Основания прекращения гражданства РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 10:06, контрольная работа

Описание работы

Лишение гражданства не противоречит демократическим принципам. Недопустимо только произвольное, т.е. не основанное на законе, общепризнанных принципах международного права, и безосновательное лишение гражданства. В частности, это подчеркивается в ст. 15 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., где провозглашено, что никто не может быть произвольно лишен своего гражданства

Работа содержит 1 файл

Конституционное контрольная.doc

— 69.50 Кб (Скачать)

 

Основания прекращения  гражданства РФ. Отказ в выходе из гражданства

 

Тема №4. В рамках данной темы необходимо изучить российское законодательство о гражданстве и дать юридическую характеристику основаниям прекращения гражданства.  Следует также коснуться вопроса о лишении гражданства. Предусматривает ли это российское законодательствоо гражданстве. Имеются ли страны, которые предусматривают возможность лишения гражданства? Важно также понять, кто решает вопросы, связанные с прекращением гражданства,  какие органы,  в каком порядке?  В каких случаях может быть отказано в выходе из гражданства.

 

Отношения, связанные  с гражданством, регламентируются Конституцией РФ,  ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», ФЗ от24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», а так же некоторыми подзаконными актами: Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации». Понятие гражданства сформулировано в ст.3 закона «О гражданстве»: «Гражданство РФ – это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей».

Согласно ст.18 ФЗ «О гражданстве» от 31 мая 2002г. основаниями для прекращения гражданства являются:

1) вследствие выхода  из гражданства;

2) по иным основаниям  предусмотренным законом или  международным договором РФ (отмена  решения о приеме в гражданство,  оптация).

Согласно Конституции  РФ гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его, а также гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

Лишение гражданства  как одно из оснований прекращения гражданства законодательные акты о гражданстве 1991 и 2002 гг. напрямую не называют. Наоборот, руководствуясь демократическими идеями, Закон 1991 г., а затем уже и ст. 6 Конституции РФ установили, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Из этого же исходит и Закон 2002 г.

Однако под понятие "лишение гражданства РФ" полностью  подпадают предусмотренные в  обоих законах случаи отмены решения  о приеме в гражданство. В соответствии со ст. 22 Закона 2002 г. решение о приобретении лицом гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений.

Лишение гражданства  не противоречит демократическим принципам. Недопустимо только произвольное, т.е. не основанное на законе, общепризнанных принципах международного права, и безосновательное лишение гражданства. В частности, это подчеркивается в ст. 15 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., где провозглашено, что никто не может быть произвольно лишен своего гражданства

Лишение гражданства  отсутствует как основание прекращения  гражданства в законах большинства  государств - участников СНГ. В преамбуле  и первых статьях законов о  гражданстве закреплен принцип невозможности лишения гражданства, что соответствует международным нормам и является еще одним доказательством демократичности законодательства ряда стран СНГ.

Однако закон о гражданстве  Азербайджана предусматривает норму  о лишении гражданства в исключительном случае, если лицо совершило действия, наносящие существенный ущерб государственным интересам или безопасности республики. В законе о гражданстве Таджикистана сохранено лишение гражданства как основание прекращения гражданства республики.

Как уже указывалось, данные нормы о лишении гражданства  противоречат международным принципам, в частности ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, закрепляющей невозможность произвольного лишения гражданства.

Такое основание, как  лишение гражданства, требует, по мнению автора, более детальной законодательной регламентации. Процедура лишения гражданства не может регулироваться подзаконными актами. Законом о гражданстве Республики Молдова закреплено, что в исключительных случаях президент республики принимает решение о лишении гражданства лиц:

а) приобретших гражданство  республики обманным путем;

б) совершивших тяжкое преступление против государства;

в) завербовавшихся в  вооруженные силы иностранного государства;

г) вступивших в общественную должность другого государства без согласия государства гражданства;

д) совершивших преступление против человечества или акты геноцида.1

А теперь подробнее о  каждом основании прекращения гражданства:

а) выход из гражданства - это утрата гражданства на основании решения компетентных органов государства, выносимого по просьбе заинтересованного лица. Конституцией РФ лицам гарантируется право изменить свое гражданство. Это означает не только приобретение, но и выход из российского гражданства. Изменение гражданства возможно только на основе свободного волеизъявления лица и не может быть актом односторонним, поскольку гражданство характеризуется взаимной связью и обязанностью личности и государства.

При выходе из гражданства  Российской Федерации на основании  ч. 1 ст. 19 Федерального закона лица, проживающего на территории Российской Федерации, вместе с заявлением представляется документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ему иного гражданства в случае выхода из гражданства Российской Федерации, а также документ налогового органа Российской Федерации об отсутствии задолженности по уплате налогов. При выходе из гражданства Российской Федерации на основании ч. 2 ст. 19 Федерального закона лица, проживающего на территории иностранного государства, вместе с заявлением представляются:

документ, подтверждающий разрешение полномочного органа иностранного государства  на проживание в данном государстве (в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя);

документ о снятии с регистрационного учета по месту жительства в Российской Федерации (в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя);

документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя  иного гражданства или подтверждение возможности предоставления заявителю иного гражданства в случае его выхода из гражданства Российской Федерации;

документ налогового органа Российской Федерации (по последнему месту жительства заявителя на территории Российской Федерации) об отсутствии задолженности по уплате налогов.

