Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 21:42, контрольная работа
Задачи:
- рассмотреть утверждение Э. Дюркгейма, дать разъяснение почему он так считал;
- раскрыть понятие латентной преступности, пути и способы борьбы с искусственной латентной преступностью;
- рассмотреть чем отличается взяткополучатель от других типов личности преступника.
Вопросы контрольной работы актуальны в наше время, так как преступность и борьба с преступностью является неотъемлемой частью современного мира.
Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Почему Э. Дюркгейм утверждал, что преступность явление не только нормальное, но и полезное?...................................................................................4
2. Каковы основные средства борьбы с искусственной латентной преступностью?.......................................................................................................8
3. Чем отличается личность взяткополучателя от других типов личности преступника?..........................................................................................................12
Заключение……………………………………………………………..…….…..15
Список используемой литературы……………………………………………...16
Филиал НОУ ВПО
«Самарская гуманитарная академия» в г. Димитровграде
Юридический
факультет
Кафедра
Уголовного права и процесса
Контрольная работа
По дисциплине Криминология
Вариант №1.
1. Почему
Э. Дюркгейм утверждал, что
преступность явление не
2. Каковы
основные средства борьбы с
искусственной латентной
3. Чем
отличается личность
Выполнил студент 4 курса
Специальности 030501
Юриспруденция
Группа Д-Ю341
Афандеева Дарина Ришатовна
______________________
Проверила ____________
Доцент
Будкина Л.В.
Димитровград 2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Почему Э.
Дюркгейм утверждал, что
2. Каковы основные
средства борьбы с
3. Чем отличается
личность взяткополучателя от
других типов личности
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………...
Введение
Вариант №1 Контрольной работы.
Вопросы этого варианта следующие:
1. Почему
Э. Дюркгейм утверждал, что
преступность явление не
2. Каковы основные средства борьбы с искусственной латентной преступностью?
3. Чем отличается личность взяткополучателя от других типов личности преступника?
Целью контрольной работы является полное и четкое раскрытие вопросов.
Задачи:
- рассмотреть утверждение Э. Дюркгейма, дать разъяснение почему он так считал;
- раскрыть
понятие латентной
- рассмотреть
чем отличается
Вопросы контрольной работы актуальны в наше время, так как преступность и борьба с преступностью является неотъемлемой частью современного мира.
Преступность как неординарное явление всегда интересовала не только специалистов. Человечество живет в страхе перед преступностью и столько, сколько оно существует, ищет методы и средства борьбы с ней. Нельзя сказать, что ученые не уделяли внимание исследование преступности. Раздумья о том, что это за феномен, кто такие преступники, почему они совершают преступления, можно найти в трудах многих ученых с древнейших времен: философов, историков, правоведов, психологов, социологов и психиатров. Для того чтобы вести борьбу с преступностью, необходимо ее познать. Появились ученые, занявшиеся этой проблемой, постепенно сформировалась и наука, получившая название «криминология».
Криминология – учение о преступлении, если иметь в виду буквальный перевод слова. Crimen – преступление, logos – учение. Однако фактическое содержание науки криминологии гораздо сложнее и многоаспектнее.
Эмиль Дюркгейм (фр. - Emile Durkheim), один из крупнейших представителей классический социологии, родился в 1858 г. на северо-востоке Франции, в г. Эпиналь.
Его неординарные взгляды не могли не вызывать споров и критики. В 1895 вышла работа "Разделение общественного труда", потом "Социологический метод", "Самоубийство". Каждая книга вызывала широкий резонанс.
В своих трудах Э. Дюркгейм стремился раскрыть специфику детерминации (объективно существующая обусловность вещей, процессов) социального поведения, не сводимую ни к механическому материализму, ни к субъективному идеализму1.
Рассматривая социальный феномен преступности, Дюркгейм подчеркивает, что совершение преступлений является нормой для любого общества. Следует пояснить, что Дюркгейм называет нормальным то, что органически присуще обществу и широко распространено. Оценивать социальный факт как норму или патологию на абсолютном уровне нельзя: нормой или патологией его делает исторический тип общества, социальный контекст.
Существование преступности есть норма: "...всегда и везде существовали люди, которые поступали таким образом, что, навлекали на себя уголовное наказание". Более того, согласно Дюркгейму, наличие преступности свидетельствует о здоровье социального организма. Для нормального функционирования общества необходим определенный уровень преступности. Даже у примитивных народов, там, где индивидуальное начало развито очень слабо, существует преступность: отклонения от коллективной модели поведения есть в любом обществе. Э. Дюркгейм утверждал, что девиация (отклонение) играет функциональную роль в обществе, поскольку отклонения в поведении и наказание девианта способствуют осознанию границ того, что считается допустимым, и выполняют роль факторов, побуждающих людей подтвердить свою приверженность моральному порядку общества. Дюркгейму принадлежит идея аномии (социальной безответственности) - общественного состояния, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Люди обнаруживают, что им трудно координировать свое поведение в соответствии с нормами, которые в данный момент становятся слабыми, неясными или противоречивыми. В периоды быстрых общественных перемен люди перестают понимать, чего ждет от них общество, и испытывают трудности в согласовании своих поступков с действующими нормами. "Старые нормы" уже не представляются подходящими, а новые, зарождающиеся нормы еще слишком туманны и нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными и значимыми ориентирами в поведении. В такие периоды можно ожидать резкого возрастания количества случаев девиации.
