе. Она порождает у граждан недоверие в способность государственной власти гарантировать их безопасность, создать благоприятные условия для реализации конституционных прав и свобод, эффективно вести борьбу с преступностью, обеспечить неотвратимость ответственности виновных лиц за правонарушения.

Информация о работе Почему Э. Дюркгейм утверждал, что преступность явление не только нормальное, но и полезное?