Выход из российского гражданства  лица, проживающего на территории РФ, осуществляется с помощью личного обращения  гражданина. При подаче заявления  о выходе из гражданства необходимы документы, подтверждающие отсутствие не исполненных перед Россией обязательств (например, для граждан призывного возраста – справка из военкомата об отсутствии повестки о призыве на срочную службу). При заявлении ходатайств о выходе из гражданства ребенка необходимы копии свидетельства о рождении, усыновлении, письменное согласие детей в возрасте от 14 до 18 лет на изменение гражданства и пр. Список документов, необходимых для выхода из гражданства, в каждом случае конкретизирован.

Для граждан РФ, проживающих за пределами территории РФ, выход из гражданства также осуществляется с помощью личного обращения. Только для этих лиц предусматривается упрощенный порядок выхода из гражданства.

Гражданину РФ может быть отказано в выходе из российского гражданства, если он:

а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу, либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства  и гарантий его приобретения. Данное условие, судя по всему, направлено на сокращение без гражданства, провозглашенное Европейкой конвенцией о гражданстве 1997г., подписанной Россией.

Наличие невыполненных перед Россией обязательств, таких как, к примеру, прохождение военной службы, препятствует выходу лица из гражданства РФ. Закон о гражданстве от 1991г. предусматривал отказ в выходе из гражданства, «если гражданин проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с Российской Федерации договорными обязательствами о правовой помощи, но имеет, либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определяемых законом РФ». Отдельным пунктом закон предусматривал отказ в выходе из гражданства РФ, «если гражданин получил повестку о призыве на срочную или альтернативную службу».

б) иные основания:

- отмена решения по  вопросам гражданства. Это действие компетентного должностного лица, направленное на прекращение ранее неправомерно возникших у лица, приобретшего гражданство РФ, прав и обязанностей вытекающих из этого гражданства. Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Заключение полномочного органа об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации  составляется по форме, утверждаемой Министерством  внутренних дел Российской Федерации  или Министерством иностранных  дел Российской Федерации. В заключение указываются основания принятия полномочным органом в отношении заявителя решения о приеме в гражданство Российской Федерации или выходе из гражданства Российской Федерации, решение суда, которым установлен факт использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений в целях приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, с изложением установленных судом обстоятельств, а также статья Федерального закона, на основании которой отменяется ранее принятое решение по вопросам гражданства Российской Федерации.

 

Порядок решения  дел о гражданстве.

“Заявление по вопросам гражданства подается в письменной форме и лично. Подпись лица заверяет принимающий заявление представитель  органа, ведающего делами о гражданстве. В случае неграмотности и других физических недостатков заявление по просьбе лица подписывается другим лицом и нотариально заверяется. В исключительных случаях заявление и другие документы могут быть переданы через другое лицо или направлены по почте”2. То есть и в этом случае подлинность подписи и копии документов также удостоверяется нотариально. Заявления об изменении гражданства детей или недееспособных подаются их родителями или их законными представителями. При подаче заявления в России взимается государственная пошлина, за границей – консульский сбор. Согласие заинтересованных лиц на приобретение или прекращение гражданства (например, согласие другого родителя в случае изменение гражданства детей) излагается  письменно и  удостоверяется   нотариально.

 Решения по вопросам  гражданства в общем порядке  принимаются Президентом Российской  Федерации. Рассмотрение таких  заявлений осуществляется в течение  года. Решения по вопросам гражданства  в упрощенном порядке принимаются  федеральными органами министерств внутренних и иностранных дел, соответствующими органами субъектов РФ, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ. Такие заявления рассматриваются в течение шести месяцев.

Если лицо не удовлетворено  решением по вопросам о приеме в  гражданство,   выходе   из   гражданства,   о   гражданстве   детей   и   т.  д., повторное заявление может быть подано через год. Отказ органа, ведающего вопросами гражданства, принять заявление о гражданстве может быть обжалован в суд. Отказ в рассмотрении заявления и иные действия, нарушающие порядок рассмотрения дел и исполнения решений по вопросам о гражданстве, обжалуются в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) либо в суд.

 

Государственные органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве.

В системе органов, на которые возложено решение вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент РФ как глава  государства, олицетворяющий его. Исходя из этого, Конституция устанавливает, что Президент решает вопросы  гражданства РФ (ст.89 п.а).

Полномочия Президента Российской Федерации по делам о  гражданстве.

Закон о гражданстве  конкретизирует полномочия Президента в данной сфере. К ним относятся  решения по вопросам:

– приема в гражданство  Российской Федерации иностранных  граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства;

– восстановления в гражданстве  Российской Федерации отдельных  категорий лиц;

– разрешения на выход  из гражданства Российской Федерации  отдельных лиц;

– разрешения гражданину Российской Федерации иметь одновременно гражданство другого государства;

– отмены решения о  приеме в гражданство Российской Федерации;

– предоставления почетного  гражданства Российской Федерации.

По всем названным  вопроса Президент издает Указы. Другие органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу.

Для предварительного рассмотрения этих вопросов, Президент Российской Федерации образует Комиссию по вопросам гражданства.

Полномочия Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

Информация о работе Основания прекращения гражданства РФ