Рассматривая наказание в его историческом развитии, Дюркгейм объяснял его в духе функционализма как способ удовлетворить оскорбленное девиацией коллективное сознание. Изначально уголовное право и наказание были, отмечает Дюркгейм, тесно связаны с религией. Право и религия в архаическом обществе находятся в сращенном состоянии: наиболее тяжким преступлением считается осквернение религиозных святынь, кощунство, нарушение запретов. Постепенно право эмансипировалось от религии, господство коллективного сознания и механического типа солидарности уступило место индивидуализированному обществу и органической солидарности, и самым наказуемым стало преступление против личности. Величайшей ценностью индивидуализированного общества являются человеческая жизнь и неотъемлемые права каждого человека.
В своей работе "Метод социологии" Дюркгейм выдвигает категорическое требование – надо изучать социальные факты как вещи2. Он был уверен в том, что в процессе объяснения социального явления нужно отдельно исследовать порождающую его причину и выполняемую им функцию. Социальные явления обычно существуют не для достижения полезных результатов, к которым они приводят. Они существуют сами по себе (что и определяется выражением sui generis – особого рода).
Но, признав реальность социальных явлений и независимость их от человеческой психики, необходимо обеспечить и способы исследования, которые дадут возможность подойти к этой реальности объективно. Дюркгейм приводит пример такого метода.
«Допустим, мы решили исследовать, что в обществе является нормальным, а что патологическим. Как решает этот вопрос обыденное сознание? Естественно то, что в обществе служит удовлетворению потребностей его членов, - обеспечивает им порядок, справедливость, спокойствие, безопасность и проч. Это нормальные элементы общества, а то, что порождает противоположные явления, - это патология. Но в одних случаях и состояниях общества этому служат одни элементы, в других - другие. Если исходить из заданного выше принципа, невозможно ничего понять в развитии общества как независимой реальности. Нужно задавать такие критерии, которые к пользе могут не иметь никакого отношения, но зато могут устойчиво и недвусмысленно прослеживаться в разных обстоятельствах и на разных обществах.
Возьмем самый простой пример - будем считать нормальными факты, наиболее распространенные в обществе: по территории (везде встречаются) и по времени (устойчиво повторяются). Это не что иное, как, так называемый "средний тип". Применим этот критерий к такому явлению как преступление. И получаем вывод, крайне трудно воспринимаемый нашим сознанием: оказывается, что преступление - это нормальное явление в обществе. Для обыденного сознания это вопиющая нелепость, ведь преступление - это очевидная социальная патология!». Однако ближайшее исследование показывает, что это не так. Преступление присутствует во всех обществах. По крайней мере, во всех известных и как-то описанных наукой обществах. Преступность не уменьшается с развитием цивилизации и смягчением нравов, наоборот. Дюркгейм приводит статистику, согласно которой за XIX век во Франции преступность не только не уменьшилась, но даже повысилась, и рост составил целых 300%. Преступность существует весьма устойчиво, но общество при этом не дезорганизуется, стало быть, в таком размере, в каком она существует устойчиво, для общества она - явление нормальное. Только с выходом за пределы определенного уровня она начинает оказывать дезорганизующее воздействие, вот тогда и включаются социальные механизмы. Но не те, которые имеют своей функцией поддерживать определенный уровень преступности, а те, которые начинают воздействовать на причины, лежащие более глубоко. Как правило, эти средства воздействуют на многие элементы общества и могут затруднить их работу. Например, введение военного положения, смертной казни за определенные преступления, проверки документов у частных лиц, обыски в частных квартирах и проч. Все это не только осложняет жизнь всем членам общества, но требует также мобилизации социальных ресурсов: перемещения воинских контингентов, увеличения полицейского персонала, расширения его прав, обеспечения его специальными средствами борьбы и т.д. и т.п. Поэтому, как только преступность снижается до нормального уровня, все эти меры отменяются или сокращаются.
Таким образом, благодаря
своим исследованиям
и отождествляя развитие
капитализма с социальным
прогрессом, Дюркгейм3
пришёл к выводу о том,
что социальная функция
преступности заключается
в том, что её существование
(в определённых пределах)
есть проявление условий,
необходимых для социального
развития и изменения
общества.4
Преступность – один
из факторов общественного
здоровья, неотъемлемая
часть всех здоровых
обществ. Ненормальны
лишь чрезмерная преступность
либо её слишком низкий
уровень. В первом случае
обществу грозит распад,
во втором – застой
в социальном развитии.
В течение последнего столетия в мире неоднократно предпринимались попытки сравнить количественные и качественные данные анализа преступности различных стран. В этих целях проводились многочисленные исследования, охватывающие, как правило, некоторые развитые страны по более или менее сопоставимым и выборочным формам преступного поведения.
Латентная преступность представляет собой совокупность лиц и совершенных ими в конкретном регионе и в конкретный период времени преступных деяний, не зарегистрированных в уголовной статистике.
Не отъемлимыми последствиями искусственной латентности является:
В латентной преступности выделяются 2 части:
1 часть - Скрытая преступность оказывает серьезное влияние и на социально-психологический климат в обществе. Она порождает у граждан недоверие в способность государственной власти гарантировать их безопасность, создать благоприятные условия для реализации конституционных прав и свобод, эффективно вести борьбу с преступностью, обеспечить неотвратимость ответственности виновных лиц за правонарушения.